Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране

Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране
«Современные российские зрители смотрят фильмы в основном по видео, кабельному и эфирному телевидению. К экранному насилию, предлагаемому этими каналами, наиболее часто обращаются соответственно 51, 23 и 15 процентов юношей и девушек» [Тарасов, 1997, с.81]. Негативное воздействие медиатекстов, содержащих сцены насилия, на российскую молодежь в условиях практического отсутствия официального контроля и педагогических рекомендаций отмечается повсеместно. Общий контекст здесь таков: после отмены цензуры в средствах массовой информации, случившейся в России, как известно, на рубеже 90-х годов двадцатого века, на кино/теле/видеоэкранах страны стали демонстрироваться (практически без возрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных медиатекстов, содержащих сцены насилия. Только за пять лет (1993-1998) было снято около 300 российских фильмов, «в которых набралось более 4000 сцен насилия и убийств» [Сергеева, Сидоров, 1998, c.18].
Низкий уровень жизни основной массы российского населения, не способного покупать лицензионную продукцию, существенно облегчает жизнь процветающему аудиовизуальному пиратству, в том числе в области несанкционированного закупкой авторских прав показа фильмов по провинциальным частным кабельным и дециметровым телеканалам, продажи и проката видеокассет, компьютерных дисков и т.д. Однако в отличие от развитых западных стран, где существуют государственные программы контроля за экранным насилием и ограждением детей, несовершеннолетней молодежи от негативного воздействия сцена насилия на экране, в России до сих пор все оставлено на самотек.
Вот почему кажется важной задача проведения анализа ориентаций и предпочтений российской несовершеннолетней аудитории (в возрасте до 18 лет) по отношению к экранным медиатекстам (в области кинематографа, телевидения, видео, компьютерных игр), причин и следствий контакта данной аудитории с экранным насилием на фоне современной российской социокультурной ситуации. Представляется необходимым выяснить степень популярности у данной аудитории экранных медиатекстов, содержащих сцены насилия; выявить основные типы и черты характеров экранных персонажей, ею предпочитаемых; обнаружить факторы, привлекающие юных зрителей в сценах насилия на экране (развлекательная, рекреативная, компенсаторная, информационная функции и т.д.); определить факторы неприятия учащимися сцен насилия на экране, выяснить тип компании, в которой школьники предпочитают смотреть сцены насилия на экране, причины и следствия такого рода просмотров; узнать мнения данной аудитории относительно источников проявления насилия и агрессии в обществе, влияния показа сцен насилия в произведениях экранных искусств на увеличение преступности, запрета показа насилия на экране и пр.
Анализ полученных результатов может помочь в составлении и обосновании типологии отношений школьников к насилию на экране, размышлению о причинах и следствиях их контакта с произведениями экранных искусств, содержащих сцены насилия; разработке структуры прогностической модели государственной социокультурной, экологической (экология человека) политики в области регулирования отношений российской молодежи с экранными текстами, содержащими сцены насилия.
Обоснование логики вопросов анкетирования
При составлении теста была намеренно избрана закрытая форма анкетирования (где после конкретного вопроса следовали несколько вариантов ответов, из которых нужно было выбрать один или несколько). Это было связано с тем, что большинство школьников, как правило, не способно компактно и быстро изложить свою точку зрения относительно своих медиапредпочтений, следовательно, для четкой формулировки ответов нужно дать группу наиболее вероятных вариантов. Кроме того, из-за унифицированности анкета закрытого типа требует значительно меньшего времени на заполнение, чем аналоги открытого типа, и легче поддаются итоговой обработке. анкета была условно разбита на три части: «Ориентации и предпочтения учащихся по отношению к изображению насилия на экране», «Отношение учащихся к насилию на экране, причины и следствия контакта с экранным насилием», «Учащиеся и изображение насилия на экране: ситуативные тесты».
Структура анкеты была выбрана по следующим соображениям:
Раздел № 1. «Ориентации и предпочтения учащихся по отношению к изображению насилия на экране»:
1) вначале школьникам предлагается довольно обширный (40 названий) список российских и зарубежных фильмов, около половины из них - популярные комедии и мелодрамы, не содержащие сцен насилия, в других же (триллеры, фильмы ужасов, криминальные и военные драмы), насилие, напротив, нередко выходит на первый план развития действия; основываясь на том, что фильмы данного списка часто идут по российскому телевидению, имеются в видеопрокате и в продаже на видеокассетах и DVD/Video CD, можно предположить, что учащиеся, которых в той или иной степени привлекает зрелище насилия на экране, назовут в числе любимых картины именно такой направленности;
2) аналогично составлен и список популярных среди молодежи компьютерных игр: предполагается, что учащийся, выбравший в качестве любимой построенную на драках и перестрелках игру Doom, не может отрицательно относиться к показу насилия на экране;
3) после косвенного выяснения отношения учащихся к показу насилия на экране, далее представляется логичным переход к прямым вопросам 3-5, чтобы с их помощью узнать, в фильмах, телепередачах, компьютерных играх каких стран (в списке из 40 стран отсутствуют названия многих африканских, азиатских и латиноамериканских стран по причине того, что их экранная продукция чрезвычайно редко попадает на российский экран и не тиражируется на видеокассетах/DVD/Video CD), жанров, тем, по мнению школьников, содержится больше всего сцен насилия; логика их последовательности такова: зная кинематографическую державу (к примеру, США), выбранную тем или иным учащимся, исходя из современного российского аудиовизуального репертуара, где американская продукция составляет большинство и содержит немалое число сцен насилия, можно догадаться, какие жанры и темы (скорее всего, развлекательной направленности) будут названы далее.
4) выяснив знание аудиторией жанрово-тематических компонентов, которые чаще всего сочетаются на экране с изображением сцен насилия, можно перейти к конкретному вопросу 6 - о наиболее популярных у учащихся героях из violent films; для этого предлагается список, полностью составленный из картин, содержащих сцены насилия (то есть данный список является частью общего списка, составленного для ответа на первый вопрос); если учащийся ориентирован прежде всего на американские триллеры, фильмы ужасов, то наверняка в числе его любимых герои типа Терминатора или Рембо;
5) зная тип выбранного учащимся героя (к примеру, Терминатора или Рембо), с большой долей вероятности можно предположить, что в качестве главных понравившихся черт его характера будут названы (в ответах на вопрос 7) сила, решительность, смелость и т.д., и немалое число школьников, сделавших такой выбор, хотят походить на него во взглядах на жизнь или поведении (вопрос 8);
Раздел № 2. «Отношение учащихся к насилию на экране, причины и следствия контакта с экранным насилием»:
1) сначала путем прямого вопроса выясняется число учащихся, которых привлекают или не привлекают сцены насилия на экране; наиболее вероятная гипотеза: если отвечая на вопросы первой части теста, школьники выбирали в качестве любимых фильмы, компьютерные игры, содержащие сцены насилия, а в качестве главных героев называли, к примеру, Терминатора или Рембо, ответ на данный вопрос будет положительным;
2) в зависимости от ответа на данный вопрос, учащимся предлагается выбрать из списка факторы, привлекающие или отталкивающие их в сценах экранного насилия; здесь можно предположить, что привлекать может развлекательность зрелища или рекреация, а отталкивать - страх перед видом крови, насилием, преступностью;
3) исходя их многочисленных наблюдений в кино/видео/компьютерных залах, можно предположить, что учащиеся, ориентированные на развлечение с помощью экранного насилия, предпочитают общаться с экраном в компаниях приятелей (от трех и более человек), поэтому такой вариант ответа кажется наиболее вероятным при ответе на следующий вопрос;
4) далее следуют вопросы, касающиеся причин просмотра насилия на экране и психологического состояния после такого просмотра; если исходить из особенностей психологии тинэйджеров (стремление к самоутверждению, к подчеркиванию своей «взрослости» и т.д.), нельзя надеяться, что все опрошенные в подобной аудитории признаются в том, что они хотят общаются с экранным насилием из-за какой-либо своей ущемленности и оказываются после просмотра в подавленном, ожесточенном настроении; скорее всего, в своих ответах немалое число учащихся захочет подчеркнуть, что экранное насилие никоим образом не отражается на их психике;
5) естественно, что в случае такого ответа, учащийся будет утверждать, что он не стремится надолго запоминать сцены насилия и не склонен слишком часто обсуждать их с кем-либо, но если уж обсуждает, то в основном с друзьями: психология подростка не позволяет ему ставить на первое место в качестве собеседника родителей или учителей;
Раздел № 3: «Учащиеся и изображение насилия на экране: ситуативные тесты».
Особенность этой части анкетирования в том, что учащиеся оказываются в гипотетической игровой ситуации выбора. Некоторые вопросы данной части теста могут показаться несерьезными, шуточными (к примеру, вопрос о кличках домашних животных). Однако сделано это намеренно, для своего рода разрядки между вопросами более серьезного характера.
1) вопрос о видеокассете с единственным фильмом, который учащийся хотел бы взять с собой на необитаемый остров, в какой-то степени повторяет вопрос 1 части 2 (со списком из сорока популярных фильмов, содержащих и не содержащих сцены насилия), однако сама игровая ситуация, когда школьник должен, пусть даже в воображении, в течение длительного времени иметь в своем распоряжении только один фильм, может изменить характер его предпочтений: далеко не всякий человек, предпочитающий смотреть фильмы с насилием в обычной жизни, захочет остаться, к примеру, с «Рембо» на необитаемом острове;
2)шуточная ситуация с выбором имени для домашнего животного тем не менее, позволяет получить косвенное представление о степени популярности тех или иных киноперсонажей у несовершеннолетних участников опроса;
3) ситуация с типом реакции учащихся при просмотре сцен насилия на экране, бесспорно, в значительной степени дублирует прямой вопрос об их отношении к экранному насилию из части 2, но сделано это намеренно, так как предполагается, что если респондента привлекают сцены насилия на экране, то он, скорее всего, в предполагаемой ситуации не станет выключать телевизор или отводить взгляд от экрана, если там будут показываться такого рода эпизоды;
4) аналогичный характер имеет и ситуация с гипотетическими съемками учащихся в сценах экранного насилия: предполагается, что человек, отвергающий насилие на экране, не захочет сниматься в такого рода экранной продукции, и наоборот;
5) ситуации со спорами о причинах и влиянии агрессии и насилия в обществе и о запрете показа насилия на экране также рассчитаны на подтверждение ответов предыдущих частей теста (респондент, который предпочитает смотреть сцены насилия на экране, наверное, не станет указывать экранное насилие в качестве причины роста преступности в обществе, не придаст особого значения его влиянию и не потребует вмешательства цензуры);
6) последняя ситуация теста предлагает учащемуся определить возраст своего будущего ребенка, с которого он бы разрешил ему смотреть сцены насилия на экране; наиболее вероятным здесь представляется вариант, когда респонденты - любители насилия на экране - выбирают самый низкий возрастной ценз или вообще выступают за отсутствие всяких запретов.

Основные цели опроса
Раздел № 1. «Ориентации и предпочтения учащихся по отношению к изображению насилия на экране»:
1. Выяснить степень популярности у учащихся экранной продукции (фильмов, компьютерных игр), содержащей сцены насилия; полученные данные помогают учесть реальные предпочтения аудитории, обратить внимание на конкретные произведения, жанры и темы, которые пользуются успехом у данной аудитории, а, следовательно, оказывают максимальное воздействие (нравственное, психологическое и т.д.).
2. Определить, в какой степени экранная продукция разных стран, жанров и тем ассоциируются у учащихся с экранным насилием; полученные результаты во многом показывают степень приобщенности респондентов к экранной культуре и их умение ориентироваться в их тематическо-жанровом спектре.
3. Выявить основные типы и черты характеров экранных персонажей, предпочитаемых учащимися, в том числе и тех, на кого респондентам хотелось бы походить; логично, что при разработке спецкурса для школьников, посвященного теме экранного насилия, нами учитывались проявившиеся тенденции, особое внимание уделялось типичным произведениям-фаворитам, герои которых числились в любимцах у данной аудитории.
Раздел № 2. «Отношение учащихся к насилию на экране, причины и следствия контакта с экранным насилием»:
4. Определить число учащихся, которых привлекают и отталкивают сцены насилия на экране: при этом количество первых должно в значительной степени совпадать с числом юных зрителей, предпочитающих героев кровавых триллеров и фильмов ужасов, список которых приведен в первой части анкеты.
5. Обнаружить главные факторы, привлекающие учащихся в сценах насилия на экране (развлекательная, рекреативная, компенсаторная, информационная функции, динамика, темп действия, актерская игра и т.д.); полученные результаты нужны для сопоставления их с материалами письменных работ, устных бесед, чтобы точнее констатировать самооценку аудиторий причин своих предпочтений и их подлинную подоплеку, выявленную в результате всего исследования.
6. Обнаружить главные факторы неприятия учащимися сцен насилия на экране (что также важно для разработки и проведения спецкурса для школьников).
7. Выяснить тип компании, в которой учащиеся предпочитают смотреть сцены насилия на экране, причины и следствия (психологическое состояние, размышления, обсуждение) такого рода просмотров; это важно для сравнения самооценки аудитории с результатами анкетирования в целом.
Раздел № 3: «Учащиеся и изображение насилия на экране: ситуативные тесты».
8. Выявить, в какой степени учащиеся, положительно относящиеся к экранному насилию, готовы, пусть даже гипотетически, остаться в течение длительного времени «один на один» с фильмом типа «Рембо» или «Терминатора»; полученные результаты позволяют судить о том, насколько прочны текущие экранные предпочтения аудитории по отношению к произведениям, содержащим сцены насилия.
9. Выяснить тип реакции респондентов во время просмотра сцен насилия на экране; полученные результаты должны подтвердить ответы аудитории на ключевой вопрос второй части теста (о положительном или отрицательном отношении к экранному насилию).
10. Узнать о степени воображаемой готовности школьников сниматься в сценах насилия; полученные результаты также должны подтвердить ответы аудитории по поводу положительного или отрицательного отношения к экранному насилию.
11. Определить мнение учащихся относительно причин проявления насилия и агрессии в обществе, влияния показа сцен насилия на экране на увеличение преступности, запрета показа насилия на экране (в том числе и по отношению к своим будущим детям); анализ результатов ответов тоже позволяет подтвердить тенденции, проявившиеся в ответах аудитории на ответы первых двух частей теста.

В октябре 2003 года нами было опрошено 450 школьников (средние школы №№ 12, 27, 36, 37, 38 города Таганрога) в трех возрастных группах (7-8 лет, 12-13 лет и 16-17 лет, по 150 человек в каждой возрастной группе) по теме «Насилие на экране и несовершеннолетняя аудитория».
Анализ полученных результатов показал следующее.

I.Анализ результатов анкетирования по разделу №1.«Ориентации и предпочтения учащихся по отношению к изображению насилия на экране».
Кинопредпочтения учащихся
А)возрастная группа 7-8 лет
В пятерку самых предпочитаемых младшими школьниками фильмов входят: «Король лев» (14,00%), «Терминатор» (12,67%), «Назад в будущее» (12,67%), «Рембо» (12,00%) и «Бриллиантовая рука» (8,00%). Таким образом, как минимум два наиболее предпочитаемых данной аудиторией фильма («Терминатор» и «Рембо») содержат целый «пакет» сцен с натуралистично изображенным насилием разного рода. К тому же, оба эти фильма в США, например, демонстрировались с серьезными возрастными ограничениями (R – несовершеннолетние до 17 лет допускаются на сеанс только в сопровождении родителей или опекунов). Для российских детей 7-8 лет, как мы видим, никаких возрастных рейтинговых барьеров не существует…
Гендерная выборка несколько отличается от общих результатов. Выбор мальчиков более определенно сдвинут в сторону фильмов с жесткими сценами насилия: первое и второе место делят «Терминатор» (20,73%) и «Рембо» (18,29%). В то время, как выбор девочек более миролюбив – список их предпочтений с большим отрывом возглавляет мультфильм диснеевской студии «Король лев», за которым идут комедии «Бриллиантовая рука» и «Игрушка» плюс фантастическая лента «Назад в будущее» (каждую из этих картин предпочло 10,29% девочек).
Б)возрастная группа 12-13 лет
Первая пятерка предпочитаемых фильмов у подростков выглядит, естественно, иначе, чем у младших школьников: «Назад в будущее» (11,33%), «Бригада» (10,00%), «Никита» (8,00%), «Король лев» (7,33%), «Терминатор» (6,67%). Как мы видим, мультфильм «Король лев» занял у подростков лишь четвертое место, тогда как на первое место вышел фантастический блокбастер Р.Земекиса «Назад в будущее». В пятерке «хитов» данной аудитории можно обнаружить 3 фильма, сюжет которых отчетливо связан с натуралистическим изображением таких сцен насилия, как убийство, терроризм, вооруженное нападение и т.п.: «Бригада» (10,00%), «Никита» (8,00%) и «Терминатор» (6,57%).
У мальчиков данного возраста предпочтения сюжетов с откровенными сценами насилия выглядят еще более отчетливо: «Бригада» (11,26%), «Терминатор» (8,45%), «Молчание ягнят» (8,45%), «Рембо» (7,04%)… Иными словами, первые четыре места занимают только фильмы, содержащие показ сцен жестокого насилия.
Школьницы, как и следовало ожидать, менее ориентированы на «экранное насилие» в своих предпочтениях. На первом и втором местах у них «Назад в будущее» (16,45%) и «Король лев» (13,92%). Но в то же время в первой пятерке тоже violent films: «Никита» (10,13%), «Бригада» (8,86%) и «Пятница, 13» (8,86%).
В)возрастная группа 16-17 лет
Как видно из итоговых данных, в десятку наиболее предпочитаемых 16-17 летними учащимися фильмов вошло семь картин: «От заката до рассвета» (22,67%, гендерных различий нет), «Никита» (17,33%; 6,25% голосов юношей и 30,00% - девушек), «Основной инстинкт» (16,67%; 13,75% голосов юношей и 20,00% - девушек), «Твин Пикс» (16,00%, без видимых гендерных различий), «Прирожденные убийцы» (11,33%, без гендерных различий в процентах голосов), «Однажды в Америке» (10,00% - без отчетливых гендерных различий) и «Пятница, 13» (10,00%; 2,50% голосов мальчиков и 16,57% - девочек). При этом именно насыщенные кровавыми сценами ленты - абсолютные лидеры по числу отданных голосов (лидер юношей – «От заката до рассвета» - 22,50% голосов; лидер девушек – «Никита» - 30,00% голосов).
Зато, как и в предыдущих возрастных группах, экранные произведения арт-хауса имеют малое количество поклонников.
В 1999 году я проводил аналогичный опрос старшеклассников. Тогда первая тройка лидеров оказалась составленной из мелодрамы («Красотка») и двух комедий («Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи»). При этом количество поклонников фильма Р.Родригеса «От заката до рассвета», представляющего собой пародийную смесь из жестокой гангстерской драмы и фильма ужасов, не превысило 17%, тогда как «Красотке» отдали предпочтение 26% тинэйджеров (правда, преимущественно – девушек).
В 2003 году популярность у учащихся старшего возраста постоянных хитов телерепертуара центральных каналов «Бриллиантовой руки» и «Джентльменов удачи» резко упала по сравнению с 1999 годом, что свидетельствует о существенной переориентации медийных предпочтений молодежной аудитории.
Г)обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп.
В обобщенных результатах анкетирования 450 учащихся (233 респондента мужского пола, т.е. 51,78% и 217 – женского, т.е. 48,22%) пятерка лидеров выглядит следующим образом: «Назад в будущее» (14,00%), «Никита» (10,89%), «От заката до рассвета» (9,33%), «Король лев» (8,44%), «Терминатор» (8,00%). При этом за «Назад в будущее» проголосовало на 4%, за «Никиту» - на 12%, а за «Короля льва» - на 10% больше респондентов женского пола, чем мужского. Зато у «Терминатора» на 10% больше поклонников среди школьников, чем среди школьниц.
Популярная в группе 12-13-летних учащихся криминальная сага «Бригада» во «всевозрастном» балансе не набрала и 6% голосов, т.к. 7-8-летняя аудитория не заинтересовалась этим сериалом, сюжет которого, скорее всего, показался для младших школьников слишком «взрослым».
Гендерные различия проявились также в том, что 10,14% школьниц проголосовали за мирную мелодраматическую комедию Э.Рязанова «Ирония судьбы» (у школьников – всего 1,29% голосов) а, 9,22% - как ни странно - за агрессивный триллер о кровавом маньяке «Пятница, 13» (у школьников – 3,43%). Школьники же выделили напичканные насилием боевики «Рембо» (10,73% против 1,38% у школьниц) и «Леон» (8,15%, против 0,00% у школьниц). В любом случае в пятерку любимых фильмов по обобщенным результатам голосования вошли 3 фильма («Никита», «От заката до рассвета», «Терминатор»), сюжеты которых практически полностью построены на сценах жестокого насилия (преимущественно показаны убийства и жестокие увечья). В целом фильмы со сценами насилия получили большее число голосов респондентов мужского пола.

Компьютерные игры, которые нравятся учащимся
А)возрастная группа 7-8 лет
Анализ результатов анкетирования в данной возрастной группе показывает, что 16,00% школьников (14,63% мальчиков и 17,65% девочек) по разным причинам не имеют возможности играть в компьютерные игры. Тогда как у остальных наиболее популярны такие игры как “Tetris” (24,67%; мальчики – 25,61%, девочки – 23,53%), “Aladdin” (23,33%; мальчики – 17,07%, девочки – 30,88%) и “Doom” (8,00%; мальчики – 10,97%, девочки – 4,41%). Из тройки лидирующих игр только одна (“Doom”) построена на перманентных сценах насилия, при этом у мальчиков она более чем в два раза популярнее, чем у девочек).
Б)возрастная группа 12-13 лет
В этой группе не имеют доступа к компьютерным играм 18,67% школьников (14,08% мальчиков и 22,78% девочек). Тройка лидирующих игр в целом выглядит так: “Tetris” (23,33%; мальчики – 14,08%, девочки – 31,64%), “Aladdin” (23,33%; мальчики – 19,72%, девочки – 26,58%) и “Tennis” (7,33%; мальчики – 8,45%, девочки – 6,33%). Итак, в целом в тройку лидеров не попали игры, построенные на интерактивном насилии. Однако у мальчиков 3-4 места (с одинаковым показателем 9,86%) заняли агрессивные “Doom” и “Mortal Combat”. Тенденция повышенной популярности violent games среди мальчиков сохраняется и в данной возрастной группе.
В)возрастная группа 16-17 лет
13,33% опрошенных данной возрастной группы (12,50% юношей и 14,28% девушек) заявили, что не имеют практической возможности играть в компьютерные игры.
Как и в двух первых возрастных группах на первом месте у опрошенных игра-мозаика «Тетрис», не содержащая сцен насилия (38,67% процентов опрошенных, без существенных различий по гендеру, в опросе 1999 года эта цифра была несколько больше - 44,65%), в то время как основанная на сценах насилия игра «Doom» собрала почти в пять раз меньше поклонников (8,00%). Популярная в предыдущих возрастных группах вполне мирная игра Aladdin набрала 24,00% (гендерных различий нет) почитателей, то есть практически столько же, как и у 7-8-летних и 12-13-летних.
Г)обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп
Обобщенные результаты в принципе совпадают с отдельными. На первом месте у 450 опрошенных учащихся мирные игры «Тетрис» (26,67% процентов опрошенных) и Aladdin (23,55%). При этом и в том, и в другом случае голосов респондентов женского пола на 7% больше, чем мужского.
Затем идет (без существенной гендерной разницы) куда более агрессивная по сюжету игра “Doom” (7,55%).
16,22% опрошенных всех возрастных групп (13,73% респондентов мужского пола и 18,43% - женского) заявили, что не имеют практической возможности играть в компьютерные игры.

Страны-производители экранной продукции, в фильмах, телепередачах, компьютерных играх которых, по мнению учащихся, содержится наибольшее число сцен насилия
А)возрастная группа 7-8 лет
Школьники данной возрастной группы в целом верно определили, в каких странах производятся фильмы, телепередачи и компьютерные игры, содержащие наибольшее число сцен насилия: США (42,00%), Россия (17,33%), Япония (10,67%). При этом гендерная разница в данных ответах школьников минимальна.
Б)возрастная группа 12-13 лет
Америка тоже указана школьниками данной возрастной группы как главный поставщик экранной продукции, содержащей сцены насилия (30,67% опрошенных вывели ее на первое место). На втором месте опять Россия (28,00%). На третьем – Китай/Гонконг (14,00%), который в группе 7-8 летних занимал 4 место.
В)возрастная группа 16-17 лет
В отличие от предыдущих возрастных групп главным производителем экранной продукции, содержащей сцены насилия, 16-17-летние указали Россию (25,33% в целом, при 18,75% голосов юношей и 32,86% голосов девушек). На втором месте оказались США (22,67%). На третьем – Китай/Гонконг (17,33%). В опросе 1999 по этому показателю, по мнению старшеклассников, безоговорочно лидировали США. Думается, мнения опрошенных 2003 года отражают в основном наплыв российских сериалов на криминальную тему («Бригада», «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила» и т.п.), случившийся за прошедшие три-четыре года.
Г)обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп.
Итак, на первое место по производству фильмов, телепередач и компьютерных игр, содержащие наибольшее число сцен насилия, учащиеся поставили США (30,00%). Затем идут Россия (21,33%), Китай/Гонконг (12,00%) и Япония (10,00%). При этом гендерная разница в данных ответах не выглядит существенной.

Жанры фильмов, телепередач, компьютерных игр, которые, по мнению учащихся, наиболее часто сочетаются с изображением сцен насилия.
А)возрастная группа 7-8 лет.
Младшие школьники посчитали, что сцены насилия наиболее часто содержатся в медиатекстах синтетических жанров (27,33%), action (14, 00%) и триллерах (11,33%).
Б)возрастная группа 12-13 лет.
Подростки на первое место поставили детектив (22,67%). За ним - action (16,00%) и смесь жанров (14,00%). Впрочем, и триллер как жанр, содержащий сцены насилия, указан 8,67% учащихся.
В)возрастная группа 16-17 лет.
Анализ дает представление о том, что 16-17-летиние в целом неплохо ориентируются в жанровом спектре экранного насилия: «хорроры» (22,67%), триллеры (22,00%) справедливо указываются в качестве базовых для «экранного насилия».
Г)обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп.
В итоге главными жанрами экранного насилия учащиеся назвали детектив (15,11%), синтез жанров (14,44%), триллер (14,00%), «хоррор» (11,33%) и action (экранный текст, основанный на действии, боевик) (11,11%). Гендерная разница также не выглядит существенной. Таким образом, учащиеся вполне удовлетворительно ориентируются в жанровом спектре современных экранных текстов.

Темы фильмов, телепередач, компьютерных игр, которые, по мнению учащихся, наиболее часто сочетаются с изображением сцен насилия.
А)возрастная группа 7-8 лет.
Младшие школьники посчитали, что наиболее часто показ сцен насилия связан с криминальной (22,67%), мистической (12,67%) и психопатологической (10,67%) темами. Гендерная разница проявилась в том, что мальчики в большей степени, чем девочки, выделили современную и приключенческую темы, в то время, как девочки – психопатологическую и спортивную.
Б)возрастная группа 12-13 лет.
Подростки на первое место также вывели криминальную тему (26,67%), однако за ней следуют молодежная (12,67%), военная (9,33%) и политическая (9,33%) тематика. Впрочем, психопатологическая (8,67%) и мистическая (6,00%) темы также не забыты. Гендерная разница проявилась в том, что девочки в большей степени сделали акцент на психопатологической теме, а мальчики – на военной.
В)возрастная группа 16-17 лет.
Опрошенные учащиеся данной возрастной группы на первые места поставили криминальную (27,33%), мистическую (14,67%) и психопатологическую (16,00%) темы. Криминальная тема заняла первое место и в опросе тинэйджеров 1999 года.
Г)обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп.
Респонденты всех возрастных групп на первые места поставили криминальную (26,00%), психопатологическую (12,67%, голосов опрошенных женского пола тут почти второе больше, чем мужского) и мистическую (11,33%) темы, что в целом свидетельствует о неплохой тематической ориентации учащихся.

Фильмы со сценами насилия, главные герои которых нравятся учащимся
А)возрастная группа 7-8 лет.
В пятерку самых предпочитаемых младшими школьниками персонажей фильмов со сценами насилия вошли герои «Терминатора» (18,67%), «Пятницы, 13» (13,33%), «Никиты» (12,67%) «Рембо» (12,00%). Это свидетельствует о том, что этой аудитории нравятся герои самых популярных у нее лент. Напомню, что «Терминатор» понравился 12,67% опрошенных, «Рембо» - 12,00%, «Никита» - 7,33%. Впрочем, остальные любимые персонажи младших школьников также миролюбивыми не назовешь: робот-убийца Терминатор, безжалостная Никита, мускулистый спецназовец Рембо, уничтожающие на экране десятки людей…
Парадоксально, но гендерный анализ показывает, что агрессивный персонаж «Пятницы, 13» нравится больше девочкам (20,59%), чем мальчикам (7,32%). Зато вполне логичным выглядит предпочтения мальчиками Терминатора (25,61% против 10,29% предпочтений девочек) и Рембо (18,29% против 4,41%), а девочками – женственной и красивой киллерши Никиты (20,59% против 6,10% предпочтений у мальчиков).
Б)возрастная группа 12-13 лет
В данной возрастной группе список любимых персонажей выглядит так: Никита (23,33%, первое место этому персонажу обеспечил выбор девочек – 29,11%), Рембо (18,67%, сей персонаж попал на второе место благодаря активному голосованию мальчиков – 22,53%) и Терминатор (10,00%, при более активном голосовании мальчиков – 14,08%). Напомню, что «Никита» (8,00%) и «Терминатор» (6,67%) также были в пятерке самых любимых фильмов, названных подростками, однако их персонажи, как выяснилось, понравились подросткам еще больше, чем сами картины.
В)возрастная группа 16-17 лет.
Данной возрастной группе пришлись по душе в основном главные герои таких содержащих сцены насилия фильмов, как «Криминальное чтиво» (10,67%, без ощутимой гендерной разницы в голосах), «Основной инстинкт» (10,67%; юноши – 5,00%, девушки – 17,14%), «Пятница, 13» (9,33%; юноши – 8,75%, девушки – 10,00%), «Никита» (8,67%; юноши – 3,75%, девушки – 14,28%), «От заката до рассвета» (8,00%; юноши – 5,00%, девушки – 11,43%), то есть так называемые отрицательные персонажи - мафиози, бандиты, убийцы, жестокие садисты и т.п. Популярные у младших возрастов «Рембо» и «Терминатор» собрали тут в среднем от 3% до 6% поклонников. Нами зафиксированы предпочтения этой же аудитории, и где 28,67% респондентов заявили, что их привлекают сцены насилия на экранах, поэтому конкретные предпочтения не вызывают удивления.
Сравнительный анализ показывает, что в предпочтениях 16-17-летних есть существенная разница между понравившимся фильмом и его главным персонажем. Так «От заката до рассвета» Р.Родригеса понравился 22,67% опрошенных, в то время как его главные герои-бандиты понравились 8,00% аудитории. Аналогичная ситуация возникает и с «Никитой»: его героиня-киллер понравилась 8,67% опрошенных, а сам фильм - считают лучшим 17,33%.
Данные нашего опроса подтверждаются и результатами анкетирования 368 старшеклассников, проведенного К.А.Тарасовым [Тарасов, 2002, с.147] в декабре 2000 года, в ходе которого было зафиксирована идеализация персонажа-злодея значительной группой респондентов. Такого рода герои нравились каждому четвертому из опрошенных. А в так называемой группе риска (то есть высокоактивных потребителей экранного насилия) такого рода респондентов было в три раза больше – 61%. «Оказывается, опираясь на кинематографические коды, многие зрители конструируют в своем сознании фрагмент социального мира, в котором происходит инверсия понятий положительного и отрицательного героя. Отсюда наказание отрицательного – по версии авторов фильма – героя вызывает не одобрение, а сожаление» [Тарасов, 2002, с.148].
Г)обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп.
Суммарный итог по всем возрастным группам относительно любимых персонажей фильмов, содержащих сцены насилия, выглядит так: Никита (14,89%, первое место этому персонажу обеспечил выбор респондентов женского пола – 21,20%), Рембо (12,44%, этот персонаж вышел на второе место благодаря поддержке респондентов мужского пола – 17,17%) и Терминатор (10,67% при более активном голосовании респондентов мужского пола – 15,02%), т.е. полное совпадение (при несколько ином процентном соотношении) с результатами опроса 12-13 подростков. Так или иначе, «крутые» персонажи, для которых убить человека, что муху прихлопнуть, нравятся, как минимум каждому десятому из опрошенных учащихся.

Черты характера, которые нравятся учащимся в героях фильмов (указанных в таб.6), содержащих изображение сцен насилия.
А)возрастная группа 7-8 лет.
Самыми популярными чертами полюбившихся младшим школьникам персонажей из violent films, согласно полученным нами данным, стали красота (17,33%), сила (10,67%), смелость (10,67%), ум (8,00%) и доброта (7,33%). При этом мальчики на первые места поставили силу (19,51%), смелость (19,51%), решительность (9,76%), ум (9,76%) и трудолюбие (7,32%), тогда как девочки – красоту (33,82%), находчивость (13,23%), доброту (13,23%) и оптимизм (7,35%). Такие, к примеру, черты героев, как принципиальность, правдивость, отзывчивость и верность набрали совсем немного голосов (от одного до трех процентов).
Б)возрастная группа 12-13 лет.
В данной возрастной группе на первое место вышла также красота -19,33% (и снова за счет женской части аудитории, треть которой поставила на первое место именно эту черту). Далее следуют: смелость (14,67% - в основном за счет голосов мальчиков) и сила (11,33% - тоже за счет мужской части аудитории). Девочки отметили также такие черты персонажей, как доброта (10,13%) и верность (8,86%). Оказалось, что 12-13 летние подростки гораздо меньше, чем 7-8 летние школьники, склонны выделять такие качества персонажей, как ум (голосов ровно в два раза меньше). Да и трудолюбие также оказалось не в почете (1,41% голосов мальчиков и 0,00% девочек).
В)возрастная группа 16-17 лет.
В качестве понравившихся черт характеров экранных героев были названы красота (всего – 12,00%, юноши – 3,75%, девушки – 21,43%), доброта (всего – 10,67%, юноши – 6,25%, девушки – 15,71%), беззаботность (всего – 9,33%, юноши – 2,50%, девушки – 17,14%). Популярные у младших возрастных групп такие черты главных персонажей, как решительность, сила и смелость набрали меньшее число сторонников (8,00%, 7,33% и 4,00% соответственно, при этом, конечно же, голосов юношей было гораздо больше – 13,75%, 12,50% и 6,25%).
Ум оказался не в почете (2,67% голосов), впрочем, как и правдивость (5,33%) с принципиальностью (2,00%). А трудолюбие, вообще, не нашло ни одного сторонника в данной возрастной группе (0,00%).
В опросе 1999 года у тинэйджеров лидировали решительность, ум, сила, красота и смелость.
Г)обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп.
В обобщенном варианте главной чертой характера понравившегося школьникам персонажа экранного текста с преобладанием эпизодов, изображающих насилие, стала красота 15,11% (за счет 28,57% женской части аудитории). Далее идут: смелость (10,00% - в основном за счет 16,31% голосов респондентов мужского пола) и сила (10,00% - тоже за счет 17,60% мужской части аудитории).
Респонденты женского пола отметили также такие черты персонажей, как доброта (12,90% при общем проценте голосов 6,67%), беззаботность (8,75% при общем проценте голосов – 5,55%) и верность (5,53% при общем проценте голосов 4,67%).
Аутсайдерами у опрошенных школьников стали такие качества персонажей, как трудолюбие (1,55% при 0,00% женских голосов), жестокость (0,44%) и цинизм (0,00%). Иначе говоря, выбирая своими фаворитами таких весьма жестоких персонажей, как Никита, Терминатор или Рембо, учащиеся ценят в них прежде всего красоту, силу и смелость.
И опять-таки обобщенные результаты анкетирования наиболее близки к результатам анкетирования подростковой аудитории.
Просмотров: 110
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: