Родился 10 июня 1944 года в Москве.
Заслуженный артист РСФСР (13.09.1991).
Народный артист РФ (22.11.1999).
В декабре 1944 года семья Голощекиных переехала в освобожденный от блокады Ленинград, родной город Семена Давидовича, который был очень общительным и обаятельным человеком, любил артистов, музыку – все, что связано с богемой. Нина Петровна окончила балетную студию Большого театра, но в 19 лет получила травму ноги и не смогла стать профессиональной балериной.
Семен Давидович работал на «Ленфильме» вместе с супругой известного пианиста, ректора консерватории Павла Алексеевича Серебрякова, и как-то сказал ей: «У меня сынишка все время что-то поет. Наверное, у него есть музыкальные способности». Давид пел одну и ту же песню Соловьева-Седого из кинофильма «Счастливого плавания»: «Солнышко светит ясное. Здравствуй, страна прекрасная!» Отец был директором этой картины и часто брал мальчика с собой на работу. Серебряков при встрече с Семеном Давидовичем посоветовал ему отдать Давида в школу-десятилетку: «Я звонить никому не буду. Приведите парня в школу. У него явные музыкальные способности. Его примут!»
Пятилетнего сына привела на прослушивание Нина Петровна. Мальчика завели в комнату, что-то сыграли на рояле, постучали и попросили повторить, потом он спел «Марш нахимовцев» из того же «Счастливого плавания». Татьяна Исааковна Захарьина, замечательный педагог, решила, что Давид будет учиться играть на скрипке. Раньше этот неведомый ему инструмент мальчик видел только в витрине музыкального отдела «Пассажа», когда гулял там с бабушкой.
Так для Давида начались суровые будни в нулевом классе. Его первой учительницей стала жена профессора Шера – Елена Адольфовна, прекрасный педагог. Впоследствии мальчик учился у Шера вместе с Владимиром Спиваковым, который пришел в десятилетку на два года позже. Начиная с первых занятий Голощекин ужасно страдал – ему нравилась музыка, когда он слушал радио и понимал, что инструмент звучит красиво. Но оказалось, что необходимо каждый день по два часа играть и учить гаммы, в то время когда все мальчишки играли во дворе в футбол. Напоминанием об этом времени служит Давиду Семеновичу смычок, который мама сломала когда-то о его спину.
Шло время… Давид переходил из класса в класс, и ему даже понравилось играть. Но скрипка так и не стала его любимым инструментом, это он понял, когда во 2-м классе начал посещать общий курс фортепиано. Дома инструмента не было, пришлось взять напрокат.
Голощекин очень рано проявил интерес к эстрадной музыке. Когда Давиду исполнилось 12 лет, отец подарил ему радиоприемник «Рекорд». Тогда он впервые услышал голос Уиллиса Коновера. Но когда дела в школе шли хуже, родители говорили: «Сегодня ты ничего слушать не будешь!» В эти вечера, дождавшись, пока все заснут, мальчишка все-таки незаметно подползал к приемнику, прижимался ухом и слушал музыку… Очень нравился ему и оркестр Николая Минха, который часто передавали по радио. Один раз Давиду даже посчастливилось услышать его «живьем» – на агитпункте в Доме медицинского работника. Еще он слушал аккордеониста Юрия Шахнова, потрясающего музыканта, который играл «Ветерок в пустыне». Дома часто собирались гости, приходили актеры, режиссеры, звучали эстрадные мелодии, в том числе и знаменитая «Besame mucho».
Серьезно увлекаться джазом Голощекин начал еще в школе. Однажды Давид услышал, как кто-то играет на саксофоне в контрабасовом классе. Он пошел «на звуки» и увидел парня – это был Саша Сергеев, и у них завязался разговор. Голощекин сел за рояль и сыграл «Опавшие листья». «Парень, – сказал Саша, – у тебя есть способности!» Ребята обменялись телефонами и начали общаться. Благодаря Саше Давид впервые услышал записи Бена Уэбстера, Коулмена Хокинса, Иллинойса Джеккета. Потом Сергеев познакомил его с саксофонистом Александром Трениным, своим двоюродным братом. Так Голощекин вошел в компанию Сергея Шуколюкова, Валентина Родионова, Вячеслава Першина.
