Stanley Kramer
Американский режиссёр и продюсер, мастер остросоциальных драм.
Родился 29 сентября 1913 года в Нью-Йорке, в районе боен и складов, за свою грязь и жестокие нравы прозванном «Hell’s Kitchen».
Родители были разведены, и его вырастили бабушка с дедушкой.
В 1933 Стэнли окончил Нью-Йоркский университет, и мать, работающая на киностудии "Парамаунт", устроила его на студии.
Вскоре стал клерком, потом ассистентом сценариста, редактором, монтажером. Пройдя нелегкой дорогой американской мечты, уже в годы второй мировой войны служил в Киноотделе американской армии и начал сам делать агитационные антифашистские фильмы.Сумел завести друзей и нужные связи, скопил денег и сразу после войны начал работать самостоятельно, основав собственную фирму в 1947 году "Скрин плейс", переименованную в 1949 году в "Стэнли Крамер продакшн".
Создал в качестве продюсера такие фильмы как «Чемпион», «Дом храбрости», «Ровно в полдень», «Смерть коммивояжера», «Восстание Кейна», «Хулиган», «Дикарь». В этих вильмах критика капиталистического общества была ограниченной, однако Крамер подвергся травле, а руководители "Американского легиона" потребовали бойкота выпущенных фирмой Крамера фильмов.
Отстояв свою независимость в годы маккартизма, в 1955 году Крамер сам становится режиссером, снимает фильм «Не как чужой» и серию остросоциальных лент, подвергая критике американское общество и ставя под вопрос способность личности защитить свободу и человечность в безумном мире эгоизма, равнодушия, жестокости и предрассудков — «Не склонившие головы», «Конец света», «Пожнешь бурю», «Нюрнбергский процесс».
Прямой наследник социального реализма Фрэнка Капры, Уильяма Уайлера и Джона Форда, Крамер был равнодушен к новаторским поискам и предпочитал традиционный стиль, выдвигая на первое место тему, конфликт, борьбу идей и придавая особое значение игре актеров и сценарию.
«Крамер начал как продюсер, и именно в этом качестве он до сих пор наиболее известен в Америке. Дело в том, что он сразу стал независимым и очень влиятельным продюсером и в создании в создании своих фильмов конца 40-х начала 50-х годов играл чуть ли не большую роль, чем режиссер. <...> Он первым начал ставить не развлекательные, а серьезные фильмы. Фильмы, затрагивающие жизненно важные темы в их реальном аспекте. И Крамера ждала участь любого бунтаря. Следующее поколение кинематографистов подняло бунт против него. Его сентиментальность, его неспешный стиль, сама его серьезность стали символами вопиющей старомодности. Серьезность отношения к жизни в конце 40-х и в 50-х годах, когда на сцене царил Теннесcи Уильямс, а на экране Стенли Крамер, была одним из главных направлений в театре и в кино. После Крамера она стала скорее шокирующим исключением».
Ричард Корлиз, кинокритик журнала «Тайм»
В 1963 году Стэнли Крамер обратился к редкому для себя комедийному жанру и снял «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» — трехчасовой фильм о бешеной гонке за спрятанными сокровищами, в котором были заняты известнейшие комедийные актеры нескольких поколений — Мильтон Берл, Сид Сизар, Фил Силверс, Бастер Китон, Мики Руни и Терри-Томас. Сам Крамер назвал период работы над этим фильмом счастливейшим временем в своей профессиональной жизни.
В дальнейшем его фильмы, такие как «Корабль дураков», «Благослови зверей и детей», «Оклахома, как она есть», «И спотыкается бегущий» характеризуются печальным осознанием неспособности преодолеть зло в обществе и в человеке.
В течение всей творческой жизни Крамера отличало внимание к сложным проблемам жизни общества. Он снимал фильмы о расизме, о военных преступлениях нацистов, о социальной справедливости, о ядерной катастрофе. При этом он говорил, что не хотел бы, чтобы на него навешивали ярлык «проблемного» режиссера. На вопрос о том, почему же он тогда так часто снимает именно такие фильмы, Крамер отвечал, что работает над теми темами, которые затрагивают его эмоционально.
Умер 19 февраля 2001 года в Лос-Анджелесе.
призы и награды
Премия "Золотой глобус" (1961):
Лучший режиссер ("Нюрнбергский процесс")
Номинация на премию гильдии режиссеров Америки:
1957 - Лучший режиссер ("Гордость и страсть")
1958 - Лучший режиссер ("Скованные одной цепью")
1961 - Лучший режиссер ("Нюрнбергский процесс")
1967 - Лучший режиссер ("Угадай, кто придет к обеду")
1973 — Золотой приз Московского кинофестиваля ("Оклахома, как она есть")
роли в кино
1975 Суд над лейтенантом Уильямом Колли | Judgment: The Court Martial of Lieutenant William Calley (США)
участие в фильмах
1984 Я научу вас мечтать... (документальный)
Режиссер
1979 И спотыкается бегущий | Runner Stumbles, The (США)
1977 Принцип домино | Domino Principle, The (Великобритания, США)
1975 Суд над лейтенантом Уильямом Колли | Judgment: The Court Martial of Lieutenant William Calley (США)
1973 Оклахома, как она есть | Oklahoma Crude (США)
1971 Благослови зверей и детей | Bless the Beasts & Children (США)
1970 Революция в минуту | R.P.M. (США)
1969 Тайна Санта-Виттории | Secret of Santa Vittoria, The (США)
1967 Угадай, кто придет к обеду? | Guess Who's Coming to Dinner (США)
1965 Корабль дураков | Ship of Fools (США)
1963 Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир | It's a Mad Mad Mad Mad World (США)
1961 Нюрнбергский процесс | Judgment at Nuremberg (США)
1960 Пожнёшь бурю | Inherit the Wind (США)
1959 На берегу | On the Beach (США)
1958 Не склонившие головы | Defiant Ones, The (США)
1957 Гордость и страсть | Pride and the Passion, The | Orgueil et passion (США)
1955 Не как посторонний | Not as a Stranger (США)
Продюсер
1979 И спотыкается бегущий | Runner Stumbles, The (США)
1977 Принцип домино | Domino Principle, The (Великобритания, США)
1975 Суд над лейтенантом Уильямом Колли | Judgment: The Court Martial of Lieutenant William Calley (США)
1973 Оклахома, как она есть | Oklahoma Crude (США)
1971 Благослови зверей и детей | Bless the Beasts & Children (США)
1970 Революция в минуту | R.P.M. (США)
1969 Тайна Санта-Виттории | Secret of Santa Vittoria, The (США)
1967 Угадай, кто придет к обеду? | Guess Who's Coming to Dinner (США)
1965 Корабль дураков | Ship of Fools (США)
1963 Ребенок ждет | A Child Is Waiting (США)
1963 Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир | It's a Mad Mad Mad Mad World (США)
1961 Нюрнбергский процесс | Judgment at Nuremberg (США)
1960 Пожнёшь бурю | Inherit the Wind (США)
1959 На берегу | On the Beach (США)
1958 Не склонившие головы | Defiant Ones, The (США)
1957 Гордость и страсть | Pride and the Passion, The | Orgueil et passion (США)
1955 Не как посторонний | Not as a Stranger (США)
1954 Мятеж на «Кейне» | Caine Mutiny, The (США)
1953 Жонглер | Juggler, The (США)
1953 Дикарь | Wild One, The (США)
1953 5000 пальцев доктора Т. | 5,000 Fingers of Dr. T., The (США)
1952 Снайпер | Sniper, The (США)
1952 Ровно в полдень | High Noon (США)
1952 Кровать | The Four Poster (США)
1952 Гостья на свадьбе | Member of the Wedding, The (США)
1951 Смерть коммивояжёра | Death of a Salesman (США)
1950 Сирано де Бержерак | Cyrano de Bergerac (США)
1950 Мужчины | Men, The | C’etait des hommes (США)
1949 Чемпион | Champion (США)
1949 Очаг храбрости | Home of the Brave (США)
1942 Луна и шестипенсовик | Moon and Sixpence, The (США)