Пусть кричат меня на царство» — мрачный, пристальный взгляд исподлобья, стремительность и резкость движений, твердый голос уверенного в своих силах человека. «Юность Петра», царевна Софья. Материализованная память ученого-космонавта Криса Кельвина — Хари из «Соляриса» — некая имитация человека, вновь и вновь на наших глазах совершающая тайну воскрешения, побеждая ужас и смерть, страдая и любя, в муках возвращающая себе земное прошлое, а вместе с ним и свое человеческое естество. Порывистая, загадочная и романтичная княгиня Мария Волконская, нашедшая в себе силы быть стойкой и верной своему долгу, своей совести в бесчеловечных условиях добровольного изгнания в Сибирь, куда она последовала за мужем-декабристом («Звезда пленительного счастья»). Возвышенная, страстная, презревшая условности, глубоко несчастная и трагически счастливая Луиза де Реналь из телевизионной версии романа Стендаля «Красное и черное». Готовая на безоглядную любовь и на жертву, забитая, сохранившая душевную чистоту среди грязи и насилия крепостного рабства «бессчастная Матренка» («Пошехонская старина»)...
За двенадцать лет работы в кино Наталья Бондарчук сыграла семнадцать ролей. Не все были главными — и в самих фильмах и в жизни исполнительницы. Благодарная зрительская память при упоминании ее имени высветит лишь те из них, которые затронули «душу живу». И тогда прочертится, станет очевидной некая общность этих женщин из далекого прошлого и будущего, утонченных аристократок и крепостных, облеченных властью и бесправных, земных и «космических».
В чем же, по мнению самой актрисы, общность сыгранных ею героинь?
— Многие зрители и критики уже давно заметили, что мне приходилось в основном играть трагические судьбы. Трагический отсвет, борьбы сильного, всепоглощающего чувства с теми или иными обстоятельствами жизни присутствует едва ли не во всех моих героинях. Самопожертвование, потенциал нерастраченной, но в некий звездный миг выплескивающейся душевной энергии, любовь, презревшая страдания и смерть, высокое и необоримое стремление дум — вот что, пожалуй, наиболее близко и дорого мне в них.
В этой связи моя работа в дилогии С. А Герасимова о Петре I— роль царевны Софьи — совсем не противоречит предыдущим ролям, а, наоборот, во многом является их продолжением, своеобразным витком а развитии наметившейся темы. Впервые я встретилась с этой ролью еще на втором курсе ВГИКа — в студенческих инсценировках по роману А. Толстого. Софья была сильным, по-своему талантливым, образованнейшим, но трагически обреченным человеком Умелый дипломат, властный, коварный и дальновидный политик, расчетливо и страстно рвавшийся к власти, волей истории она была обречена на поражение и окончила жизнь заживо похороненной за крепкими стенами монастыря, лишенная даже и имени своего, которое до этого семь пет подряд в страхе и трепете шептала вся Россия. Она стала монахиней Сусанной — тенью себя самой, человеком без будущего.
Я не случайно так много говорю об этой исторической фигуре. Во-первых впечатления от работы над фильмом еще слишком свежи, а во-вторых, мне думается, что для понимания образа Петра — и как исторической фигуры и как литературного персонажа — важны не только его сторонники, но и враги, которых он победил.
— Трагические судьбы, героини «преданий старины глубокой» или отдаленного будущего. Как, по-вашему, соотносятся они с днями сегодняшними?
— На мой взгляд, совершенно непосредственно. Луиза де Реналь, Софья, Матренка — все это персонажи классической литературы. Мария Волконская — историческая личность, в судьбе которой отразилась судьба народная, и одновременно персонаж литературный - если вспомнить, что ей посвящен цикл стихов А. С. Пушкина, что о ней писал Н. А. Некрасов в поэме «Русские женщины», что она сама автор уникальной книги, написанной кровью сердца.
«Духовная красота остается красотой и в отдаленности времени» — это слова Веры Фигнер. Именно духовная красота, по-моему, главное в этих женщинах. А если так, то не все ли равно, сколько веков назад или «вперед» они жили? Пока есть человек, чувства, так переполнявшие моих героинь и как бы составлявшие их существо, не исчезнут. Классика как раз и дает человеку некую прекрасную перспективу, ставит его чувства и переживания в единую, неразрывную цепочку, связующую судьбы людей в судьбу человечества.
И все же встретиться с глубоким и неоднозначным образом современницы— женщины, в чьей судьбе, как в капле воды, отразились бы значительные проблемы нашей действительности.— моя заветная мечта. Мне хотелось бы внимательно и скрупулезно выстроить такой образ, шаг за шагом, всесторонне и глубоко проследить становление характера.
— В актерской судьбе немалую роль играют первые впечатления от встречи с искусством, первые шаги по избранному пути. Расскажите, пожалуйста, о том, как и с чего начинали вы.
— Я родилась в кинематографической семье. Поэтому мир кино, преклонение перед этим прекрасным искусством окружали меня с малых лет. А мои первые кинематографические впечатления, еще детские, связаны с фильмами Чарли Чаплина «Новые времена» и «Огни большого города». Однажды летом, мы жили тогда в деревне, к нам случайно попали узкопленочные копии этих картин. Мы «крутили» их чуть ли не каждый вечер. С тех пор я помню их наизусть, кадр за кадром. Так, с грустной усмешкой великого художника, наделенного огромной любовью к людям, вошло в мою детскую жизнь самое прекрасное искусство, вошло, чтобы остаться навсегда. Потом, в 13 лет, я впервые побывала во ВГИКе — на дипломном спектакле мастерской С. А. Герасимова «Гамлет». Главную роль исполнял Сергей Никоненко. А через четыре года я сама стала студенткой этой прославленной мастерской. На съемочную площадку я впервые вышла в фильме «У озера» в небольшой эпизодической роли. Первая крупная работа, принесшая успех и удовлетворение,— Хари в «Солярисе» А Тарковского. Первая режиссерская работа — фильм «Пошехонская старина», поставленный совместно с Н. Бурляевым и И. Хуциевым.
Как и мои родители, я окончила мастерскую народных артистов СССР С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой, причем дважды - актерское и режиссерское отделения. Теперь мне представилась возможность в третий раз переступить заветный вгиковский порог — в качестве педагога на курсе у С. А. Герасимова.
Но в общем-то меня до сих пор не покидает ощущение, что в кино для меня всегда все впервые. Наверное, это чувство каждодневной новизны, не позволяющее «душе лениться», и есть самое ценное и дорогое. В кино, как и в жизни, ничего нельзя изменить, «переиграть» по-новому. Здесь, по сути, все впервые и навсегда.
— Что для Вac прежде всего необходимо в работе?
— Атмосфера взаимопонимания, взаимоуважения, сердечности, теплоты. Сознание общности дела, уважение к труду, к товарищам. Для меня это своего рода основа всяких отношений в коллективе. Да и в делах семейных, в отношениях с мужем — актером и режиссером Николаем Бурляевым — ценю больше всего взаимоуважение, доверие. Мне посчастливилось — я снималась с Т. Макаровой и И. Смоктуновским, с Д Банионисом и И. Макаровой, А. Солоницыным и О. Стриженовым. Их даже простое присутствие рядом, молчаливая поддержка, искренняя реакция на каждый твой жест, их какое-то «токообразующее» актерское мастерство служили для меня опорой в самых трудных ситуациях.