17 (30) декабря 1903, Одесса – 16 февраля 1977, Пермь
Режиссер музыкального театра, прозаик, драматург и сценарист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (11.04.1957).
Трудовой путь в 1919 году начал вольнонаемным сотрудником в армейских учреждениях Одессы и Екатеринбурга. После двухлетней учебы в Свердловском медицинском институте решил посвятить жизнь художественному творчеству. В 1923-1929 годах - сотрудник газеты «Уральский рабочий», в частности специальный корреспондент газеты в Ленинграде во время учебы в Ленинградском институте сценических искусств (1925-1929). Получив высшее образование и квалификацию «режиссер-постановщик», в 1929-1944 годах работал в Свердловском государственном театре им. А. В. Луначарского (с 1938 года - главный режиссер, пост.: «Иван Сусанин», «Аида»).
В 1944-1946 годах был главным режиссером Туркменского театра оперы и балета в Ашхабаде. Затем, после непродолжительной работы в Куйбышевском театре оперы и балета, с февраля 1947 по 1975 год – главный режиссер Молотовского (Пермского) академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского.
Поставил около 80 оперных спектаклей, в том числе свыше 40 в Пермском театре. Под художественным руководством И. И. Келлера театр прославился как «лаборатория советской оперы», получил звание академического, поставил все оперы и балеты П. И. Чайковского и добился присвоения театру имени композитора, трижды выезжал с длительными гастролями в Москву, в том числе дважды (1968, 1970) спектакли показывались на сцене Кремлевского Дворца. Уникальные спектакли создавались в тесном содружестве с композиторами А. Э. Спадавеккиа («Хождение по мукам», 1953, 1966; «Овод», 1959; «Огненные годы», 1966, «Праздник фонарей», 1969), Л. Б. Степановым («Иван Болотников», премьера 17 декабря 1950, Сталинская премия), К. А. Кацман («Рыцарская баллада», 1973). Ставились оперы, редко идущие в других театрах страны – такие как «Маскарад» Д. А. Толстого (1957), «Поднятая целина» И. Дзержинского (1964), «Орлеанская дева», «Опричник», «Чародейка», «Черевички» П. И. Чайковского, «Семен Котко» С. С. Прокофьева, «Бал-маскарад» (1966), «Дон Карлос» Дж. Верди, «Лоэнгрин» Вагнера, «Черт и Кача» А. Дворжака. В 1956 году организовал в театре декаду опер и балетов композиторов-современников, показав 9 спектаклей, из них 6 собственной режиссуры; в 1974 г. – декаду сценических произведений П. И. Чайковского: 9 спектаклей, 4 из 6 опер поставлены лично. Спектакль «Орлеанская дева» (опера П. И. Чайковского) в его постановке сохраняется в современном репертуаре театра с 1969 года, «Аида» (Дж. Верди) – с 1958 года.
Член Союза писателей России (1934). С 1921 года активно печатался как поэт и прозаик: повести, романы, пьесы выходили отдельными изданиями в городах Москве, Ленинграде, Свердловске. В 1930-е годы от активной литературной деятельности отошел, но стал известен как либреттист, в частности работая с композиторами Б. В. Асафьевым (балеты «Лада» и «Суламифь», совместно с С. Ф. Корольковым), А. В. Богатыревым (опера «Надежда Дурова»), А. Э. Спадавеккиа («Овод» и «Хождение по мукам»), В. Н. Трамбицким («Гроза»), А. Г. Фридлендером и другими. Соавтор П. П. Бажова по сценарию фильма «Каменный цветок» (Мосфильм, 1946). В Свердловске активно занимался музыкально-педагогической деятельностью, в Перми – музыкально-просветительской.
Лауреат Всесоюзных фестивалей и смотров. Член КПСС с 1954 года.
Похоронен на Южном кладбище Перми.
призы и награды
Сталинская премия (1951) - за постановку оперы «Иван Болотников» Л. Б. Степанова в Молотовском театре оперы и балета (1950).
Сценарист
1946 Каменный цветок