Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

Н, Актеры, Режиссеры, Сценаристы, Продюсеры, Композиторы, США

Джек Николсон

Джек Николсон
Jack Nicholson

Актер, режиссер, продюсер.

Родился 22 апреля 1937 года в г. Нептун (шт. Нью-Джерси). Отца своего не знал, воспитывался бабушкой, которую до зрелого возраста считал матерью. После окончания школы отправился в Лос-Анджелес, где работал в отделе мультфильмов студии "МГМ", одновременно посещая различные курсы по подготовке актеров.

В эти годы Николсон сформировался как артист, впитав в себя характерное для молодого поколения 50- 60-х годов чувство внутренней свободы, не позволяющее вписываться в предуготованные схемы поведения, а также чувство юмора, открывающее противоестественность бездумного следования этим схемам. Даже самый первый эпизод, с которым сам Николсон связывал рождение в себе актера, был своеобразным проявлением протеста. Дело было еще в школе, в четвертом классе, вспоминал Джек, учитель за какую-то провинность поставил его в угол рядом с доской, и тут, намазав себе лицо мелом, он превратился в клоуна. "Таким я и оставался на протяжении всех школьных лет - классным клоуном". Таким он предстает и в одном из последних своих фильмов "Бэтмене" джокером, зловещим шутником из преисподней с белым клоунским лицоммаской.
За десять лет, прошедших со времени первого появления на экране в 1958 г. до первого серьезного успеха в 1969-м, Николсон принял участие в создании почти двух десятков малобюджетных картин (в качестве актера, сценариста или продюсера), находившихся на периферии "основного потока" кинематографа. Человеком, открывшим ему дорогу в кино, стал постановщик Роджер Кормен, чей высокий профессионализм в разработке традиционных киножанров (фильмов ужасов, триллеров, гангстерских лент) помог овладеть мастерством и выдвинуться большому количеству знаменитых впоследствии кинодеятелей, таких как режиссеры Коппола, Спилберг, Богданович, Лукас, актеры Де Ниро, Хоппер, Питер Фонда.

В фильме Хоппера и П. Фонды (соответственно режиссера и продюсера) "Беспечный ездок" (1969) Николсон сыграл свою первую роль, принесшую ему широкую известность. Это еще эпизод, но очень важный для понимания всего фильма, противопоставляющего героев-хиппи (Хоппера и Фонду), пересекающих Америку на мотоциклах в поисках призрачной наркотической свободы (на этот счет у авторов тоже нет иллюзий), и всех тех, что в отступлении от общественных норм видит посягательство на основы их собственной жизни. Джек играет молодого адвоката-южанина, бросающего скуку повседневности ради свободы "беспечных ездоков" и тем самым оказывающегося на грани двух образов жизни. Это обусловило и характер актерского исполнения, подчеркивающего сосуществование в одном человеке двух противоположных начал: с одной стороны внешней ленивой пластичности, легко вписывающейся в любые обстоятельства, с другой - внутренней эмоциональной свободы, выражающейся в живости взгляда и общем юмористическом настрое.

Эта краска станет впоследствии одной из основных в арсенале актера. Большинство персонажей, сыгранных Николсоном, в той или иной степени сочетают внешнюю приспособленность к действительности с постоянным внутренним отталкиванием от нее. В полной мере такой подход проявился в первой главной роли актера, сыгранной в фильме Б. Рэфелсона "Пять легких пьес" (1970). Здесь его "опрощающийся" интеллигент в равной степени не может принять ни вульгарной и грубой "низкой" жизни, ни стерильной, сохраняющей лишь внешний декорум культуры. Конкретным выражением этих разнонаправленных характеристик личности становится шутовство.

Однако за вальяжным шутовством и веселым цинизмом героев Николсона проглядывает их внутренняя честность, оказывающаяся уязвленной каждый раз, когда действительность преподносит сюрпризы, превосходящие даже самые худшие ожидания. Так, частный детектив Гиттес из "Китайского квартала" (1974) Р. Полянского, несентиментальный и грубоватый (в лучших традициях X. Богарта и "черного фильма") все более и более приходит в изумление перед дьявольской силой зла, которая открывается ему по мере расследования дела о спекуляции земельными участками и планах их ирригации.

