7 октября 1892 года (Белая Церковь, Киевская губерния, Российская империя) — 2 июля 1980 года (Москва, РСФСР, СССР).
Художник кино, педагог.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940).
Иосиф Аронович Шпинель родился в семье учителя. Большая семья, в которой Иосиф — восьмой ребёнок. Ранняя смерть отца. Мать и сёстры подрабатывали шитьём. Старшие братья давали уроки и учились сами: готовились к экзаменам на аттестат зрелости, к получению высшего образования. Наверное, стремление учиться, получить возможность заниматься любимым, интересным делом и было главным. Но это было и самым трудным для детей из бедной еврейской семьи, жившей к тому же в захолустном городке в черте оседлости.
Жизнь в семье Шпинелей была полна лишений и трудностей, но её освещала радость взаимной любви, дружбы, стремления к знанию, к справедливости.
Волна революционных событий 1905 года докатилась до Белой Церкви. И в канун событий и позже, в разгар реакции, в городе действовали нелегальные рабочие кружки, активными участниками которых были братья и сестры Иосифа. И хотя мальчику было всего двенадцать лет, он был посвящен в их деятельность. Ему даже давались несложные поручения, он был связным между отдельными членами кружка.
Здесь-то он и встретил человека, который первым серьёзно отнесся к его увлечению рисованием. Товарищ Петр — такова была партийная кличка студента Московского художественного училища, направленного социал-демократической партией в Белую Церковь для организации нелегальных кружков. Первые профессиональные советы вместе с ящичком красок в подарок мальчик получил от него. Товарищ Пётр советовал ему учиться, но учиться в Белой Церкви было негде. Да и дома считали, не без основания, что прожить с профессией художника будет нелегко.
Закончив обучение в частной школе (в гимназию поступить не удалось), Шпинель уехал в Киев, где жил и учился на медицинском факультете один из братьев. Позже туда перебрались и мать с сестрами.
Юноша устроился работать чертежником-землемером и одновременно стал готовиться в Киевское художественное училище. Он мечтал учиться живописи и рисунку, но по настоянию родных поступил на архитектурное отделение: оно обеспечивало более прочное будущее.
Первое время после окончания училища Шпинель работал в Киеве — помощником у своего бывшего педагога, архитектора Рыкова. Империалистическая война приводила всё к новым жертвам. В Киеве при военном кладбище началось строительство церкви, и Шпинель был приглашен принять участие в проектировании здания.
Работа начинающего архитектора прервалась в 1916 году: его призвали в аримю и направили в полк,размещенный в Виннице.
Грянул октябрь 1917 года. Шпинель возвратился в Киев. По заданию ревкома он писал плакаты, расписывал агитационными панно стены городской тюрьмы, откуда освободили политзаключенных. С самого начала гражданской войны принимал участие в оформлении агитпоездов, затем вступил в ряды Красной Армии. Случилось так, что он был не только художником, но и строителем: 211-й военно-строительный отряд Юго-Западного фронта, куда был зачислен Шпинель, кроме участия в боях занимался наведением мостов, переоборудованием зданий под госпитали и бани, сооружением укрытий.
Вместе с полком прошёл боец Шпинель южную Россию, Украину, Кавказ. В 1920 году отряд стоял в городе Черкассы на кратком отдыхе. Там же в это время находилась труппа Киевского театра русской драмы (ныне Театр имени Ивана Франко), выехавшая из Киева, подвергавшегося бесчисленным бандитским налетам. Шпинель познакомился с главным режиссёром театр Гнатом Юрой и ведущим актёром Амвросием Бучмой. Узнав о том, что молодой боец строительного отряда по профессии архитектор и по призванию художник, Юра и Бучма обратились к нему с просьбой: срочно оформить несколько спектаклей.
Но короткая передышка кончилась и Шпинель снова воевал, строил мосты, блиндажи, госпитали. После демобилизации его отправили на работу в Донбасс — на восстановление разрушенных шахт.
Мечта продолжать учиться не оставляла его. И в 1921 году на архитектурное отделение ВХУТЕМАСа пришёл молодой человек в потрёпанной шинели и выцветшей гимнастёрке. Первое время он ночевал на вокзале, потом встретил товарища по Киевскому училищу и устроился у него.
К моменту окончания ВХУТЕМАСа (1926) Шпинель был уже признанным мастером. Его работы выставлялись на отечественных и международных выставках, были удостоены премий и почётных дипломов.
Однако уже в 1927 году в жизни художника произошёл поворот, когда ему одновременно потребовался весь его опыт — как архитектора, строителя, так и рисовальщика. Он не предполагал, что вся его жизнь окажется связанной с кинематографом. И хотя в Одессу он приехал по приглашению киностудии, но смотрел на предстоящее участие в фильме как на эпизод. Немаловажную роль сыграло состояние здоровья художника: у него начинался туберкулёз, и в трудных условиях московской жизни болезнь грозила принять опасный оборот. Телеграмма, а затем письмо товарища юных лет, кинодраматурга и режиссёра Григория Чериковера (Гричера), решили дело. Вот так и случилось, что на киностудии ВУФКУ появился новый художник-постановщик.
С 1928 года работал в кинотехникуме Одессы, а затем в Киевском киноинституте Шпинель вёл курс "Композиция кадра".
В 1933 году он вернулся в Москву, на киностудию Москинокомбинат ("Мосфильм").
С 1940 года — педагог ВГИКа, профессор (1965).
С кинопроизводством Иосиф Аронович Шпинель был связан до 1966 года.
призы и награды
Лауреат Государственной премии СССР (1951, за участие в фильме «Заговор обречённых»).
Художник
1965 Год как жизнь1963 Аппассионата (короткометражный)
1961 Суд сумасшедших
1959 Судьба поэта
1957-1959 Хождение по мукам1955 Дорога
1955 Вольница
1954 Мы с вами где-то встречались...
1953 Великий воин Албании Скандербег | Skënderbeu (СССР, Албания)
1951 Большой концерт
1950 Заговор обречённых1948 Повесть о настоящем человеке | Story of a Real Man, The
1946 Наше сердце
1944,1945 Иван Грозный1942 Парень из нашего города1942 Машенька
1941 Первопечатник Иван Федоров1940 Концерт-вальс
1940 Бабы1939 В поисках радости
1938 Юные коммунары1938 Семья Оппенгейм
1938 Александр Невский1937 Гаврош1936 Трое с одной улицы
1936 Поколение победителей
1936 Зори Парижа
1935 Кондуит
1934 Пышка
1934 Петербургская ночь
1931 Человек без футляра1931 Приймак
1930 Чёрная кожа
1930 Человек из местечка1930 Хранитель музея1930 Жизнь в руках1930 Гость из Мекки
1929 Пять невест
1929 Новыми путями
1929 Мертвая петля
1929 Две женщины1928 Сквозь слезы
1928 Ночной извозчик
1928 Накануне1928 Глаза, которые видели1928 Арсенал