P. Dambis
Родился 30 июня 1936 года.
Народный артист Латвийской ССР (1986).
Представитель среднего поколения композиторов Латвии. Его творчество, отличающееся широтой жанрового диапазона, основано на глубоком знании старинной латышской народной музыки. В своих сочинениях Дамбис претворяет своеобразие интонаций и манеры пения народных сказителей, особый фонизм национального фольклора. Эти свойства народного искусства сочетаются с характерными приемами композиции XX в., с элементами музыкального языка эпохи Возрождения.
В начале творческого пути - в первой половине 60-х гг. - вниманиекомпозитора (в 1962 г. окончившего Латвийскую государственную консерваторию)было сосредоточено на жанрах инструментальной музыки. Во второй половине 60-х гг. наряду с инструментальными произведениями он пишет свои первыехоровые сочинения. Отныне хоровая музыка становится основным жанромтворчества Дамбяса.
В поэмах «Костер Джордано Бруно» (на ст. П. Руммо) для смешанного хора,чтеца и инструментального ансамбля (1965) и «Икар» (на ст. Э. Межелайтиса)для смешанного хора, чтеца и фортепиано (1966) Дамбис колористическитрактует вокальные и инструментальные тембры, ищет средства образнойстилизации. Эту же задачу он ставит перед собой и решает в оратории «Голубаяпланета» (1967), 6 частей которой раскрывают пути развития человеческоймысли, познающей мир. Литературной основой этой оратории, написанной длясмешанного хора, хора мальчиков, тенора, меццо-сопрано, чтеца исимфонического оркестра, послужили произведения Гееиода, Лукреция, ДжорданоБруно, М. Ломоносова, Б. Брехта, Э. Межелайтиса. Дамбис пользуется здесьприемом стилизации старинных жанров - сарабанды, паваны, фроттолы,мадригала, - которые соединяются с современными звучаниями. В том же годукомпозитор создает Концерт-реквием (на ст. И. Ласманиса) для двойного хора сорганом и колоколом, посвященный героям, павшим в Великой Отечественнойвойне. Он применяет такие экспрессивные виды хорового интонирования, какшепот, полуречь. Этот стиль развивается затем в оратории «Stanza diMichelangelo» («Комната Микеланджело» - 1971), выразившей впечатлениякомпозитора от знаменитых скульптур («Утро, День, Вечер, Ночь») великогомастеря в гробнице Медичи (в свое время вдохновивших Ф. Листа) и написаннойна его стихи и фрагменты писем.
Особую область творчества Дамбиса образуют жанрово-характерные сольныеи хоровые циклы на народные слова: «Женские песни» (1966) и «Видземскиекалендарные песни» (1968) для сопрано и фортепиано; «Курземская тетрадь»(1967) и «Сиротские песни» (1968) для хора и арфы; «Песни моря» (1971) и«Песни Риги» (1973) для хора a cappella. Среди них выделяется хоровой цикл«Пастушьи голоса» (1974) - своего рода итог стилистических исканий в хоровыхсочинениях на фольклорные тексты. В этом цикле Дамбис использует подлинныепастушьи мелодии, а также песни-ликования, бытующие в местностях Барты иНицы (Лиепайская обл.), синтезируя их безыскусственность с современныммузыкальным языком. Композитор пользуется таким островыразительным икрасочным приемом, как алеаторические построения с произвольным временнымчередованием звуков. К латышскому фольклору Дамбис обращается и воригинальных по замыслу кантатах для смешанного хора и инструментальногоансамбля на народные тексты «Зимние игры» (1983) и «Голоса птиц из Краснойкниги Латвии» (1983). В вокально-театрализованной кантате «Зимние игры»используются тексты латышских игровых песен и танцев зимнего солнцестояния,а также народные загадки. В ней особенно ярко претворено свойственноеДамбису фонетическое и конструктивное обыгрывание скандирования звуков,характерного для народной исполнительской манеры. Выбор тематикивокально-инструментальных и хоровых произведений композитора не ограничентолько обращением к национальным истокам. Его перу принадлежат «Девятьяпонских стихотворений хокку, Итальянский дневник» (на ст. А. Блока) длятенора и Фортепиано (1970), хоровой цикл «Laurae cantum» («Песни Лауры», наст. Петрарки), «Музыка Шекспира» (на ст. В. Шекспира) для голоса иинструментального ансамбля (1976), уже упоминавшаяся оратория «Stanza diMichelangelo», а также «Concerto fantasia on in nomine Albrecht Dureri» длясмешанного хора, фортепиано, ударных инструментов и диапроекции на народныеслова (1983). Последнее сочинение вызывает особый интерес. В этомконцерте-фантазии, состоящем из 5 частей, тексты народных песен имузыкальный язык Дамбиса, близкий их эстетике, словно воссоздают гравюры А.Дюрера. Музыкальная драматургия произведения основана на контрасте типичныхдля латышской народной музыки видов мелодики: собственно мелодических песени песен сказываемых. Концерту-фантазии свойственно сопоставление группхоровых голосов и хорового tutti, которые звучат на фоне сопровождения,выполняющего ритмотембровую функцию.
К сфере хоровой и вокально-оркестровой музыки Дамбиса относятся такжеего симфонии «Время борьбы и побед» (на ст. И. Ласманиса) для смешанногохора, меццо-сопрано и тенора (!975) и «Путь моей Родины» (на ст. Л. Бридаки,С. Заплавного) для симфонического оркестра и смешанного хора (1978).
Область чистой оркестровой музыки Дамбиса включает «Праздничнуюувертюру» (1961), «Праздничную музыку» (1967), «Оду к радости и миру»(1972), которые стали своеобразной подготовкой к Симфонии (1972),отличающейся эмоциональным накалом, драматизмом, яркими контрастами.
Еще одну сферу творчества Дамбиса составляют 2 оперы: «Письма вбудущее» (либр. В. Оги, 1972) и «Крылья» («Икар», либр. Я. Петерса, 1970).Опера-монодрама «Письма в будущее» - первое произведение такого типа влатышской музыке. В основе текста, обличающего фашизм, лежат подлинныедокументы и предсмертные письма партизана Иманта Судмалиса, замученного вфашистских застенках. В основе содержания оперы «Крылья» («Икар») лежитпредание о деревенском кузнеце, жившем в XVII в., который пытался летать насконструированных им самим крыльях. Опера носит ораториальный характер, вней велика роль приемов современного хорового письма, сочетающихся состилистикой народных песен.
Дамбис работает и в области камерно-инструментальной музыки. Емупринадлежат 5 квартетов, 4 сонаты для фортепиано, 10 этюдов для фортепиано(1983), цикл фортепианных пьес для детей «Первая нотная тетрадь» (1985),«Игры» для двух фортепиано (1973-79). Среди последних сочинений Дамбиса -цикл для хора a capella «Железные слова» на народные тексты (1986),повествующий о тяжелой судьбе женщины в эпоху средневековья, а также опера«Король Лир» по одноименной трагедии В. Шекспира (1987-88).
Музыка Дамбиса звучит по радио и на концертах, в нашей стране и зарубежом. Особой популярностью пользуются его хоровые произведения, входящиев постоянный репертуар хоров республики - Государственного академическогохора Латвийской ССР, Хора им. Т. Калныня Латвийского радио и телевидения,камерного хора «Ave sol». Творчество Дамбиса вписало яркую страницу вмузыкальную культуру Латвии. /Н. Алексенко/
Композитор
1991 Могила Канта | Tomb Kants (короткометражный)
1986 Объезд | Apbraucamais ceļš
1984 Фронт в отчем доме1983 Оборотень Том | Vilkatis Toms
1979 Ждите "Джона Графтона" 1978 Соколик | Vanadziņš (короткометражный)
1976 Дилли Далли в солнечном саду | Dilli Dalli saulez darza (анимационный)
1976 В тени меча
1973 Шах королеве бриллиантов | Šahs briljantu karalienei
1967 Когда дождь и ветер стучат в окно
1967 Без легенд (документальный)