5 (18) апреля 1903, Москва — 9 июня 1968, Москва.
Советский композитор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1953).
Народный артист РСФСР (1964).
Родился в Москве в семье служащего. В 1918 году окончил Московское реальное училище. В 1917—1919 годах получил также начальное музыкальное образование на музыкальных курсах В. К. Коссовского. Был драматическим актёром в Камерном театре (1920), Московском театре имени Софронова (1921), а также в Московском Опытно-героическом театре (1922), к спектаклям которого («Копилка» Э. Лабиша и Н. Эрдмана, «Женитьба» Н. Гоголя) 19-летний Юрий сочинил музыку.
В 1921 году окончил студию Московского Камерного театра. В 1924—1925 годах принят композитором и пианистом в эстрадный коллектив «Синяя блуза». Писал танцевальную музыку и песни, в частности, «Шумит ночной Марсель» (1924) на стихи Н. Эрдмана, «Танго» (1924) и «На старой барже» (1926) на стихи О. Осенина для театров миниатюр «Кривой Джимми», «Павлиний хвост», кабаре «Нерыдай». В 1924 году состоялся дебют Милютина в качестве автора оперетты, когда на сцене Московского театра «Эрмитаж» была поставлена «Балерина императорских театров».
В 1929—1932 годах работал тапёром в моcковских кинотеатрах, заведовал музыкальной частью нескольких театров: студии Р. Симонова, театра-студии под руководством Ю. Завадского и Театра сатиры, писал музыку к их постановкам.
Для завершения музыкального образования в 1930 году поступил в Московский областной музыкальный техникум по отделению композиции (курс С. Н. Василенко и А. В. Александрова), закончил его в 1934 году.
Широкую известность Милютину принесли патриотические песни 30-х годов и периода Великой Отечественной войны:
«Гибель Чапаева» (З. Александрова, 1936, 1-я премия на конкурсе ЦК ВЛКСМ)
«На Дальнем Востоке» (В. Гусев)
«Нас не трогай» (В. Лебедев-Кумач, обе — 1938)
«Чайка» (В. Лебедев-Кумач, 1939)
«Возле города Кронштадта» (В. Винников)
«Всё равно» (Ц. Солодарь)
«Дальневосточная» (В. Винников)
«Голубой конверт» (В. Замятин, все — 1942)
«Под Белгородом» (1945).
Песни Юрия Сергеевича отличаются эмоциональной непосредственностью, мелодической ясностью, задушевным лиризмом. Эти черты характерны и для лучших его песен послевоенного периода:
«Сирень-черёмуха» (А. Софронов, 1948)
«Ленинские горы» (Е. Долматовский)
«Морская гвардия» (В. Лебедев-Кумач)
«Провожают гармониста» (Е. Долматовский)
«Среди полей России» (Е. Долматовский, все — 1949)
«Синеглазая» (Е. Долматовский, 1955)
«Аврора» (М. Лисянский)
«Береги, солдат» (М. Лисянский)
«В рабочем посёлке» (А. Фатьянов)
«Вдаль бежит дорожка» (А. Софронов)
«Всё стало вокруг голубым и зелёным» (из к/ф «Сердца четырёх», Е. Долматовский)
«Гнездо разорили мальчишки» (М. Лисянский)
«Добряк-холостяк» (А. Софронов)
«Дружные ребята» (В. Лебедев-Кумач)
«Если любишь меня» (С. Васильев)
«Когда поют солдаты» (М. Лисянский)
«Комсомольцы-москвичи» (В. Лебедев-Кумач)
«Ледоход» (О. Гаджикасимов)
«Молодые моряки» (В. Гусев)
«Морской ястреб» (Е. Долматовский)
«Мы из Одессы, моряки» (В. Гусев, из к/ф «Дочь моряка»)
«Наболевший вопрос»» (Е. Шатуновский)
«Наше завтра» (Е. Шатуновский)
«Наши песни будут петь при коммунизме» (Е. Шатуновский)
«Не скрывай» (В. Лебедев-Кумач)
«Песня о Париже» (А. Софронов)
«Песня о скворце» (В. Винников)
«Песня о Цусиме» (В. Лебедев-Кумач из к/ф «Дочь моряка»)
«Песня Чаны» из оперетты «Поцелуй Чаниты» (Е. Шатуновский)
«Песня Шуры» из к/ф «Сердца четырёх» (Е. Долматовский)
«Поёт надо мною синица» (А. Софронов)
«Провожают гармониста» (Е. Долматовский)
«Романсеро Пабло» из оперетты «Поцелуй Чаниты» (Е. Шатуновский)
«Сегодня мне не весело» (А. Фатьянов)
«Сокольники» (С. Островой)
«Тайга» (В. Типот)
«Утро нашей Родины» (Е. Долматовский)
«Фонари-фонарики» (Е. Шатуновский)
«Ходят тучи в небе тёмном» (А. Фатьянов)
«Это всё — Россия» (А. Фатьянов)
«Это мы — краснофлотцы» (В. Лебедев-Кумач из к/ф «Моряки»)
«Юго-Западный район» (Е. Долматовский)
В годы Великой Отечественной войны выступал с концертными бригадами в прифронтовых частях, в госпиталях, писал музыку для военных ансамблей и хоров.
С 1945 года основное внимание уделял жанру оперетты. Сценическим произведениям Милютина, по оценкам критики, свойственны стремительность развития действия, чёткость музыкальных характеристик. Автор часто использует в опереттах элементы фольклора (русского, гуцульского, латиноамериканского). Ставились и в театрах стран социалистического блока (Лейпциг, Будапешт, Бухарест, Прага, Брно, София).
Оперетты
«Балерина императорских театров» (1924, Московский театр «Эрмитаж»)
«Жизнь актёра» (1940, Московский театр оперетты)
«Девичий переполох» (1945)
«Беспокойное счастье» (1947, обе - Ленинградский театр музыкальной комедии)
«Трембита» (1949)
«Первая любовь» (1953)
«Поцелуй Чаниты» (1957)
«Фонари-фонарики» (1958)
«Цирк зажигает огни» (1960, все - Московский театр оперетты)
«Анютины глазки» (1964, Свердловский театр музыкальной комедии)
«Тихое семейство» (1968, Московский театр оперетты, посмертно, по пьесе Луи Белля)
призы и награды
Лауреат Сталинской премии второй степени (1949) - за песни «Ленинские горы», «Сирень-черёмуха» и «Морская гвардия».
роли в кино
1964 Голубой огонёк. 25 лет советскому телевидению (фильм-спектакль)
Композитор
1975 Девичий переполох (фильм-спектакль)
1974 Поцелуй Чаниты
1972 Цирк зажигает огни1969 Тихая семейка (фильм-спектакль)
1968 Трембита
1946 Беспокойное хозяйство
1945 Дом №13 (анимационный)
1945 В дальнем плавании1942 Антоша Рыбкин
1941 Сердца четырёх
1941 Морской ястреб
1941 Дочь моряка
1941 Боевой киносборник №5 (документальный)
1941 Боевой киносборник №3
1939 Моряки
1938 Серебряный дождь (анимационный)
1938 Митька Лелюк
1938 Веселые музыканты (анимационный)
1937 На Дальнем Востоке1937 Возвращенное солнце (анимационный)
1936 Карл Бруннер
1935 На дне (анимационный)