Эта роль окончательно вывела Николсона в первые ряды американских актеров. Он пробует свои силы в европейском кино у М. Антониони ("Профессия репортер", 1975). Его репортер Джон Локк, которому опостылела собственная жизнь, кажущаяся вечным хождением вокруг да около чего-то непроницаемого, делает попытку с другими документами прожить жизнь чужую. Но выбор судьбы требует и предусмотренной этой судьбой гибели. Антониони, снимавший философскую драму, лишил героя Николсона всяких, столь привычных для актера черт характера. Но уже в фильме другого европейца М. Формана Николсон в полной мере соединил глубину замысла с богато расцвеченными деталями. В "Пролетая над гнездом кукушки" (в нашем прокате "Полет над гнездом кукушки", 1975) актер добился наивысшего своего художественного достижения, что и было отмечено "Оскаром" за лучшее исполнение мужской роли. Его герой Макмерфи вносит в психиатрическую клинику, куда он попадает на экспертизу из тюрьмы, дух беспокойства и свободы. С хитроватой улыбкой до ушей, насмешливыми гримасами и ухмылками, он напоминает клоуна, который своими ужимками профанирует ту самую действительность, в которой как бы всецело участвует. А свою клоунскую задачу он видит в том, чтобы вернуть вкус к жизни тем, кто вынужденно от жизни изолирован. Николсон-Макмерфи стал своего рода памятником бунту живой личности против бездушной Системы, завершением эмоционального комплекса, связанного с понятием "бунтарские 60-е".

Одновременно с этой точки начался и творческий кризис актера, пережившего время своего наибольшего эмоционального соответствия духу времени. Как заведено, творческому кризису соответствовал и личный: алкоголь, наркотики. Его роли алкоголика эксастронавта ("На языке нежности", 1983, пр. "Оскар") и опустившегося бродяги ("Чертополох", 1987) в какой-то степени выросли из эмоционального опыта этих лет.

В 80-е годы, отражая общую тенденцию кинематографа, актер усиливает стилизаторскую, игровую составляющую своего дара. Николсон купается в комедийных возможностях таких своих ролей, как туповатый гангстер Чарли Партано в "Чести семьи Прицци"" (1985), ипостась Сатаны Даррил ван Хорн, соблазнитель честолюбивых молодых провинциалок из "Иствикских ведьм" (1987), инфернальный шутник Джокер из "Бэтмена" (1989), перенесенного на экран известного комикса. Всевозможные гримасы, почти цирковое комикование или же гиньольные преувеличения всевозможных атрибутов злодейства, все это краски из арсенала клоуна, включая (у Джокера) неподвижную белую маску с улыбкой до ушей.

С 1968 г., когда Николсон развелся с актрисой Сандрой Найт (дочь от этого брака Дженнифер Найт-Николсон недавно вступила на актерскую стезю), он официально не женат, хотя более 17 лет с перерывами его имя упоминалось в голливудской хронике рядом с именем Анжелики Хьюстон, дочери известного режиссера и партнерши по фильму "Честь семьи Прицци".
призы и награды
Премия "Оскар":
1975 - Лучший актер ("Пролетая над гнездом кукушки")
1983 - Лучший актер второго плана ("Слова нежности")
1997 - Лучший актер ("Лучше не бывает")

Номинация на "Оскар":
1969 - Лучший актер второго плана ("Беспечный ездок")
1970 - Лучший актер ("Пять легких пьес")
1973 - Лучший актер ("Последний наряд")
1974 - Лучший актер ("Китайский квартал")
1981 - Лучший актер второго плана ("Красные")
1985 - Лучший актер ("Честь семьи Прицци")
1987 - Лучший актер ("Чертополох")
1992 - Лучший актер второго плана ("Несколько хороших парней")
2002 - Лучший актер ("О Шмидте")

