Широкая известность пришла к Андрею Смирнову с фильмом «Белорусский вокзал». Актеры А. Папанов, Е. Леонов, В. Сафонов, А. Глазырин сыграли здесь бывших фронтовиков, встретившихся через много лет после войны. Затем вышла картина о любви — «Осень» и наконец — масштабный двухсерийный кинороман «Верой и правдой». После премьеры фильма «Верой и правдой» Андрей Смирнов любезно согласился дать интервью.
А. Смирнов рассказал о своих первых работах в кинематографе — фильме «Пядь земли» (1963 год, совместно с Борисом Яшиным), телевизионных постановках, с которых началась его творческая биография.
— В профессии режиссера очень многое зависит от замысла будущей картины. Мой учитель Михаил Ильич Ромм говорил, что в фильме обычно реализуется только тридцать процентов авторского замысла, но если замысел стоящий — этого хватит для хорошей картины. Художественный результат в кинематографе далеко не всегда равен усилиям, затраченным режиссером и всей съемочной группой. Если режиссеру нечего сказать зрителям, его не спасут ни изысканная форма, ни громкие актерские имена.
Меня всегда интересовали проблемы человеческих взаимоотношений: в «Белорусском вокзале» — поиски утраченного с годами общего языка, в «Осени» — нелегкая любовь людей вполне зрелых и не слишком удачливых в жизни.
Экранная судьба моих работ складывалась по-разному. Письма от зрителей приходят ко мне не очень часто. Но те тридцать—сорок, которые пришли после «Осени», доказали, что фильм не оставил людей равнодушными. А это главное.
Один из любимых моих писателей – А.П.Чехов.Однако мысли экранизировать произведения А. П. Чехова у меня никогда не возникало. По-моему, любая экранизация, даже самая, казалось бы, тщательная, все равно уступает оригиналу. Разумеется, если первоисточник относится к настоящей литературе.
—С какими актерами, сценаристами, операторами вы предпочитаете работать?
— Я встречался на съемочной площадке с такими разными актерами, как Л. Кулагин и М. Терехова, А. Калягин и Н. Гундарева, С. Шакуров и Е. Проклова. Работал с операторами П. