"Очередная запоздалая рецензия от некоего киноманьяка Макса" - с негодованием воскликнет наш читатель. Но у меня в последнее время сложилось правило - не смотреть фильм сразу по выходе на экран. Он должен отшуметь, угнездиться в голове рядового зрителя и немного отойти на задний план. Так его легче и воспринимать, и критиковать, не опираясь на чью-либо подсказку или рецензию. Конечно, не первую роль в этом играет и материальная сторона просмотра - ну, да бог с ней.
Итак, сегодня на повестке фильм, который получил признание. Признание не только российской кинокритики, но и мировой. Ведь "Полумгла" Артема Антонова заслуженно отхватила приз "Iris of Tomorrow" за лучший дебют на Первом Монреальском МКФ, где председательствовал сам Клод Лелюш. Наши признали его на многих фестивалях. Выборгское "Окно в Европу" одарило призом за лучший дебют, а вологодские "Фрески Севера" присудили аж Гран-При. Похвально...
Сама история проста, она навевает определенные ассоциации, прежде всего, с гуманистической мировой классикой (не буду перечислять названия - их и так все знают). Режиссер отправил своего главного героя - спивающегося потихоньку в госпитале лейтенантика Григория Анохина - в северную глухомань, где только бабы да детки да староста-старик. А на пороге сорок пятый... Анохин прибыл не один. При нем несколько конвойных, старшина и десяток пленных немцев, которых лейтенант ненавидит всеми фибрами души (что и понятно - война...). Их задача - зимой сварганить в считанные сроки радиомаяк, да не простой, а высоченный, стратегического значения. Как быть, как выть?.. Тем не менее наш новоиспеченный полковник Николсон (помните ту прекрасную роль Алека Гиннеса?!) справляется с этой задачей, проникаясь к каждому пленному симпатией и обретая любовь среди жителей деревеньки.
Фильм легко узнаваем многими ситуациями, и именно это и послужило ему хорошей службой в мировом кинопространстве. Там, за кордоном, любят, когда национальные фильмы очень похожи на мировую классику. Такая же судьба постигла и "Возвращение" Звягинцева. Но фильм не потерял свой национальный колорит, наоборот, он здесь играет определенную роль. В каждой стране есть солдаты и ведьмочки, предатели и просто добрые люди, но все они несут характерные черты своей нации. Сам Юрий Тарасов, исполнитель роли Анохина, очень сильно смахивает на молодого Николая Бурляева, что уже о многом говорит (Тарковского ведь ценят там - за кордоном).
Фильм легок и трагичен одновременно. Конечно, ничем хорошим он не может кончиться. Это понимали и его создатели, и сами герои. Финальная сцена вызывает не патетику чувств, а, как и следует, грусть от потери любимых людей. По-настоящему сострадаешь каждому (даже предателю, который хотел как лучше). Но это жизнь, горькая и несправедливая. Военные законы должны выполняться, а люди не могут этому воспротивиться - иначе трибунал. Жаль и начальника, который приехал в конце фильма. Он также не виноват, что живет по законам своего времени. И этот его жест в отношении судьбы Григория выявляет его истинные чувства.
Ну, а вы будете часто вспоминать ту замечательную песню лекарки над ногой героя и чувство одиночества, порождаемое тайгой. Добрый фильм, искренний. Побольше бы таких...
Макс