Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

А, Режиссеры, Сценаристы, Продюсеры

Аранович Семен Давидович

Аранович Семен Давидович
Semen Aranovich

Режиссёр, сценарист, продюсер.

23 июля 1934, станция Деражня, Хмельницкая область, УССР, СССР — 8 сентября 1996, Гамбург, ФРГ.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988).
Народный артист РСФСР (11.01.1994).

Окончил ростовское Военно-морское авиационное миноторпедное училище (1955), режиссёрский факультет ВГИКа (1965, мастерская Романа Кармена).

Арановичей было много: документалист, игровик, функционер, друг-враг Германа... Он задавал много загадок: чего это он вдруг в разгар перестройки выдает открыто антикапиталистическую, переполненную набившими оскомину штампами «Большую игру» — к чему? зачем? ведь «левый» вроде, ведь «наш»? А «Год собаки»? — что он тут сказать-то хотел? Да и «Противостояние» то же — про этот фильм ни одной критической статьи не появилось, а ведь снято оно было после «Торпедоносцев», когда Аранович уже и в первачи вышел, и новой работы его уже все ждали с нетерпением, и зеленая улица ей уже была обеспечена... А появился фильм — и вокруг него образовалась зона пустоты. Она всегда была вокруг Арановича. О ней — его фильмы. Смотреть их почему-то неуютно, а иногда даже и страшновато. Взять хотя бы все тот же сериал «Противостояние» — ведь детектив вроде, телевизионный жанр, казалось бы сиди с чашкой чая, да следи за перипетиями... Но, ей-богу, как-то не до чая становится, когда на экране такое... А, собственно, что? Смерть. Не человек тут творит мир по своему образу и подобию, а мир, среда, пространство пожирает его, заставляет его жить по своим законам и в итоге убивает, растворяет, нивелирует, вводит в зону смерти. Причем, перед нами не метафизика, не эстетские навороты, а жесткий, четкий, энергичный реализм... Вот, например, поехали архангельские ребята куда-то на северные острова оборудовать продовольственные базы для потерпевших бедствие моряков в «Летней поездке к морю». И попали они в какое-то странное место, уже переполненное смертью и войной, уже ощерившееся, насторожившееся... Хотя и абсолютно пустое, голое. И не человек, а оно диктует здесь свои законы. И вот уже исчезают характеры героев, растворяются конфликты, вообще пропадают какие-либо отношения — начинается... нет, даже не борьба за выживание, а постепенное слияние с пространством небытия, с тем состоянием, которым вскоре будет жить вся страна. Действие происходит осенью 41-го. Оборвётся картина, когда герои фильма будут целиться в раненого немца, случайно оказавшегося на острове. В финалах почти всех следующих фильмов Арановича — смерть. И ощущение какой-то недосказанности. Погибают почти все герои «Торпедоносцев» и «Большой игры», погибает Рафферти, погибает герой «Года собаки»... Но опять-таки зачем? Есть ли в этом художественная закономерность? Но и вопрос этот никем не задавался, и ответ повисал в воздухе. Никто не знал, по какому разряду числить эти тревожные, цепляющие за живое, нервные, злые картины. «Летняя поездка к морю» была признана неудачей, от «Большой игры» все скривились, остальные же фильмы просто обошли молчанием. Повезло только «Торпедоносцам» — как-никак эта лента разрушала привычный миф о войне. Но ведь и другие картины Арановича тоже разрушали Миф. Миф о закалке юной советской души в борьбе с невзгодами («Летняя поездка к морю»), миф советского детектива («Противостояние»), миф советского политического фильма («Большая игра»). Не случайно их часто ставили рядом — Германа и Арановича — увы, чаще просто по жизни, нежели по схожести творческих принципов. Да, их, действительно связывали сложные взаимоотношения, но дело не в этом — главное, что они оба разрушали Миф гиперреалистическим вхождением в него. Только Герман мыслил историческими категориями, Аранович — метафизическими. И он всегда оставлял, бросал, покидал своих героев, когда душа их входила в круг Ада. Его вообще мало интересовали люди и их взаимоотношения. Впрочем, нет, интересовали — но только применительно к пространству, в котором они существуют. Он пришёл в игровое кино из документального и по природе своей всегда оставался документалистом. Он не столько размышлял, сколько фиксировал. С безжалостной точностью фиксировал этапы омертвения души.
призы и награды
Лауреат Государственной премии СССР (1986 год, за фильм "Торпедоносцы").
Приз Всесоюзного кинофестиваля (Киев) — за фильм «Торпедоносцы», 1983 год.
Премия имени А.П. Довженко.
Серебряный медведь за выдающийся вклад в искусство 44-го Международного кинофестиваля в Берлине — фильм «Год Собаки», 1994 год.

Режиссер
1996 Агнус Дей (не был завершен)
1994 Год собаки
1993 Острова (документальный)
1991 Молодая Екатерина | Young Catherine (Канада, США, Великобритания)
1989 Я служил в охране Сталина, или Опыт документальной мифологии (документальный)
1989 Личное дело Анны Ахматовой (документальный)
1989 Барон Эдуард Фальц-Фейн. Русские монологи
1988 Большая игра | Press center | Голямата игра (СССР, Болгария)
1985 Противостояние
1983 Торпедоносцы
1980 Рафферти
1978 Летняя поездка к морю
1977 Павловск (документальный)
1976 ...И другие официальные лица
1973 Сломанная подкова
1971 Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина
1970 Тысяча сто ночей (документальный)
1969 Люди земли и неба (документальный)
1966 Друг Горького - Андреева (документальный)
1968 Горький. Последние годы (документальный)
1965 Сегодня - премьера (документальный)

Сценарист
1996 Агнус Дей (не был завершен)
1994 Год собаки
1993 Острова (документальный)
1983 На берегах пленительных Невы... (документальный)

Продюсер
1994 Год собаки


23 июля так же родились
Просмотров: 2618
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: