Вячеслав Павлович Барышев
Родился в селе Ставрово Владимирской области 15 января 1942 года.
В 1963 году окончил Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина (курс Н.А. Анненкова) и с 1 августа 1963 года работает в Государственном академическом Малом театре.
В Малом театре, славном своими традициями, издавна существуют две линии - щепкинская (бытовая) и мочаловская (героико-романтическая). Первые же роли Ярослава Павловича - его дебютом стал Шекспир ("Человек из Стратфорда" С.Алёшина), затем последовали шиллеровские Карл Моор ("Разбойники") и чуть позже Джанеттино Дориа ("Заговор Фиеско в Генуе"), - чётко обрисовали амплуа, в котором с Барышевым могут сравниться очень и очень немногие, - он прирождённый романтический герой. Ярослав Барышев и сейчас играет Шиллера - в осуществлённой Юрием Соломиным постановке "Коварства и любви" он воплотил образ старого скрипача Миллера, любящего отца несчастной Луизы. А не так давно Барышев с блеском ввёлся на центральную роль в этом спектакле - Президента фон Вальтера. Его Президент для многих стал откровением: слабый, сомневающийся, порою, кажется, даже стыдящийся своих неблаговидных поступков, фон Вальтер идёт на преступления не из холодного расчёта и жажды власти, а чтобы обеспечить будущность своего сына Фердинанда, которого он безумно любит.
За сорок с лишним лет служения искусству Малого театра Ярослав Павлович Барышев сыграл более семидесяти ролей современного и классического репертуара. Среди них герои отечественной классики (Чацкий в "Горе от ума" А.С. Грибоедова, Андрей Шуйский и Иван Петрович Шуйский в "Царе Фёдоре Иоанновиче" А.К.Толстого, Муратов в "Зыковых" М.Горького, Пётр из "Господ Головлёвых" М.Е. Салтыкова-Щедрина, Стародум в "Недоросле" Д.И. Фонвизина, Ляпкин-Тяпкин из гоголевского "Ревизора", Вуланд из "Хищников" А.Ф. Писемского, Понтий Пилат в "Царе Иудейском" К.Р., Боев в "Дикарке" А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва, Беркутов в "Волках и овцах" А.Н. Островского) и современного русского репертуара (Шекспир в "Человеке из Стратфорда" С.Алёшина, Семёнов из "Русских людей" К.М. Симонова, Галецкий в "Вечернем свете" А.Н. Арбузова, Андрон Русу из "Птиц нашей молодости" И.Друцэ, Николай из "Бесед при ясной луне" по В.М. Шукшину, Грозной из "Любови Яровой" К.Тренёва, Рамзин из "Выбора" Ю.Бондарева, Ришелье в "Плаще кардинала" П.Гусева), персонажи зарубежной драматургии (Освальд в "Привидениях" Г.Ибсена, Карл Моор в "Разбойниках" Ф.Шиллера, Мишель из "Госпожи Бовари" по Г.Флоберу, Родон Кроули из "Ярмарки тщеславия" У.Теккерея, Иван Крижовец из "Агонии" М.Крлежи, Джанеттино Дориа из "Заговора Фиеско в Генуе" Ф.Шиллера, Эрих Кламрот в "Перед заходом Солнца" Г.Гауптмана, Эдгар в "Короле Лире" У.Шекспира, Миллер и Президент в "Коварстве и любви" Ф.Шиллера, сэр Амиас Паулет из "Марии Стюарт" Ф.Шиллера). Ярослав Павлович Барышев наделён мощным, неистовым артистическим темпераментом, великолепной фактурой и колоссальным сценическим обаянием. Как истинный трагик, он наполняет каждый создаваемый им образ яркими, сочными красками. Не заметить его присутствия на сцене просто невозможно. Барышев способен проникнуть в глубочайшие пласты изображаемого характера, подчинить своей воле любую зрительскую аудиторию. Такие артисты в наше время являются "штучным товаром". И не случайно известный театральный критик Светлана Овчинникова в посвящённой Ярославу Павловичу книге называет его последним русским трагиком.
У Ярослава Барышева не было и нет проходных работ, но одним из главных событий в его актёрской биографии стало исполнение роли Ивана Грозного сразу в двух спектаклях Малого театра по А.К.Толстому - "Князе Серебряном" и "Царе Иоанне Грозном". Иван Васильевич в трактовке Барышева опровергает пушкинское утверждение, что "гений и злодейство - две вещи несовместные". Он, безусловно, воплощение зла, но это зло настолько обаятельно, что не оставляет добру почти никаких шансов. В этой роли трагическое дарование Ярослава Барышева достигает своей кульминации. Артисту удалось разрушить сложившиеся стереотипы в трактовке образа Грозного и показать его живым человеком, раздираемым внутренними противоречиями, жестоким, своенравным, властным, страдающим: Создаётся впечатление, что Барышева особенно подкупает искренность его героя: он искренне грешил и так же искренне каялся.
Ярослав Барышев снимался в кино. Среди фильмов с его участием - "Батальоны просят огня", "Если бы знать", "Вначале было Слово", "Охота". Артисту дважды довелось исполнить роль А.С.Пушкина - в радиоспектакле "Пушкин в лицее" и телефильме "Зелёная лампа".
Народный артист России (1992).
Ушёл из жизни 2 июня 2013 года.
призы и награды
26.12.1984 г. - лауреат Госпремии РСФСР имени К.С.Станиславского.
роли в кино
1994 Охота
1993 Если бы знать... :: Иван Романович
1992 В начале было слово (Россия, Украина)
1990 Спутник планеты Уран
1987 Зыковы (фильм-спектакль) :: Муратов
1985 Батальоны просят огня :: эпизод
1982 Король Лир (фильм-спектакль) :: Эдгар
1981-1982 Красные колокола | Red Bells | Campanas rojas (СССР, Италия, Мексика) :: эпизод
1981 Царь Федор Иоаннович (фильм-спектакль) :: князь Андрей Шуйский
1981 Любовь Яровая (фильм-спектакль) :: Константин Грозной
1981 Вызов (фильм-спектакль) :: Григорий Владимирович Бенедиктин
1980 Заговор Фиеско в Генуе (фильм-спектакль) :: Джанеттин
1979 Русские люди (фильм-спектакль) :: Семенов
1978 Господа Головлёвы (фильм-спектакль) :: Петя
1976 Ярмарка тщеславия (фильм-спектакль) :: Родон Кроули
1976 Признание (фильм-спектакль) :: эпизод
1973 Самый последний день1973 Волки и овцы (фильм-спектакль) :: эпизод
1972 Былое и думы (фильм-спектакль)
участие в фильмах
2010 Михаил Кононов. Весь мир против меня (документальный)
2008 Последний звонок Нестора Петровича. Михаил Кононов (документальный)