16 (28) июня 1892, Киев - 3 апреля 1961, Москва
Театральный художник.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).
Народный художник РСФСР (21.02.1958).
Родился в семье небогатого коммерсанта; получил традиционное еврейское образование, затем был отдан на обучение в гимназию, по окончании которой, в 1911 году, подчинившись воле родителей, поступил в Киевский коммерческий институт. Одновременно, следуя собственному призванию, в 1912—1915 годах учился в школе рисования и живописи А. А. Мурашко.
В 1916 году окончил институт, но коммерсантом так и не стал: в 1918—1919 годах учился в студии Александры Экстер — одного из лидеров русского художественного авангарда; в 1920—1921 годах — в Украинской академии художеств в Киеве.
Преподавал во ВХУТЕИНе (1929—1930), Полиграфическом институте (1931—1932), ГИТИСе имени А. В. Луначарского (1934—1936) — в Москве.
В 1924–1927 гг. заведовал графическим отделом Центроиздата. Во второй половине 1920-х — начале 1930-х сотрудничал с ГИЗ, издательством «Молодая гвардия». Оформил книги: «Чирики-пузырики» (1927, 1929; вместе с другими художниками), «Октябрятская» (1930, 1931) Н. Венгрова; «Кем быть?» В. В. Маяковского (1929), «Роальд Амудсен» Н. И. Дементьева (1931), «Звери в пещере» М. А. Гершензона (1931) и другие. Во второй половине 1930-х выполнил диораму Кабардино-Балкарии для ВСХВ (вместе с М. Г. Генке-Шифриной).
В 1925 г. вступил в ОСТ (Общество станковистов), членами которого стали и некоторые художники-евреи, входившие до этого в Художественную секцию Култур-лиге, — А. Тышлер, И. Рабичев, Д. Штеренберг (председатель Общества) и А. Лабас (1900–1983). Общество просуществовало до 1932 г., когда оно, как и все другие художественные группы и объединения СССР, было распущено после постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
Главный художник ЦАТСА (1935—1961). На протяжении 1930-1940 годов не прерывалось также его сотрудничество с еврейскими театрами. Член ВКП(б) с 1942 года.
В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве. Выезжал в командировки на Западный фронт в Смоленскую область (1942), Сталинград (1943).
Участник многих зарубежных выставок: XIV Международной выставки искусств в Венеции (1924), Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925), Международной выставки «Искусство книги» в Лейпциге и Нюрнберге (1927), Международной выставки «Современное книжное искусство» в Кёльне (1928), немецких художников в Берлине (1928), Международной выставки «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931–1932), Всемирной выставки «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке (1939), Всемирной выставки в Бельгии (1958); советского искусства по США (1929, передвижная), в Вене, Берлине, Стокгольме (все — 1930), Кенигсберге (1932), Мадриде и Марселе (1933), Лондоне (1934), Англии (1936, передвижная).
Провел персональные выставки в Москве (1953, 1962).
Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Жена — художница Маргарита Генриховна Генке /1889–1954/, из шведской дворянской семьи, приняла иудаизм.
театральные работы
Оформил спектакли
ЦТКА - ЦАТСА:
«Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука (1934)
«Глубокая провинция» М. А. Светлова (1935)
«Слава» В. М. Гусева (1936)
«Укрощение строптивой» В. Шекспира (1937)
«Падь Серебряная» Н. Ф. Погодина (1939)
«Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (1941)
«Фронт» А. Е. Корнейчука (1942)
«Олеко Дундич» А. Г. Ржешевского и М. Каца (1942)
«Бессмертный» А. Н. Арбузова и А. К. Гладкова (1943)
«Сталинградцы» Ю. П. Чепурина (1944)
«Незабываемый 1919-й» В. В. Вишневского (1949)
«Флаг адмирала» А. П. Штейна (1950)
«Ревизор» Н. В. Гоголя (1951)
«Метелица» В. Ф. Пановой (1956)
«Москва. Кремль» А. Н. Афиногенова (1956)
«Поднятая целина» по М. А. Шолохову (1957)
«Барабанщица» А. Д. Салынского (1958)
«Женитьба» Н. Гоголя (1959)
«Чайка» Чехова (1960)
Другие театральные работы
«Гайавата» по Г. Лонгфелло в Московском театре для детей (1923)
«Чудо в Кэпдоне» Л. Мойзфильда в Художественно-театральной студии В. В. Барановской (1923)
«Приключения синьора Кихадо» по М. Сервантесу (1926)
«Черный Яр» А. Н. Афиногенова (1928), оба - в Государственном педагогическом театре
«Саранча» Е. О. Любимова-Ланского (1926)
«Штиль» В. Н. Билль-Белоцерковского (1927) - в Театре им. МГСПС
«Хлеб» В. М. Киршона (1930)
«Страх» А. Н. Афиногенова (1941)
«Разлом» Лавренёва (1950)
«Залп "Авроры"» М. В. Большинцова и М. Э. Чиаурели (1952)
«Чайка» Чехова (1959) — все во МХАТе
«Токмаков переулок» В. В. Смирновой (1931)
«Улица радости» Н. А. Зархи (1932)
«Вольные фламандцы» по Ш. де Костеру (1935), все - в Театре рабочих ребят
«Двадцать лет спустя» М. А. Светлова (1940, Театр им. Ермоловой)
«Офицер флота» А. А. Крона (1944, Ленинградский БДТ)
«Московский характер» А. Софронова (1948)
«Проданная колыбельная» Х. Лакснесса(1955), оба - Малый театр
«Виндзорские насмешницы» В. Шекспира (1957, Театр им. Моссовета)
«Конек-Горбунок» по П. П. Ершову (1952)
«Приключения Чиполлино» Д. Родари (1955), оба - в ЦДТ
«Уриэль Акоста» по пьесе К. Гуцкова, 1938, режиссер М. Гольдблат) - в Биробиджанском ГОСЕТе
«Цвей Кунилемлех» — «Два простофили» по пьесе А. Гольдфадена, 1940, режиссер И. Кролль, декорации и костюмы совместно с М. Генке
«Накануне праздника» по пьесе М. Бродерзона, 1947, режиссер Б. Зускин, оба - в Московском ГОСЕТе
«Деловой человек» по пьесе В. Газенклевера, 1928, режиссер С. Марголин - в Украинском ГОСЕТе (Харьков)
«Вольпоне» по пьесе Бена Джонсона, 1933, Минск, режиссер В. Головчинер (эскизы декораций и костюмов выполнил вместе с художницей М. Генке) - в Белорусском ГОСЕТе
призы и награды
Сталинская премия первой степени (1949) — за оформление спектакля «Московский характер» А. В. Софронова.
Сталинская премия второй степени (1951) — за оформление спектакля «Флаг адмирала» А. П. Штейна.
Оператор
1947 Пирогов | Pirogov
1945 Великий переломХудожник
1961 Укрощение строптивой (фильм-спектакль)