Бывают фильмы, которые очень хочешь увидеть, но их просмотр приносит сплошное разочарование («Ведьма»). Бывают фильмы, от которых не ждешь никаких открытий, а они оказываются на высоком уровне («Париж, я люблю тебя»). Бывают фильмы, которые ждешь всей душой, и они не обманывают твои ожидания («Дикари»).
«Мертвые дочери» Павла Руминова относятся к последней категории. На пресс-показе, состоявшемся 23 января в «Атриуме», царил ажиотаж. В зале море журналистов, среди зрителей – художественный руководитель театра «Практика» Эдуард Бояков, Артем Ткаченко, известный всем, как «меченосец»…
Когда стемнело, перед нами появились они, обреченные на гибель герои (что уже знакомо по «Пункту назначения», «Звонку» и «Проклятию»). Двое из них покидают нас еще в первые минуты фильма, но, как и положено, их смерти остаются за кадром. Камера мечется, пытаясь выхватить смертельный момент, но тщетно – дочери неуловимы (чем лично мне они и нравятся). Хотя этих двух птичек, безусловно, жалко, особенно героя Ивана Волкова, который думал, что выбрал правильную девушку. А она так его подвела, так подвела… К самой смерти – за ручку. Сама, правда, на следующий день схлопотала по самое «не хочу» кухонными приборами. И поделом ей, нечего было предавать человека!
Только вот зачем эта дуреха своим друзьям рассказала байку, которую ей поведал незнакомец? Чтобы они тоже оказались на том свете, из солидарности к ней? Странное желание…
Пять друзей: музыкант Никита (Емшанов), программист Степан (Ефимов), дизайнер Антон (Дементьев), Рита (Куркова) и копирайтер Анна (Щеглова) остаются наедине со своим страхом, и каждый пытается бороться с призраками так, как умеет, т. е. практически никак. Дело в том, что сестры эти самые действуют хитро. Они наблюдают в течение трех дней за своими жертвами, и если те не делают ничего плохого, то отпускают их на все стороны. Казалось бы, что может быть проще, всего лишь ничего не делать! Но не тут-то было. У каждого героя есть работа, а она, как нам известно, состоит из предательств и компромиссов, подлости и гордыни. Что ж получается? Не работать, что ль? думает каждый и плюет на правила игры. А дочери присматривают за тобой, не забывай…
Фильм выдержан в стиле, похожем на что-то виденное то ли в «Ведьме из Блэр», то ли в «Кэндимене» (особенно, там, где расцветает «граффити»). Мы не увидим настоящих дочерей, хотя их фотография висит в сгоревшей квартире, а все «призраки» напоминают знакомых персонажей (как в клубе, куда пришел Антон). В воздухе разлито тревожное ожидание, слышится смех трех девочек, и в конце фильма происходит то, чего все ждали, но как происходит! Таких смертей кино еще не видело, по крайне мере, на моей памяти (хотя лягушки из «Магнолии» приблизительно так помешали героям умереть).
Но именно эти-то смерти и подвергают сомнению существование самих дочерей. Возникает ощущение, что все события носят случайный характер, герои принимают на веру байку о сестрах-призраках, насмотревшись ужастиков, и носятся с этим все три дня, испытывая потребность в самоуничтожении. А если бы они хоть немного пораскинули мозгами, то пришли бы к выводу, что их в очередной раз надули американские киношники и СМИ. А главная героиня вообще, похоже, тронулась умом, как и старшая сестра привидений. Что ж, возможна и такая трактовка, воля ваша...
Кроме актерских работ (стоит также отметить появление Артема Семакина, Елены Морозовой и Александра Козлова), в этой картине немаловажную роль играют музыка Трея Ганна, операторская работа и монтаж самого Руминова. Вроде бы спокойные мелодии тревожно звучат при таком использовании камеры и кадра, а неожиданная статика по окончании убийств в финале действует на психику взрывоопасно…
По окончании просмотра прошла небольшая конференция с создателем и актерами. И среди прочих вопросов мне запомнился один: в связи с чем на афишах пишется «Мертвые дочери Павла Руминова»? Журналист пытался вырвать у режиссера его призраков, а до меня тем временем дошло, что это всего лишь дань традиции: «Дракула Брэма Стокера», «Восставший из ада Клайва Баркера», «Франкенштейн Мэри Шелли»... И представьте себе кинотеатр «Кодак» в Лос-Анджелесе, вручение «Оскара», а на стенах афиша с названием «Мертвые дочери Павла Руминова». Что ж, будем надеяться на лучшее. Будем надеяться, что американцы не испохабят хорошую идею с дартсом, бычком и ракетой. Будем надеяться на продолжение, необязательно, этой истории, а вообще, русского хоррора…
Макс