Михайлов
Российский танцовщик, балетмейстер, педагог.
Родился 29 (17) марта 1876 года в Москве и первые уроки балетного искусства получил в московской школе. Однако способности юного танцовщика были столь очевидны, что в 1891 году его перевели в Петербургское хореографическое училище, где уровень преподавания на тот момент был выше. Однако сердце Тихомирова принадлежало Москве и Большому театру, в котором он мечтал танцевать с самого детства, и по окончании училища в 1893 году он вернулся в Москву, несмотря на то, что был уже зачислен в балетную труппу Мариинского театра. И 4 сентября 1893 года состоялся его дебют на сцене Большого театра в балетном спектакле «Роберт и Бертрам», весьма благосклонно встреченный критикой.
Возвращение Тихомирова в Большой театр было большой удачей как для театра, так и для него самого. Кроме исполнительского мастерства, Василий Тихомиров обладал и эффектной сценической фактурой — высокий, статный юноша, к тому же незаурядный танцовщик, сразу обратил на себя внимание и зрителей, и руководства труппы. Обстоятельства сложились в пользу Тихомирова, и он миновал обязательный для многих танцовщиков этап выступления в кордебалете, сразу став премьером.
Василий Тихомиров уже завоевал славу и любовь зрителей, когда в 1898 году в Москву вернулась молодая балерина Екатерина Гельцер, с которой он был знаком уже довольно давно. В течение двух лет она, числясь в труппе Большого театра, танцевала в Петербурге. К тому времени Тихомиров уже танцевал в балетах «Роберт и Бертрам», «Конёк-Горбунок», «Жизель» и других. Как отмечали критики, он возвратил зрителю все достоинства мужского классического танца. Мужественность в сочетании с пластичностью и грациозностью — вот те черты, которые помогли Василию Тихомирову стать выдающимся танцовщиком. «Он танцует легко, красиво, уверенно, чисто, исполняет самые быстрые туры безо всякого усилия», «этот танцовщик так лёгок, пластичен и грациозен, что, безусловно, может считаться образцом классической школы» — вот некоторые из многочисленных отзывов балетной критики о Тихомирове.
Женственная, изящная Гельцер и мужественный, рыцарственный Тихомиров образовали великолепный сценический дуэт, который впоследствии перешел и в их личные отношения. Тихомиров и Гельцер соединили не только свое исполнительское искусство, но и судьбу, став мужем и женой и продолжая выступать вместе. Даже после того, как их семья распалась, они продолжали оставаться партнерами на сцене и поддерживали дружеские отношения.
Тихомиров многим был обязан и отцу Екатерины Васильевны, Василию Фёдоровичу Гельцеру, известному артисту. Молодой талантливый дебютант обратил на себя внимание Гельцера, и тот захотел познакомиться с ним поближе. Беседы с Василием Федоровичем о литературе, живописи, балете много дали начинающему артисту, помогли ему найти своё место в искусстве. Первый театральный сезон оказался очень сложным для Тихомирова, несмотря на то, что принёс ему большой успех. Тихомиров не был удовлетворён ни репертуаром Большого театра, ни своими выступлениями и колебался, оставаться ли ему в балете. Ведь, кроме блестящих способностей танцовщика, Василий Тихомиров был прекрасным скрипачом и задумывался о том, не продолжить ли ему карьеру музыканта-исполнителя. Гельцер сумел убедить молодого артиста в том, что его истинное призвание — балет.
Критика справедливо видела в Тихомирове талантливого продолжателя сложившихся традиций классического балета. Тихомиров и сам ощущал себя наследником их традиций, обязанным блюсти их и защищать от неуместных, по его мнению, новшеств, способных лишь исказить облик классического танца. Именно поэтому и возникло в Большом театре противостояние Тихомирова и Горского, который стремился к новаторству.
Горский как постановщик был чужд Василию Дмитриевичу Тихомирову, и он не исполнил ни одной сольной партии в балетах Горского — их для него там просто не было. Как классическому танцовщику-виртуозу Тихомирову было мало равных, но для участия в постановках Горского ему не хватало психологической гибкости, умения войти в любую роль и показать характер героя неоднозначным и сложным. Чужда Тихомирову были и хореография Горского, выходившая за рамки классического танца.
Василий Дмитриевич Тихомиров предпочитал классический репертуар, блистательно выступая во многих старых постановках. Его творчество критики называли «шедевром мужского классического танца», а про самого танцовщика писали, что «лучшего кавалера не грезилось ни одной балерине». Приверженцы классического танца справедливо считали Василия Дмитриевича Тихомирова «изумительным кавалером и танцовщиком». Он танцевал практически весь классический репертуар Большого театра. Огромный успех имели у взыскательной публики Тихомиров и Гельцер и во время гастролей в Петербурге.
Однако с возрастом Тихомиров начал терять свои первые партии. Он уже не мог исполнять привычные ему роли с прежней лёгкостью и изяществом, а иных возможностей для движения вперёд не видел. Именно тогда Тихомиров начал признавать заслуги Горского как постановщика. Он исполнил партии Корсара в одноимённом балете, участвовал также в «Раймонде» (оба балета шли в постановке Горского). Этими ролями в 1913 году ознаменовалось двадцатилетие творческой деятельности Тихомирова. Обе партии отличались статичностью, и Тихомирову нужно было лишь исполнять роль кавалера для балерины и демонстрировать мужественную стать.
Дальнейшие выступления давались танцовщику всё тяжелее. Он уже не мог блистать той виртуозностью в рамках классического танца, как в расцвете своей творческой карьеры, а его нежелание включать в свою исполнительскую манеру новые элементы, уже начавшие завоевывать балетную сцену, вызывало множество критических замечаний. Все больше своих танцевальных партий Тихомиров передавал молодым исполнителям, и вскоре он остался приверженцем академического танца уже как педагог, а впоследствии — как балетмейстер.
Свою педагогическую деятельность Василий Дмитриевич Тихомиров начал намного раньше своего ухода со сцены как танцовщика, почти сразу же после своего появления в труппе Большого театра, в 1896 году. И во взглядах на преподавание Тихомиров противостоял Горскому. Горский старался соединить классическую методику преподавания с пластикой свободного танца, учил своих воспитанников вхождению в психологическую сущность исполняемой роли. Тихомиров же, как отзывались о нём, «сохранил московскую балетную школу и не допустил проникновения в неё вредных искажений и формалистских перегибов, но вместе с тем и не допустил приближения её к служению новым задачам».
Действительно, Тихомиров как преподаватель не мог и принципиально не хотел преподавать своим ученикам никаких новых тенденций в танце. Он считал, что любые новшества — это нарушение академических традиций, совершенно недопустимое в классическом балете. Поэтому ученики Тихомирова безупречно владели классической техникой. Особенно ценно это было в тот переломный для балета момент, когда велись ожесточенные споры между приверженцами «старого» и «нового» искусства. Школа Василия Дмитриевича Тихомирова позволила сохранить лучшие традиции академического балета. Ученики Тихомирова, среди которых были такие прославленные танцовщики, как М. Мордкин, А. Волинин, Л. Новиков, уехав после революции за рубеж и с успехом продолжали традиции русской школы балета, демонстрируя её достижения всему миру.
В.Д. Тихомиров внёс огромный вклад в сохранение традиций классического балета, что оценили многие мастера сцены, стремящиеся к органическому слиянию в своём творчестве классической техники и новаторства. Не случайно, к примеру, Асаф Мессерер, боготворивший Горского, стремился заниматься и в классе Тихомирова, чтобы лучше усвоить технику классической хореографии. Учились у Тихомирова и солистки балетной труппы Большого театра — А. Абрамова, М. Кандаурова, Е. Ильющенко и многие другие балерины, блиставшие на сцене в 1930-1950-х годах.
Те же позиции академизма Василий Дмитриевич Тихомиров отстаивал и в своей режиссёрской деятельности. В 1908 году он стал помощником режиссёра балетной труппы, а через год — режиссером. И, конечно, его отношения с Горским обострились — этого просто не могло не произойти. Как писал об этом в 1911 году в своей хронике театральной жизни «Петербургский листок», «московские балетмейстеры Горский и Тихомиров рассорились друг с другом, и ссора эта оказала влияние на происходившие репетиции, которые временно прерваны». Тихомирова обвиняли в том, что он работает лишь над собственными постановками, не уделяя внимания всем остальным. Действительно, он практически игнорировал Горского как балетмейстера, а затем, став балетмейстером сам, препятствовал наиболее «крайним» постановкам новатора. У каждого балетмейстера были свои претензии к «противнику», зачастую вполне обоснованные. Стремление Горского к «свободной пластике» могло послужить поводом к снижению общего исполнительского уровня труппы, так как помогало скрывать недостатки классической техники отдельных исполнителей. Тихомиров же, требуя «неприкосновенности» классического танца, не давал возможности для его развития.
Тем не менее, избегать взаимного влияния двух подходов к балету не удавалось. Развитие танца неуклонно требовало новаторства. С другой стороны, основой балета всегда оставался академический, классический танец, и здесь школа Тихомирова была непревзойдённой.
Впоследствии, в 1924 году, когда после смерти Горского Тихомиров возглавил московскую балетную труппу, он как режиссер воспринял многое из наследия Горского, что он не принимал в свое время как танцовщик. Углублённый психологизм раскрытия образов, элементы свободной пластики — все это проявилось в тихомировских постановках «Эсмеральды» и второго акта «Красного мака», который был назван «первым советским балетом». Среди прочих постановок Василия Дмитриевича Тихомирова на сцене Большого театра нельзя не отметить «Сильфиду», «Баядерку», «Спящую красавицу».
Василий Дмитриевич Тихомиров прожил долгую жизнь. Перед войной, в 1940 году, ему пришлось сократить свою педагогическую деятельность из-за болезни, однако он продолжал помогать молодым танцовщикам и постановщикам своими советами. Кроме того, Василий Дмитриевич Тихомиров никогда не ограничивал свои интересы одним лишь балетом. Сам он утверждал: «В сущности, всё даётся культурой, нужно стремиться к развитию способностей артиста».
Сам Тихомиров был всесторонне образованным человеком и старался привить любовь к знаниям и своим питомцам. Он интересовался живописью, литературой, изучал психологию. Специально для того, чтобы читать в подлинниках иностранную литературу о балете, изучил французский язык.
Народный артист РСФСР (1934).
Василий Дмитриевич Тихомиров скончался 20 июня 1956 года в Москве. Похоронен Новодевичье кладбище.
роли в кино
1925 Коллежский регистратор :: денщик
1913 Ноктюрн Шопена :: главная роль
1913 Музыкальный момент