В 15 лет Голощекина перевели на 3-й курс музыкального училища, которое находилось в одном здании со школой-десятилеткой. К этому времени он больше внимания уделял пианино, его определили в класс альта, который Давид быстро освоил.
Мама до последних дней жизни говорила: «Джаз в этой стране – дело бесперспективное. Ты должен играть классику, у тебя были прекрасные педагоги». А отец твердил: «Мне все равно, кем ты будешь, но ты должен работать серьезно и честно». Родители развелись, когда Давиду исполнилось 16 лет, – мама уехала в Москву, а отец остался в Ленинграде. Юноша жил один и рано стал самостоятельным – работал, играл на танцах.
Однажды Голощекин познакомился с Юрием Вихаревым, у которого оказалась колоссальная коллекция пластинок. Их первая встреча состоялась на канале Крунштейна. Тогда он и услышал известную композицию «Stella By Starlight». Юрий оказался очень прост в общении, и главное – он привил Голощекину вкус к джазовой тематике и стилистике. Они слушали Майлза Дэвиса, Джона Колтрейна, Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Билла Эванса, Орнетта Коулмена. То, что исполнял Вихарев, было понятно Давиду, потому что он был грамотным в музыкальном отношении, серьезно изучал музыку, хорошо знал гармонию.
Вихарев предложил Станиславу Стрельцову, саксофонисту Михаилу Дворянчикову и Давиду Голощекину создать квартет. «А ты мог бы играть на контрабасе? Ты же скрипач, мог бы освоить и контрабас!» – сказал Дворянчиков. О контрабасе Давид давно втайне мечтал и пообещал, что за две недели освоит. Взял в аренду инструмент, от занятий стер пальцы, но забинтовал их и, позвонив Вихареву, сказал, что готов. Они начали репетировать в Финансово-экономическом институте, готовили программу для джазового фестиваля в Таллине, который открылся 20 апреля 1961 года. Давид был под впечатлением – ведь там играли Герман Лукьянов и Николай Громин.
Для Голощекина это был первый выход на сцену. Впоследствии публицист Георгий Васюточкин написал: «Первый квартет Вихарева, сложившийся на рубеже 1959–1960-х годов, собрал хороших джазовых ребят – таких же, как и он, самоучек. Исключением стал пятнадцатилетний вундеркинд, студент музыкального училища при консерватории, Давид Голощекин, освоивший для джазового квартета технику игры на контрабасе».
В июне 1961 года Давид окончил музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова при Ленинградской консерватории по классу струнного альта. В мае 1961 года началась его профессиональная деятельность – музыканта оформили пианистом и скрипачом в отдел музыкальных ансамблей Всесоюзного гастрольно-концертного объединения, а с 1962 года он стал сотрудничать с эстрадно-танцевальным ревю Аллы Ким и Шалвы Лаури.
В творческой биографии Давида Голощекина был и октет Ленинградского института точной механики и оптики, где ему некоторое время даже довелось быть руководителем. Там он написал свои первые аранжировки. Музыканты часто выступали, играли в качестве фонового оркестра на телевидении и стали очень популярны. По тем временам сложился замечательный бенд, который отлично звучал. Но через год коллектив распался.
Одним из духовных наставников стал для музыканта Аркадий Мемхес, считавшийся неплохим пианистом с безупречным вкусом и прекрасным чувством свинга. Он сумел развить это чувство в Голощекине, они вместе слушали Телониуса Монка и Сонни Роллинза. Аркадий был старше Давида лет на десять и видел несомненные способности молодого коллеги. Мемхес всегда любил говорить, поучать, философствовать, но многие прелести свинга открыл для Голощекина именно он.
Еще во времена учебы Давиду повезло и с прекрасным педагогом по фортепиано – Верой Борисовной Демченко. Голощекин играл то, что хотел, а Вера Борисовна многого и не требовала. «У тебя жуткие лапы», – говорила она. Иногда, зная, что Давид увлечен джазом, просила его что-нибудь сыграть. Благодаря усилиям Демченко Голощекин все-таки овладел фортепиано, но это не было итогом изучения классической музыки.
Давид не столько был озабочен тем, на каком инструменте играть, сколько думал о том, какую музыку слушать и какой стиль предпочесть. Хотя Голощекин и получил классическое музыкальное образование, увлечение джазом оградило его от академической карьеры. В те времена джаз еще существовал на грани запрета, но Давид все-таки выбрал эту музыку, ставшую ему по-настоящему близкой. Это был своеобразный юношеский максимализм, наивный и бескомпромиссный.
Тогда на его пути появился Павел Львович Нисман – друг отца, которого знали все музыканты города. Удивительный человек и одаренный скрипач, он пригласил Голощекина работать в оркестре, который играл на танцах или перед киносеансами во Дворце культуры имени С.М. Кирова. Давид делал свои аранжировки и просто «впадал в транс» от звучания пяти саксофонов в «Lady, Be Good». В эти же годы Нисман открыл первую в стране джазовую школу и пригласил Голощекина преподавать. Давид вел джазовую гармонию, у него учились в основном пианисты, в том чиле и Владимир Шафранов. Но это длилось недолго – имя Давида Голощекина стало известно в городе, он играл в университетском джаз-клубе, в «Канате». И тут появился эстрадный певец Мартик Ованесян. С 1963 по 1964 год Давид Голощекин работал музыкальным руководителем эстрадно-джазового ансамбля, сопровождавшего выступления этого популярного вокалиста.
Но подошло время службы в армии. Давид пришел в оркестр МВД, ему поставили ноты, песню «Последний троллейбус». Потом он сел за барабаны – и все ахнули: «Колоссально!» Дирижер сказал: «Приходи к нам, мы напишем на тебя заявку. Будешь спокойно служить. Для приличия иногда переночуешь в казарме». Но молодой музыкант оказался очень вольнолюбивым, закрутились гастроли, и целый год его не могли найти. Впоследствии из-за полученной травмы вопрос о призыве в армию был снят.
Зато в Куйбышевскую больницу его пришел навестить Геннадий Гольштейн, который сказал: «Когда выйдешь отсюда, приходи работать в оркестр Вайнштейна. Мы тебя ждем». Это была мечта Давида Голощекина – тогда он впервые по-настоящему понял, что состоялся как музыкант и что его признали те, кого он считал своими кумирами и учителями. Иосиф Владимирович Вайнштейн – человек, заслуги которого в отечественном джазе трудно переоценить: выпускник музыкального училища по классу трубы, военный дирижер, руководитель лучшего во все времена оркестра города. В 1958 году оркестр Вайнштейна выступал с «Вечерами музыки и песни» в Концертном зале у Финляндского вокзала и в Театре эстрады, а летом в Саду отдыха сопровождал программу солистов Стокгольмской королевской оперы и артистов шведского варьете. Голощекин пришел в оркестр Вайнштейна в декабре 1965 года, когда коллектив уже работал в новом танцевальном зале Дворца культуры имени Горького. Этот период своей жизни музыкант считает самым счастливым и всегда говорит о том, что шел на работу, как на праздник. К Гольштейну все музыканты относились с огромным уважением, и для Давида он стал маяком, учителем, хотя иногда говорил вещи, которые могли не понравиться. Геннадий считался безусловным лидером, делал все очень деликатно, тратил на музыкантов уйму времени, и за это его любили. Абсолютно для всех оркестр Вайнштейна стал хорошей школой. Давид был просто счастлив, когда вошел в ансамбль солистов, в квинтет Гольштейна–Носова. В мае 1966 года на 2-м традиционном Ленинградском фестивале джазовой музыки пианист Давид Голощекин был удостоен диплома 3-й степени в разделе «Современный джаз».
Когда через какое-то время пришел приказ о расформировании коллектива, все очень огорчились. Но через несколько дней вдруг оказалось, что об этом узнал Эдди Рознер, которому хотелось обновить свой биг-бенд, взять реванш за потерянные годы. Через несколько дней в Ленинграде появился администратор Рознера, нашел Гольштейна, Носова и сказал: «Есть возможность взять человек десять». В ноябре 1966 года Давид Голощекин вместе с группой ленинградских музыкантов перешел во вновь созданный джаз-оркестр Эдди Рознера. На гастролях они играли довольно много джазовых композиций, а их соло неизменно вызывали восторг зрителей.
После ухода от Рознера в октябре 1967 года Давид Голощекин начал работу в должности музыкального руководителя эстрадного оркестра Одесской филармонии «Гамбринус-67». Его пригласил Евгений Болотинский, который работал в Ленинграде руководителем оркестра во Дворце культуры пищевой промышленности и числился художественным руководителем эстрадного оркестра Одесской филармонии. Давид работал вместе с Виктором Смирновым, Михаилом Костюшкиным и Михаилом Черновым. Он провел в Одессе семь месяцев, а потом все-таки вернулся в Ленинград.
Ленинградская публика тепло встретила Голощекина, но никак не хотела примириться с тем, что он играл теперь на трубе (или на флюгельгорне). В памяти почитателей его таланта он по-прежнему оставался пианистом. Позже, когда слушатели приняли флюгельгорн Голощекина, когда он стал чередовать игру на духовых с игрой на фортепиано, то решил вспомнить и скрипку. Этот редко используемый в джазе инструмент еще более поднял музыкальную репутацию музыканта. Следуя традициям Д. Венути, С. Смита, С. Граппелли, Голощекин вписывал звучание скрипки (иногда усиленной, иногда акустической) в ансамбль с тенор-саксофоном или трубой, употребляя необычную фразировку.
28 декабря 1968 года считается днем рождения Ансамбля джазовой музыки под руководством Давида Голощекина, который сформировался при Ленинградском дворце культуры имени Дзержинского. В самом начале своей деятельности, еще до создания ансамбля, музыканты, вошедшие в основной состав коллектива, старались держаться вместе, появлялись на концертах джаз-клуба «Квадрат». Голощекину позвонил Яков Львович Ронкин, директор Дворца культуры, который и предложил совместную работу – Давида он знал с рождения, так как был знаком с его отцом.
24 октября 1970 года на Всесоюзном фестивале в Горьком состоялось первое выступление Ансамбля джазовой музыки (Давид Голощекин – флюгельгорн, Валерий Щапков – тенор-саксофон, Петр Корнев – фортепиано, Александр Николаев – контрабас, Евгений Кунчук – ударные). Я.Л. Ронкин проводил в ДК имени Дзержинского первые в городе большие концерты «Два часа джаза», а в 1972 году в Ленинградском филиале фирмы «Мелодия» вышел первый сольный альбом коллектива.
В 1975 году ансамбль перешел во Дворец молодежи. Юрий Васильевич Рухлов, директор дворца, сказал: «Нам рекомендовали ваш ансамбль. Мы хотим, чтобы у нас была хорошая музыка... У нас открывается ресторан-клуб и, кроме того, будут регулярные концерты в Большом театральном зале». Для музыкантов началась новая жизнь. Часто в Ленинград приезжал Валерий Сухорадо, который в юности играл на аккордеоне. Он понял, что Давид Голощекин – талантливый музыкант и неплохо показать всему миру, что в стране существует замечательный джазовый оркестр.
Летом 1978 года Ансамбль джазовой музыки принимал участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Гаване. Там Давид Голощекин удостаивается диплома лауреата. А еще, фестиваль подарил ему знакомство с Пакито Д’ Риверой, который уже бывал в СССР на гастролях с группой «Иракере». Они вместе играли на джемах, а позже встретились на концерте Диззи Гиллеспи в Москве.
С 1982 года Ансамбль джазовой музыки выступает в баре гостиницы «Москва», но со временем Голощекин стал думать о гастрольно-концертной деятельности, и с 1982 по 1988 год коллектив работал в объединении «Ленконцерт». За это время ансамбль объехал всю страну, дал более 1000 концертов и выступил на 20 джазовых фестивалях. Огромной популярностью пользовались концерты в больших городах, где музыкантов всегда отлично принимали – приходили люди с пластинками Голощекина, просили автографы... В ансамбле тогда работали Станислав Стрельцов, Виктор Щербин, Андрей Рябов, Дмитрий Колесник. Голощекин играл на флюгельгорне, саксофоне, фортепиано и скрипке. А второе отделение всегда было предоставлено постоянной вокалистке Эльвире Трафовой, которая появилась в коллективе еще в 1972 году. Такого явления на отечественной сцене еще не было – самые известные лидеры представляли только современный инструментальный джаз, а певцы или певицы выступали с биг-бендами, но исполняли не более двух-трех песен.
В 1987 году Давид Голощекин написал музыку к спектаклю Академического театра драмы имени А.С. Пушкина «Самоубийца» (по пьесе Н. Эрдмана). В январе 1989 года в Ленинграде при полной поддержке заместителя председателя горисполкома В.И. Матвиенко открылась единственная в мире Государственная филармония джазовой музыки с двумя концертными залами. Атмосферу «главного джазового дома», где каждый день звучала потрясающая музыка, как нельзя лучше передает фраза самого Голощекина: «Чтобы слушать джаз, не обязательно ехать в Нью-Йорк».
В 1989 году состоялись первые гастроли Давида Голощекина в США – он выступал на Фестивале традиционного джаза в Сакраменто (Калифорния) в составе Ленинградского диксиленда. Для любого музыканта данного направления Америка всегда являлась пределом мечтаний – ведь джаз родился именно там. Еще в юности Давид неоднократно смотрел американские кинофильмы, в которых часто звучали эти удивительно ртимичные и будоражащие мелодии…
19 декабря 1992 года состоялось первое выступление Давида Голощекина по Санкт-Петербургскому радио – он исполнил цикл «Портреты мастеров джаза» (1-я программа – «Эррол Гарнер»). 10 октября 1993 года – первый выход Голощекина в эфир Санкт-Петербургского радио с еженедельной авторской программой «Джазовый калейдоскоп». Кроме того, Голощекин вел еженедельную воскресную программу «Два часа джаза» на «Радио-1. Петроград» (1991–1992), программу «Час джаза» на «Радио Рекорд» (1996), программу «Весь этот джаз» на «Радио Роксе» (1997–2000) и одноименную программу на «Эхо Петербурга» (с 2001 г.).
С 1989 года Филармония джазовой музыки становится концертной площадкой ежегодного джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году Давид Голощекин пишет музыку и исполняет одну из главных ролей в художественном фильме «Когда святые маршируют» («Ленфильм», сценарий Александра Житинского, постановка Владимира Воробьева). В мае 1991 года в Филармонии джазовой музыки проводится 1-й конкурс молодых исполнителей «Джазовые старты» (в дальнейшем получивший название «Осенний марафон»).
В 1994 году Филармония джазовой музыки проводит 1-й фестиваль «Свинг белой ночи», который становится ежегодным. 14 июня 1995 года, в первый день 2-го фестиваля «Свинг белой ночи», на 2-м этаже Филармонии открывается Эллингтоновский зал, а с сентября 1995 года там проводятся регулярные концерты, которые начались с первого вечера, – «Джаз при свечах». 7 октября 1997 года на 2-м этаже Филармонии джазовой музыки открывается музей «История джаза Ленинграда – Санкт-Петербурга».
В 1999 году Давид Голощекин как композитор, саксофонист и артист выступал в спектакле «Двое на качелях» (Молодежный театр на Фонтанке, режиссер Семен Спивак).
В 2001 году Давид Семенович Голощекин назван «музыкантом года», а в сентябре 2002 года его пригласили прочитать курс лекций о джазе в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете.
В основе популярности Давида Голощекина – огромное дарование, неустанный труд и энтузиазм. Его фавориты – Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Майлз Дэвис. Голощекин – представитель так называемого «мэйнстрима», «главного русла» джаза, в котором блестяще уживаются лексика традиционного бибопа, жесткость его поздней разновидности – хард-бопа, легкость босса-новы и истинный свинг. Он замечательный драматург, который умеет безошибочно выстроить программу своего выступления. Даже далекие от джаза люди выходят с его концертов в приподнятом настроении и необъяснимом волнении. Как заметил музыковед Аркадий Петров, «…на его вечерах между исполнителями и слушателями всегда возникает обратная связь. Голощекин как бы стремится показать не результат, а сам процесс творчества, рождение джазовой композиции сейчас и здесь, на глазах публики».
Сегодня Давид Голощекин – один из самых популярных отечественных джазовых артистов. Редкий фестиваль в России и странах СНГ проходит без его участия. Джаз – это его жизнь, его работа и хобби одновременно. Необыкновенный артистизм и темперамент музицирования сделали Голощекина легендарной фигурой в отечественном джазе. Однако самой высшей наградой для себя музыкант считает несколько лестных фраз, сказанных ему самим Дюком Эллингтоном. Это произошло в ленинградском Доме дружбы осенью 1971 года, когда музыканты выступали на одной сцене. Американец Пьер Булэ сделал снимок, вошедший в автобиографическую книгу Эллингтона – молодой Давид Голощекин уступает легендарному исполнителю место за фортепиано. Вряд ли он знал, кто такой Голощекин, но для истории российского джаза снимок стал историческим – рядом с Эллингтоном оказался человек, сумевший принять у великого мастера горящий джазовый факел, развести собственный очаг в своей отнюдь не джазовой стране и все-таки зажечь в тысячах человеческих сердец любовь к этой бессмертной музыке.
Д.С. Голощекин – заместитель председателя Союза концертных деятелей России, профессор Российского педагогического университета имени Герцена, художественный руководитель Государственной филармонии джазовой музыки.
Дискография Голощекина насчитывает 15 сольных дисков: «Ленинградский инструментальный ансамбль п/у Голощекина» («Мелодия», 1972), «Времена года. Музыкально-литературная композиция» («Мелодия», 1974), «Инструментальный ансамбль п/у Д. Голощекина» («Мелодия», 1975), «Джазовые композиции» («Мелодия» 1978), «Поет Эльвира Трафова» («Мелодия», 1978), «15 лет спустя. Ленинградский ансамбль джазовой музыки п/у Давида Голощекина» («Мелодия», 1984), «Звездная пыль. Давид Голощекин (скрипка) и Ленинградский ансамбль джазовой музыки» («Мелодия», 1987), «Lilac Hour. David Goloschokin and his St. Petersburg Jazz Band with Ella Trafova. Звезды российского джаза» (TV & Radio National Company), «Нежно, нежно и только нежно. Джазовое старое трио. Давид Голощекин» («Ermatell Records», 1994), «Great Russian Jazz Violin. David Goloschokin. Live at The Jazz Philarmonic Hall. Звезды российского джаза» (Jazz Philharmonic Hall of St. Petersburg, 1995), «Ella Trafova & David Goloschokin Quartet. I Remember…» (Jazz Philharmonic Hall of St. Petersburg, 1995), «Опять вместе. Давид Голощекин / Джазовое старое трио» («Ерматель», 1999), «Обреченные на счастье. Геннадий Гольштейн и друзья» (Филармония джазовой музыки, 1999–2000), «Четверо» (Филармония джазовой музыки, 2000), «David Goloschokin with Alex Nakhimovsky Trio» (U.S. Concert Tour, Recorded at Manon Recording by Norman Johnson, 2002). Кроме того, музыкант принимал участие в записи 13 альбомов других исполнителей.
призы и награды
В 1995 году ему присуждена Царскосельская премия «За вклад в культуру Санкт-Петербурга». В 1996 году – премия правительства Санкт-Петербурга «За представленные концертные программы в сезоне 1995–1996».
Премия Фонда имени П. И. Чайковского «Золотой Аполлон».
роли в кино
2010 В стиле jazz :: камео
1990 Когда святые маршируют :: Алексей Сокольников
1988 Будни и праздники Серафимы Глюкиной :: эпизод
1984 Вместе с Дунаевским
1978 Для Вас
1978 Городская фантазия
1976 Город. Осень. Ритм. (короткометражный)
участие в фильмах
2009 Владимир Спиваков. Без фрака (документальный)
2007-2010 Культурный слой (документальный)
1986 Диалоги (документальный)
Композитор
2010 В стиле jazz
2010 Бриллианты. Воровство (короткометражный)
1993 Хромые внидут первыми (Украина)
1993 Гладиатор по найму (Беларусь, Украина)
1991 Жена для метрдотеля1990 Когда святые маршируют
1978 Городская фантазия