Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

Р, Актеры, СССР, Россия

Рыкунин Николай Николаевич

Рыкунин Николай Николаевич
Родился 23 сентября 1915 года в Ростове Ярославском.

Эстрадный артист, куплетист.
Заслуженный артист РСФСР (14.10.1963).
Народный артист РСФСР (7.09.1979).

Учился в Государственных экспериментальных театральных мастерских, Центральном техникуме театрального искусства, служил в театрах в Свердловске, Ярославле, Калуге, Смоленске.
В 1940 году поучил приглашение в Московский театр Сатиры.

Во время Великой Отечественной войны сначала во время бомбежек Москвы вместе с В. Ю. Драгунским дежурили на крыше театра и сбрасывали зажигательные бомбы, затем в качестве бригадира фронтовой бригады театра был направлен для выступлений перед солдатами на фронте. После эвакуации театра работал в Иркутске, Магнитогорске, Челябинске, Чите, в городах Дальнего Востока. Затем снова выступал на фронте, был награждён боевыми наградами.

После войны в Театре сатиры играл в пьесе «Факир на час» (роль Коли-фоторепортера), в которой исполнял танцы и куплеты. Вместе с ним играли Виталий Доронин и Владимир Хенкин.

В этом спектакле в 1946 году его увидел Александр Шуров, предложивший создать эстрадный сатирический дуэт. Через много лет Николай Рыкунин вспоминал:

— После войны в московских театрах шли пьесы радостного содержания, и в нашем Театре Сатиры играли «Факир на час». Я исполнял роль, о которой можно только мечтать молодому артисту: Коля-фоторепортер, с танцами и куплетами. А партнёром у меня был блистательный, обаятельный Виталий Доронин. Владимир Хенкин в очередной раз покорил Москву — он играл роль швейцара в провинциальной гостинице, его швейцар был заикой, и зрители одобрили новую работу смехом до слез. Однажды на спектакль пришёл известный в то время артист эстрады Александр Шуров. Он предложил мне создать с ним музыкально-сатирический дуэт (наверное, я ему понравился). Для меня это было неожиданным, но, не скрою, приятным предложением. Мне давно хотелось попробовать себя на эстраде. …Для первого концерта мы подготовили всего два номера: куплеты В. Бобошко и М. Викерса «Летят перелетные птицы» и пародии «Стрекоза и Муравей». Впервые мы выступали 2 мая 1946 года в Центральном доме Советской армии — одном из самых престижных концертных залов столицы.

В дальнейшем во взаимоотношения персонажей: Рыкунин – простак, Шуров – комик – добавлялись новые краски. Элегантный, франтоватый Рыкунин как бы подтрунивал над партнером, который оказывался в комической ситуации, но Шуров всегда остроумно «осаживал» его. Рыкунин обычно начинал куплет, прекрасно передавая благодаря своему артистическому таланту и сатиру, и иронию, и сарказм, заложенные в содержании куплетов. Шуров, импровизируя за роялем, к конце делал паузу и выдавал последнюю фразу – ударную репризу куплета. Артисты часто обыгрывали свой «реквизит» – рояль, который превращался то в стол бюрократа, то в купе поезда, то в корабль. В репертуаре дуэта появился номер «Аннушка» (о московском трамвае) В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского, музыка В. Сидорова и Д. В. Ашкенази. Стали пользоваться успехом «Восточная песенка», «Главсметана», «Поезд идет в Чикаго», «Серенада», «Заело» и «Манечка», некоторые из них были записаны на грампластинки в начале 1950-х. Дуэт обращался к различным темам жизни, насколько это было возможно в условиях цензуры. Один из первых режиссерских спектаклей Рыкунина совместно с А. Столбовым «Черная кошка» (середина 1950-х) был осужден в верхах, и около года артисты были вынуждены зарабатывать на жизнь гастрольными поездками. Они исполняли сатирические куплеты (обычно выше критики сферы бытовых услуг советская сатира тогда не поднималась), юмористические переделывания современных песен, пародии, скетчи, весёлые интермедии. В этот период они пришли к замыслу создания эстрадного театра.

В середине 1950-х годов артисты создали маленький эстрадный театр, для участия в спектаклях которого приглашали и других исполнителей: актёров и музыкантов. Рыкунин успешно выступил в нем и как режиссер (он окончил Высшие режиссерские курсы ГИТИСа и стажировался в Ленинградском БДТ у Г. А. Товстоногова). Были поставлены спектакли: «Вместо концерта» (В. А. Дыховичный и М. Р. Слободской, реж. П. Васильев и Н. Петров, 1953), «На маскараде» (В. Е. Бахнов и Я. А. Костюковский, реж. К. Воинов и Рыкунин, 1955), «Маленькие обиды большого города» (В. В. Кунин и А. Мерлин, реж. П. Васильев, 1957), «Не в названии дело» (А. Хазин, реж. Рыкунин, 1958), «Мужской разговор» (В. Бродов и Мерлин, реж. Рыкунин, 1961), «С шуткой под парусами» (Мерлин, Я. М. Зискинд, Рыкунин, реж. Рыкунин, 1975) и «Бенефис… Бенефис…» (реж. Рыкунин, 1988). Все спектакли были злободневны. В них высмеивались мракобесие, приспособленчество. Для дуэта также писали авторы: Борис Ласкин, Эмиль Кроткий, О. Левицкий, Я. Грей, Георгий Териков, Альберт Левин, композитор Никита Богословский.
Их выступления пользовались успехом у зрителей, они обязательно принимали участие в праздничных правительственных телевизионных концертах, записывали пластинки своих программ.
В 1991 году Шуров прекратил выступления по состоянию здоровья.

Рыкунин выступал один, ставил программы в "Эрмитаже", на стадионах и во дворцах спорта. В 1997 году по предложению главного режиссера Театра эстрады Бориса Брунова сыграл свой "Бенефис" в этом театре, после чего практически перестал выходить на сцену, посвятив себя литературному творчеству, выпустил книгу "Бенефис на бис".

Ушёл из жизни 20 октября 2009 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
призы и награды
Орден Отечественной войны I степени.
Орден Красной Звезды.
Медаль «За оборону Москвы».
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

роли в кино
1976 Ансамбль неудачников (короткометражный) :: Николай Рыкунин
1969 Похищение :: артист Рыкунин
1963 Голубой огонёк-1963 :: сатирические куплеты


23 сентября так же родились
Просмотров: 696
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: