kino-cccp.net
Прощаемся
19 июля 2017 г. нас покинул актер
читать биографию
Виктор Кинах

ОСКАР
ОСКАР 1932: номинанты и победители
ОСКАР 1932: номинанты и победители

ОСКАР - все церимонии
Док. проекты
Золотая лихорадка
Золотая лихорадка

Док. проекты все выпуски
Трейлеры
кинопремьер


Напарник (2017)


Напарник (2017)
Напарник (2017)

Дюнкерк (2017)


Дюнкерк (2017)
Дюнкерк (2017)

Дикая история (2017)


Дикая история (2017)
Дикая история (2017)

Эксперимент «Офис» (2016)


Эксперимент «Офис» (2016)
Эксперимент «Офис» (2016)

Аритмия (2017)


Аритмия (2017)
Аритмия (2017)

Анна Каренина (2017)


Анна Каренина (2017)
Анна Каренина (2017)

Мгла (2007)


Мгла (2007)
Мгла (2007)

Жизнь кабачка (2016)


Жизнь кабачка (2016)
Жизнь кабачка (2016)

Нелюбовь (2017)


Нелюбовь (2017)
Нелюбовь (2017)

Чудо-женщина (2017)


Чудо-женщина (2017)
Чудо-женщина (2017)

Архив анонсов
Гармаш и Александр Петров вселились в малыша
Гармаш и Александр Петров вселились в малыша

Кустурица снимет фильм ленту о «Крымской весне»‍
Кустурица снимет фильм ленту о «Крымской весне»‍

25-й фильм про Бонда выйдет в 2019 году
25-й фильм про Бонда выйдет в 2019 году


Главная » История кино

«Ещё не отгремели майские звуки!»


Делимся с друзьями !!!
Рейтинг: 0.0

«Ещё не отгремели майские звуки!»

«Ещё не отгремели майские звуки!»
Разве не бывает такого: живет себе человек привычной, устоявшейся жизнью, у него — работа, семья, определенный круг обязанностей, но вот случается нечто, и сломан размеренный ритм, существование выводится словно на новую орбиту с иными точками отсчета.
В жизни Алексея Ивановича Кустова случилось маленькое происшествие. Был день, когда у воспитанника Виктора Чернова кончился срок пребывания в спецшколе, а мать за ним почему-то не приехала. Алексей Иванович, музыкальный воспитатель, любил Витьку, считал его талантом, гордостью своего оркестра. Он посочувствовал огорчению мальчишки и вызвался отвезти его домой, в областной центр. Администрация не позволила: «Ничего, два года терпел, несколько дней подождет». Пришлось удовольствоваться разрешением взять мальчика к себе на пару часов, до вечерней поверки.
Но прежде чем произошло наше знакомство с главными героями фильма «Последний побег», поставленного режиссером А. Менакером по сценарию А. Галина, был еще пролог картины, и он уже эмоционально приготовил нас к дальнейшему. Пока шли титры, приглушенно, по-протокольному лаконично, звучали за кадром чьи-то голоса: «Родительский комитет школы, товарищи, считает, что обстановка в семье Подрезовых, конечно, крайне ненормальная»... «Сын ушел из дома, сломал стекло в сарае, взял пальто и ушел»... «На кражу позвал Харитонов по кличке «Рекс»... Обрывки допросов и опросов.
показаний и объяснений. Свидетельства исковерканных, изломанных детских судеб. Печальные признания детей, брошенных, забытых, ненужных собственным родителям. Горькое горе жизни, надрывающее душу даже и в этой документально-бесстрастной форме, а может быть, как раз благодаря ей.
Потом мы окажемся в спецшколе, где воспитываются (или перевоспитываются) юные правонарушители, трудные подростки, дети из неблагополучных семей. Окажемся в радостный день, когда отсюда провожают тех, кому разрешено «продолжение учебы в домашних условиях» — так это тут называется. А попросту говоря — на свободу провожают. Гремит в честь уезжающих оркестр, сверкают улыбки, слышится смех, а в сторонке под забором группа тех, кто еще остается, тянет, бренча на гитаре, что-то заунывное, печально-сиротское. И приобщившись ко всем этим событиям, мы по достоинству можем оценить значение поступка Алексея Ивановича, под расписку принявшего на себя ответственность за парнишку, которого в положенный день не забрала родная мать.
Кустов и не собирался нарушать срока, указанного в увольнительной, но так вышло. Вышло потому, что в затеянной ими праздничной прогулке были перехвачены чьи-то косые взгляды. И потому, что повстречавшийся родственник невзначай поиздевался над Витькой, отчего в клубном буфете случился небольшой инцидент с битьем посуды. И потому, что жена, оставшись равнодушной к Витькиной истории, принялась ворчать и толковать что-то о покупке кабаньих ножек к предстоящей внучкиной свадьбе. Кабаньи эти ножки и стали, кажется, последней каплей, сердце забилось по-другому...
И вот уже забыто строгое распоряжение директора спецшколы, оставлено язвительное прощальное письмо супруге, Вите велено отныне звать Алексея Ивановича дедом, ему же подарена заветная собственная труба («музыка— всегда кусок хлеба»), и электричка мчит наших героев, старого и малого, в город, где проживает необъявившаяся мамаша.
...Витька убегает уже от самого порога своего дома, глубоко уязвленный тем, что в квартире, оказывается, кипит большое веселье по случаю возвращения из рейса моряка-отчима. Этот побег ставит его в положение правонарушителя и грозит новым «сроком». Незадачливый «сопровождающий» пускается на поиски парнишки, встречается с его родней. Мать (И. Купченко), может быть, и любящая Витьку, но все же озабоченная прежде всего устройством и благополучием своего нового семейного очага и потому видящая в мальчике обузу, эгоистично-жизнерадостный отчим (В. Гатаев), не склонный вовсе замечать ребенка, бабушка (Е. Ханаева), замкнувшаяся в глухой ненависти к бывшей невестке, отец (Л. Дьячков), выбитый на долгие годы из колеи изменой жены и забывающий о сыне под грузом этих переживаний... У каждого — своя вина, у некоторых — своя боль. И все же значительность происходящему придают не эти истории, сами по себе драматические, но как бы информационно-драматические, остающиеся не более чем фоном для действий главного героя, которого играет Михаил Ульянов. Играет так, что превращает картину уже почти в «монофильм».
Вступает в действие Алексей Иванович — и вдруг словно вспыхивает свет великой доброты, начинает действовать закон того высшего принципа человечности, перед которым пасуют только что казавшиеся удовлетворительными и достаточными соображения житейской целесообразности, практического «здравого смысла». И принцип этот мудрено оспорить, так как пущен он в ход там, где горе особенно непереносимо, потому что омыто детскими слезами.
Впрочем, сам Алексей Иванович, воспитатель, нарушивший устав спецшколы, и муж, находящийся в бегах от семьи, слово «принцип» применительно к своим действиям вряд ли стал бы употреблять. Просто он делал то, что подсказывало ему сердце.
Припадающий на ногу — инвалид войны!— и все же всегда спешащий, азартно сверкающий глазами, рубящий воздух энергичным жестом, часто суетливый, поминутно сыплющий какими-то лишними, словно бы не к делу, словечками, легко впутывающийся в ссоры, временами несносный, он стремительно вторгается в острые ситуации или, скорее, создает их сам. Вот он «завелся» с музыкантами, которые «угробили Моцарта своими электроплитками», сделал замечание буфетчице, иронически «задел» продавщицу. Иногда его осаживают, иногда—прощают его «въедливость», отмахиваются. Ради кого он хлопочет, из-за чего нарывается на неприятности? Да все из-за того же Витьки, продолжая безостановочно свою педагогику: не порть уха дурной музыкой, не перенимай грубости, не привыкай к пошлости. Впрочем, из-за одного ли Витьки? Витьку он взял под расписку, но ответственность за него понимает много шире, чем необходимость доставить парня по назначению в целости и сохранности. Других «расписок» он никому ни в чем не давал, однако неизменно поступает как человек, чувствующий себя в ответе за все и за всех.
«Еще не отгремели майские звуки!» — восклицает он время от времени, подхлестывая этой фразой себя, давая новый импульс своей энергии. Мы еще молоды, есть еще порох в пороховницах, мы еще повоюем! — вот что подразумевается в этом боевом кличе. Но слышится в нем еще и другое: Алексей Иванович — бывший фронтовик, в нем явствен этот отсвет военного прошлого, и «майские звуки» для него — это гром Победы. Скорее всего там, в военном прошлом, и сформировался этот максимализм, это неравнодушие к жизни, это презрение к ее «благам» и к ее «мелочам», стремление мерить ее ценности высшим человеческим счетом. Встретившись с родными Витьки, он поймет, что у всех их, в свое время проглядевших, потерявших мальчишку, есть какая-то своя правда или по меньшей мере свое оправдание. «Я вам не судья».— скажет он, но каждый, кто соприкоснулся с ним, уже не может не задуматься над непреложностью своей «правды». Он растрогается от письма жены, полученного в ответ на оставленное им обличительное послание, почувствует искренность ее любви, а себя в этот миг в душе осудит и осудит с той же силой одержимости, с какой еще день назад жаждал «забыться от семьи», убежать от «глухой преграды своей жизни».
Столь же яростно казнит он себя за Витькино бегство, и выражается это не
словами, но той мукой, что написана на лице. И с этим чувством вины он и умрет — умрет в вокзальной сутолоке и суете, уже не увидев, как Витька обретет отца, не услышав, как впервые, не веря, что Кустов мертв, мальчишка назовет его дедом...
В игре М. Ульянова возвышенное и комическое не противостоят, а сходятся, актер объединяет то и другое с подлинным бесстрашием. Его герой— это человек, существующий на грани взрыва, живущий «на разрыв аорты», это вулкан, который то и дело извергается. Он часто смешон и нелеп, это понимает даже одергивающий его Витька: «Алексей Иванович, не выступайте!» И все же за чудаковатостью, ерничаньем, за всеми этими «извините, будьте любезны» властно слышна интонация патетическая. Она решительно преобладает в этом «негромком» фильме, утверждая торжество доброты, бескомпромиссности, душевной щедрости, взывая к человеческой совести.

Ел. Бауман
«Советский экран» № 17, 1981 год


просмотров: 76 комментариев: 0
Представьтесь *
Email: *
Я не робот *:




Сегодня
26.07.2017

26 июля родились
Гороскоп на сегодня
Гороскоп на 26 июля

Россия 24
Телевидение онлайн
все каналы

Книги Игоря Прокопенко
Терроризм от Кавказа до Сирии
Терроризм от Кавказа до Сирии

Книги Игоря Прокопенко

Новости кино от Гоблина

Предыдущие выпуски
Золотой стикер для iphone 5
Золотой стикер для
iphone 5

Телепередачи
Фантастические истории
Территория заблуждений
Секретные территории
Большой скачок
Удар властью
Специальный корреспондент
Ударная сила
Великие тайны
Юмор

История кино
Что напомнило кино
Что напомнило кино

История кино
Помощь сайту
Помощь сайту

Мобильная версия

Яндекс.Метрика