28 сентября 1894, Одесса — 17 ноября 1988, Москва
Советский кинорежиссёр, сценарист, переводчик.
В 1910 году уехал «в поисках лучшей жизни» в Шотландию, где в городе Глазго впервые приобщился к киноиндустрии - работал киномехаником.
После Февральской революции, в мае 1917 года, вернулся в Россию.
Участвовал в 1-й Мировой войне рядовым на Румынском фронте.
В 1918 году, с началом Гражданской войны, добровольцем пошел в Красную Армию, был назначен на должность помкомвзвода.
В 1919 году вступил РКП(б), переведен на должность ротного политрука.
После окончания Гражданской войны работал в отделе культуры Свердловского райкома партии Одессы, откуда перешел на кинофабрику и стал сначала оператором, а затем вторым режиссёром у П. И. Чардынина (1873 – 1934), одного из создателей русского кино, которого Лев Шеффер считал своим учителем.
Эта киностудия, образованная в 1919 году на базе частных кинофабрик, в 1922 году была реорганизована в Одесскую кинофабрику ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление). В 1924-1925 гг. Л. Б. Шеффер работал на ВУФКУ режиссером, одновременно возглавляя партийную организацию.
В 1925 году переезжает в Москву и работает режиссером на Московской киностудии «Совкино» (впоследствии «Мосфильм»).
За 10 лет работы на этой студии он поставил не менее 10 художественных фильмов (немых), среди которых:
1925 – «Советский воздух»
1926 – «Красная» Пресня (совместно с Абрамом Роомом, Александром Перегудой, Лео Муром)
1926 – «Ветер» (по одноименной повести Бориса Лавренева)
1927 – «Путь в Дамаск» («Утриш»)
1928 – «Красавица Харита» (по мотивам рассказа Анны Караваевой "Двор")
1929 – «На повороте» («Люди камня»)
1931 – «Две матери» («Борьба этажей», «Суд Соломона»)
В фильмах Л.Б. Шеффера снимались признанные красавицы, кинозвёзды 20-30-х годов Оксана Подлесная, Эмма Цесарская и др.
В середине 30-х годов руководством Советского кинематографа было принято решение развивать национальное кино, в т.ч. в братской Монголии. В 1935 году начальник Главного управления кинопромышленности при СНК СССР Б.З. Шумяцкий, бывший в свое время одним из организаторов монгольской революции, отправил Льва Шеффера, как опытного человека, партийца с боевой биографией, в длительную командировку в МНР для помощи в создании национального кино. В Улан-Баторе он принимал участие в постановке нескольких документальных и игровых фильмов, в частности, первого монгольского художественного фильма «Путь Норжмы». Л. Б. Шеффер стал, таким образом, одним из основателей монгольского кино.
После возвращения в СССР работал в документальном и научно-популярном кино. В частности, занимался производством военно-учебных фильмов.
При обороне Москвы в 1941 году был в ополчении политруком батальона.
В начале 1942 года отозван для работы на студии «Воентехфильм», выпускавшей учебно-инструктивные фильмы по использованию военной техники в боевых условиях.
После войны работал на студии «Моснаучфильм».
Снял большой учебно-игровой фильм «Английский язык», который, по отзыву преподавателей-экспертов, был лучшим учебным средством для овладения навыками разговорного английского языка. Но вскоре фильм был положен на полку (затем, вероятно, смыт), а Шеффер арестован и осуждён на 10 лет, как шпион трёх разведок.
В частности, ему инкриминировали то, что в учебном фильме для студентов Военного института иностранных языков он снял «в значительной мере лиц еврейской национальности... тем самым... не дал верного представления о многонациональном составе учащихся учебных заведений...» (Г. В. Костырченко. Тайная политика Сталина).
В 1954 году, после смерти Сталина, Л. Б. Шеффер был освобожден и в 1956 году полностью реабилитирован.
В дальнейшем работал сценаристом и переводчиком. В этом периоде его деятельности следует особо отметить перевод (совместно с Б. Грибановым) монументального 700-страничного труда американского поэта начала XX в Карла Сэндберга – биографии президента Авраама Линкольна в серии «Жизнь замечательных людей» (1961).
Член Союза кинематографистов СССР.
Ушёл из жизни в 1987 году.
НЕИЗВЕСТНЫЙ ФАКТ.
Знаменитые кадры трёхорудийных корабельных башен из к/ф «Броненосец Потёмкин» принадлежат Л. Шефферу. Дело в том, что С.М. Эйзенштейн снимал фильм на Чёрном море, в Одессе, а Л. Шеффер в то же время делал фильм о Балтийском флоте (и тоже к годовщине Октября). На Чёрном море линкоров с трёхорудийными башнями не было, а на Балтийском были. Плёнка Л. Шеффера была в монтажной (тогда общей), там её и увидел Эйзенштейн, кадры ему понравились, и он вставил их в свой фильм.
Впоследствии С.М. Эйзенштейн так объяснял Л. Б. Шефферу свой поступок: «Вас в Москве не было, спросить было не у кого. Кадры мне очень понравились, а сроки поджимали, надо было выпустить фильм до годовщины. Вы же понимаете, какое значение ЦК придавал картине». Потом эти кадры попали на плакаты, став визитной карточкой великого фильма.
РЕЖИССЕР
1931 Две матери
1929 На повороте
1927 Путь в Дамаск
1927 Красавица Харита
1926 Красная Пресня (короткометражный)
1926 Ветер
1925 Советский воздух (короткометражный)
СЦЕНАРИСТ
1931 Две матери
1927 Красавица Харита