24 октября состоялся пресс-показ нового отечественного боевика «Обратный отсчет». На конференции, посвященной этой картине, отвечали на вопросы ее создатели: режиссер Вадим Шмелев («Игра на выбывание»), автор сценария Денис Карышев, один из продюсеров Илья Неретин (вторым значится сам Валерий Тодоровский, который из-за своего плотного графика не смог присутствовать), композитор Дмитрий Даньков и популярный актер Леонид Ярмольник.
До начала просмотра нашего нового боевика я относился к нему скептически и с изрядной долей сарказма. Но последнее время я часто стал ошибаться относительно отечественного кино, похоже, оно окончательно оправилось от застоя и халтуры. Уже рекламный ролик известного проекта «Дикари» с Маратом Башаровым и Гошей Куценко, показанный перед «Обратным отсчетом», убедил меня в том, что я зря набрался скепсиса. После таких замечательных актеров невозможно думать о чем-то плохом – такова их харизма…
«Обратный отсчет» - это, как правильно заметил кто-то из журналистов, сказка. Добротная сказка об извечной борьбе Добра со Злом с «условными карикатурными элементами» (по словам сценариста Дениса Карышева). Под знаменем Добра действует экспериментальная команда для борьбы с терроризмом во главе «воеводы» Старшего, сыгранного замечательным театральным актером Максимом Сухановым. Он собрал вокруг себя необычных единомышленников. Среди них – девочка-хакер Анна (Оксана Акиньшина), взломавшая сервер Пентагона, бывший спецназовец Макс (Андрей Мерзликин), прошедший через Чечню, слепой сапер (!) по кличке Крот (Леонид Ярмольник) и психолог (Анастасия Макеева), навязанный руководством ФСБ. Под знаменем Зла против этой оригинальной во всех отношениях «дружины» выступает организация под руководством террориста Хадида. Сюжет закручивается пружиной после смерти одного из агентов, который успел связаться со Старшим. Благодаря звонку и плохо сохранившимся секретным данным выяснилось, что в «семье» не без урода – среди них есть предатель, работающий на Хадида. Также становится известно, что через два дня готовится крупный теракт. И сделает его человек, представившийся сыном Хадида (Оленг Штефанко). Нужно найти его во что бы то ни стало и обезвредить, иначе…
Сюжет, как вы заметили, не нов. Про теракты снято много боевиков и драм (вспомним, хотя бы, последнюю картину Оливера Стоуна), и, казалось бы, что еще можно про это сказать. А сказать можно многое… Перед нами фильм, похожий на образцовые картины про гения агентуры Джеймса Бонда (особенно часто при просмотре вспоминается «Голдфингер» с Шоном Коннери). С «бондианой» наш фильм роднит чувство юмора и иллюзорности происходящего, а также искусно созданные саспенс и драйв. Ярмольник признался на пресс-конференции, что для него такое кино, где «действие не отпускает ни на секунду», внове, и он очень долго сомневался в том, стоило ли ему сниматься в подобной картине. Лишь на просмотре он расстался с сомнениями.
Хочется отметить качественный сценарий Карышева. Диалоги продуманны, юмор сцен сочен, и некоторые эпизоды, вполне возможно, будут часто приходить на память (сцена с бритвой с участием Суханова, практически, такая же емкая, как его знаменитая фраза «Это моя женщина»). Операторская работа Юрия Райского похожа на увиденное в «Дозорах», но в ней столько драйва и нестандартных ракурсов, что, думается, это никого не оставит равнодушным. И, конечно же, безупречный монтаж, который способствует восприятию такого напряженного действия, как здесь.
Об актерских работах следует упомянуть отдельно. Таких ролей у Мерзликина, Акиньшиной, Суханова и Ярмольника раньше никогда не было. Особенно колоритны Старший и Крот. По шутливому признанию Ярмольника, ему стоило посмотреть фильм «Запах женщины» и образ был готов. Там герой Аль Пачино вел сам машину, а здесь… слепой Крот чувствует, где находится взрывчатка (сцены с Ярмольником на больших сценах в зале «России», «Театра Сатиры» и трибуне стадиона «Локомотив» дорогого стоят!), и сам находит нужный проводок! Суханов же не смог обойтись без своих фирменных голосовых модуляций и своеобразной пластики лица. Его герой прошел через нечеловеческие испытания, и Максим отобразил это одним пластическим штрихом, который выглядит гораздо естественнее шрама. Но картины не было бы, если бы не антагонисты. Их сыграли Олег Штефанко и Андрей Ильин. Если террорист в исполнении Штефанко (который, кстати, уже играл у Шмелева в «Игре на выбывании») весьма колоритный злодей для нашего кино, то функционер ФСБ Гришин в исполнении Ильина препятствует команде Старшего из зависти. В финале он признает свои ошибки, что также нереально, как и все в этой картине… Об актерах было сказано много добрых слов, потому что они все работали на полную катушку, особенно, Мерзликин и Акиньшина. Без их неуемной энергии картина потеряла бы 50 процентов драйва.
Создателям этой картины, снятой за очень короткий срок, безусловно, очень хотелось бы, чтобы она понравилась зрителю. В прокате фильм появится в ноябре, и трудно предсказать его судьбу. Все будет зависеть от желания увидеть наше новое кино. А оно того стоит, потому что все в нем говорит о качестве: и сценарий (что очень редко можно заметить в американских блокбастерах), и операторская работа, и монтаж, и звук, и режиссура, и актерская игра. Если все пойдет хорошо, то, вполне возможно, мы увидим продолжение истории о полюбившихся героях.
Да здравствует наш агент 007!
Макс