К числу загадок мирового кинематографа добавилась еще одна: как студии Marvel удается держать планку? Это уже не франшиза, а полноценная вселенная — раньше знакомая только поклонникам комиксов, а теперь перешедшая на большие экраны. Сюжетно, тематически, отчасти жанрово все они связаны: три «Железных человека», два «Тора», одни «Мстители» и теперь обретший сиквел «Первый мститель». Джон Фавро, Шейн Блэк, Джо Джонстон, Джосс Уидон, Кеннет Брана, Алан Тейлор — совершенно разные режиссеры: невозможно сравнить их опыт и послужные списки, стилистические предпочтения и возраст. Однако каким-то невероятным образом каждый следующий фильм впечатляет больше предыдущего и ни один не вызывает чувства дежавю. Будто авторам, как только подпишут контракт, впрыскивают суперсекретную сыворотку, которая просто исключает возможность провала.
Вот и братья Руссо, Энтони и Джо: до сих пор ничем особо не прославились, хотя была у них уморительная комедия «Добро пожаловать в Коллинвуд». Ничто в ней не намекало на способность авторов снимать блокбастеры за сотни миллионов долларов, и тем не менее «Первый мститель: другая война» (в оригинале «Капитан Америка: зимний солдат») — фильм, от которого захватывает дух даже у завзятого скептика. Особенно если отвести его в IMAX и заставить надеть очки.
Превосходное, в прямом смысле слова головокружительное 3D и передовые спецэффекты, конечно, производят впечатление, особенно в сценах воздушных поединков. Тем не менее визуальный ряд не затмевает главное достоинство картины — умный и тонкий сценарий, позволяющий плоским персонажам комиксов обрести объем. «Первый мститель: другая война» — изощренный конспирологический технотриллер, в котором элементы фантастики и сказки кажутся уже чисто ритуальными. Цель главных героев — агентов Капитана Америка, он же Стив Роджерс, и Черной Вдовы, она же Наташа Романофф, — раскрыть тайную профашистскую сеть, проникшую в самое сердце важнейшей системы безопасности, спецслужбы «Щ.И.Т.». Тогда-то и начинает выясняться, что за большой политикой США скрываются темные планы по дестабилизации мира на планете и уничтожению немалой части ее населения.
Сюжет неизбежно понравится патриотам, которые в очередной раз узнают всю правду о коварных замыслах Госдепа и происках вашингтонского обкома. Но и либералам будет чему позавидовать — а именно способности самых влиятельных голливудских шишек столь смело и откровенно критиковать деятельность правительства, лишь чуть-чуть завуалировав сатиру условным стилем супергеройского комикса. Что до киноманов, то они оценят интеллектуальную игру с цитатами и отсылки к культовой классике поп-культуры. Например, на собственной могиле якобы погибший лидер «Щ.И.Т.» Ник Фьюри обнаруживает ту самую цитату из Писания, которую перед убийством противника зачитывал вслух Джулс из «Криминального чтива», про путь праведника. И играет Фьюри тот же актер, который когда-то играл Джулса, — неизменно харизматичный и свирепый Сэмюэл Л. Джексон.
Самый эффектный актерский аттракцион здесь, однако, связан не с ним и даже не с новыми героями — Робертом Редфордом, сыгравшим хитроумного шефа агентства, и летающим солдатом Соколом, на роль которого был приглашен Энтони Маки, главный темнокожий красавец нынешнего Голливуда. «Первый мститель: другая война» — дуэт Криса Эванса, успевшего за последние два-три года возмужать и сыграть потрясающую главную роль в корейском антиутопическом боевике «Сквозь снег», и Скарлетт Йоханссон, наконец-то взятой на центральную, а не вспомогательную роль. Капитан Америка, чуть не погибший в 1945-м и размороженный уже в наши дни, — человек прошлого, неиспорченный романтик на мотоцикле и в кожаной куртке. Даже идиотский щит со звездой по центру смотрится на его спине органично: словно рыцарь со своим кодексом чести, он пытается распутывать интриги собственного руководства. Черная Вдова, переметнувшаяся на американскую сторону бывшая агент КГБ, сексапильная воительница без страха, упрека и совести, считает себя многоопытной, но и ее разоружает прямота Капитана. Эти двое и есть сегодняшняя Америка, два ее полюса: безжалостная и безупречная сила с одной стороны и глуповато-прямодушный идеализм — с другой.
С 3 апреля в кинотеатрах Москвы и Петербурга.