Али Ҳамроев
19 мая 1937, Ташкент
Режиссер, сценарист.
Заслуженный деятель искусств Узбекистана (1969).
Отец, Эргаш Хамраев, был сценаристом и актером узбекского кино. Он погиб в 1942 году под Вязьмой. Мама работала на киностудии диспетчером.
Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1961, мастерская Г. Рошаля и Ю. Геники), режиссер киностудии «Узбекфильм». Герои главных картин А. Хамраева, будь то влюбленный Каюм (Б. Бейшеналиев) из «Белых, белых аистов», красный комиссар Ходжаев (С. Чокморов) из «Чрезвычайного комиссара» или молодая колхозница Халимоа (Д. Камбарова) из «Триптиха», одержимы страстью, ни жизнь, ни смерть не помеха для них в осуществлении их устремлений. В характеристике героя ничего не меняет изобразительно-выразительный прием, к которому в том или ином фильме прибегает Хамраев. Так, «Чрезвычайный комиссар» в изобразительном плане опирается на документ, он аскетически строг в своем черно-белом решении, зато боевик «Седьмая пуля» динамичен как в сюжетном развитии, так и в цветном построении кадра, эпизода. Но поступки героев, хоть и направлены часто во благо людям, могут иметь (и, чаще всего у Хамраева так и бывает) разрушительные, катастрофические последствия.
В одном из лучших фильмов режиссера «Без страха» попытка ударно-насильственными темпами снять с «освобожденной женщины Востока» паранджу оборачивается гибелью многих невинных людей. Паранджу женщины кишлака все же снимают, но вынужденно, лишь для того, чтобы прекратить кровавую бойню. Катастрофичен финал «Седьмой пули». В схватке красного командира Максумова (С. Чокморов) с вождем басмачей Хайруллой от шальной пули погибает совсем еще юная девушка Айгула (Д. Камбарова), влюбленная в командира.
Но Халима из «Триптиха», оставленная своим пустым, легкомысленным мужем, во что бы то ни стало строит свой дом сама, отказавшись от традиционной помощи односельчан и колхоза. Так ведут себя герои Хамраева, обращенные не в идеологические дали всеобщего счастья, а к настоящей, сегодняшней жизни. На пути развития и утверждения этих сюжетов Хамраев все более движется к притчевой композиции, к метафорической концентрации образа. Таковы и картины конца 1980-х годов, где наряду с автобиографическими мотивами рождается образ открытого апокалиптического мира, враждебного человеку.
призы и награды
Лауреат Государственной премии Узбекской ССР им. Хамзы (1971).
"Серебряный павлин" Приз лучшего режиссера МКФ в Нью-Дели (Индия) 1976 год
"Триптих" Гран-при МКФ в Сан-Ремо (Италия) 1980 год
роли в кино
2004 Место под солнцем :: Алекс
участие в фильмах
2003 Кира (документальный)
Режиссер
2007 Артисты
2004 Место под солнцем
1998 Бо Ба Бу (Италия, Франция, Узбекистан)
1992 Кто сумасшедший? | Ким жинни? (Узбекистан)
1987 Сад желаний1985 Я тебя помню1984 Невеста из Вуадиля
1983 Жаркое лето в Кабуле1979 Телохранитель
1977 Триптих
1975 Человек уходит за птицами1973 Поклонник (киноальманах)
1972 Седьмая пуля
1971 Без страха1970 Чрезвычайный комиссар
1968 Красные пески
1968 Дилором
1966 Белые, белые аисты
1964 Любит - не любит?
1964 Где ты, моя Зульфия?1961 Маленькие истории о детях, которые...Сценарист
1998 Бо Ба Бу (Италия, Франция, Узбекистан)
1992 Кто сумасшедший? | Ким жинни? (Узбекистан)
1985 Я тебя помню1984 Невеста из Вуадиля
1983 Стрелять сгоряча не стоит
1979 Телохранитель
1979 Эшмат - добрый ангел (короткометражный)
1971 Без страха1970 Чрезвычайный комиссар
1968 Дилором
1966 Белые, белые аисты