Премия "Золотой глобус":
1974 - Лучший актер, драма ("Китайский квартал")
1975 - Лучший актер, драма ("Пролетая над гнездом кукушки")
1983 - Лучший актер второго плана ("Слова нежности")
1985 - Лучший актер, комедия/мюзикл ("Честь семьи Прицци")
1997 - Лучший актер, комедия/мюзикл ("Лучше не бывает")
2002 - Лучший актер, драма ("О Шмидте")

роли в кино
2010 Как знать... | How Do You Know? (США) :: Чарльз :: главная роль
2007 Пока не сыграл в ящик | Bucket List, The (США) :: Эдвард Коул :: главная роль
2006 Отступники | Departed, The (США) :: Фрэнк Костелло :: главная роль
2003 Управление гневом | Anger Management (США) :: Доктор Бадди Райделл
2003 Любовь по правилам... и без | Something's Gotta Give (США) :: Гарри Санборн
2002 Про Шмидта | About Schmidt (США) :: Уоррен Шмидт :: главная роль
2001 Обещание | Pledge, The (США) :: Детектив Джерри Блэк :: главная роль
1997 Лучше не бывает | As Good as It Gets (США) :: Писатель Мелвин Юдалл
1996 Марс атакует! | Mars Attacks! (США) :: Президент Джеймс Дэйл :: главная роль
1996 Кровь и вино | Blood and Wine (США, Великобритания) :: Торговец вином Алекс Гейтс
1996 Вечерняя звезда | Evening Star, The (США) :: Астронавт Гарретт Бридлав
1995 Постовой на перекрёстке | Crossing Guard, The (США) :: Фрэдди Гэйл :: главная роль
1994 Волк | Wolf (США) :: Уилл Рэндалл :: главная роль
1992 Хоффа | Hoffa (Франция, США) :: Джеймс Хоффа :: главная роль
1992 Несколько хороших парней | Few Good Men, A (США) :: Нэтан Р. Джессеп
1992 Мужские хлопоты | Man Trouble (США) :: Тренер собак Хэрри Блисс
1990 Два Джейка | Two Jakes, The (США) :: Частный детектив Джейк Гиттес
1989 Бэтмен | Batman (США) :: Джокер/Джек Нейпир :: главная роль
1987 Чертополох | Ironweed (США) :: Фрэнсис Фелан :: главная роль
1987 Теленовости | Broadcast News (США) :: Билл Рорич
1987 Иствикские ведьмы | Witches of Eastwick, The (США) :: Дэрил Ван Хорн
1986 Ревность | Heartburn (США) :: Марк Форман :: главная роль
1984 Честь семьи Прицци | Prizzi's Honor (США) :: Чарли :: главная роль
1983 Язык нежности | Terms of Endearment (США) :: Гарретт Бридлав
1982 Граница | Border, The (США) :: Чарли Смит :: главная роль
1981 Регтайм | Ragtime (США) :: эпизод
1981 Красные | Reds (США) :: Юджин О'Нил
1980 Сияние | Shining, The (Великобритания) :: Джек :: главная роль
1980 Почтальон всегда звонит дважды | Postman Always Rings Twice, The (США) :: Бродяга Фрэнк Чемберс :: главная роль
1978 На юг! | Goin' South (США) :: Генри Ллойд Мун :: главная роль
1976 Последний магнат | Last Tycoon, The (США) :: Бриммер
1976 Излучины Миссури | Missouri Breaks, The (США) :: Том Логан :: главная роль
1975 Томми | Tommy (Великобритания) :: Специалист
1975 Состояние | Fortune, The (США) :: Оскар
1975 Профессия: репортер | Professione: reporter (Франция, Италия, США, Испания) :: Дэвид Лок :: главная роль
1975 Пролетая над гнездом кукушки | One Flew Over the Cuckoo's Nest (США) :: МакМерфи
1974 Китайский квартал | Chinatown (США) :: Джейк Гиттс :: главная роль
1973 Последний наряд | Last Detail, The (США) :: Билли Баддуски :: главная роль
1972 Король Марвин Гарденс | King of Marvin Gardens, The (США) :: Дэвид
1971 Познание плоти | Carnal Knowledge (США) :: Джонатан :: главная роль
1971 Безопасное место | Safe Place, A (США) :: Митч
1970 Пять легких пьес | Five Easy Pieces (США) :: Роберт :: главная роль
1970 Огонь на поражение | Shooting, The (США) :: Билли Спеара
1970 Дерзкие мятежники | Rebel Rousers, The (США) :: Банни
1970 В ясный день увидишь вечность | On a Clear Day You Can See Forever (США) :: Тэд Прингл
1969 Беспечный ездок | Easy Rider (США) :: Джордж Хэнсон
1968 Псих выходит | Psych-Out (США) :: Гитарист Стоуни
1968 Мишени | Targets (США) :: эпизод
1968 Голова | Head (США) :: эпизод
1967 Резня в день Святого Валентина | St. Valentine's Day Massacre, The (США) :: эпизод
1967 Огонь на поражение | The Shooting (США)
1967 Ангелы Ада на колёсах | Hells Angels on Wheels (США) :: Поэт
1966 Доктор Килдэр | Dr. Kildare (США)
1965 Побег в никуда | Ride in the Whirlwind (США) :: Уэс
1964 Прапорщик Пулвер | Ensign Pulver (США)
1964 Побег к ярости | Flight to Fury (США) :: Джей
1964 Задняя дверь в ад | Back Door to Hell (США)
1963 Террор | Terror, The | Castle of Terror (США) :: Офицер Андре
1963 Ворон | Raven, The (США) :: Рексфорд Бедлоу
1962 Заброшенная земля | Broken Land, The (США) :: Уилл
1960 Стадс Лониган | Studs Lonigan (США)
1960 Маленький магазинчик ужасов | Little Shop of Horrors, The (США) :: Пациент дантиста Уилбор Форс
1960 Дикая гонка | Wild Ride, The (США) :: Главарь банды Джонни
1959 Мистер Счастливчик | Mr. Lucky (США)
1958 Плакса-убийца | The Cry Baby Killer (США)

участие в фильмах
2003 Беспечный ездок и бешеный бык, или Как поколение секса, наркотиков и рок-н-ролла спасло Голливуд | Easy Riders, Raging Bulls: How the Sex, Drugs and Rock 'N' Roll Generation Saved Hollywood (Великобритания, Канада, документальный)
2001 Америка: Дань героям | America: A Tribute to Heroes (США, документальный)
1998 Пир проститутки | Junket Whore (США, документальный)
1992 HBO: Первый взгляд | HBO First Look (США, документальный)
1987- Биография | Biography (США, документальный)
1981 Богоматерь Круазетт | Notre Dame de la Croisette (Швейцария, документальный)

Режиссер
1990 Два Джейка | Two Jakes, The (США)
1978 На юг! | Goin' South (США)
1971 Он сказал поехали | Drive, He Said (США)
1963 Террор | Terror, The | Castle of Terror (США)

Сценарист
1971 Он сказал поехали | Drive, He Said (США)
1968 Голова | Head (США)
1967 Поездка | Trip, The (США)
1965 Побег в никуда | Ride in the Whirlwind (США)
1964 Побег к ярости | Flight to Fury (США)
1963 Остров грома | Thunder Island (США)

Композитор
2003 Любовь по правилам... и без | Something's Gotta Give (США)
1968 Голова | Head (США)

Продюсер
1990 Два Джейка | Two Jakes, The (США)
1971 Он сказал поехали | Drive, He Said (США)
1970 Огонь на поражение | Shooting, The (США)
1968 Голова | Head (США)
1967 Огонь на поражение | The Shooting (США)
1965 Побег в никуда | Ride in the Whirlwind (США)


22 апреля так же родились
Просмотров: 2456
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: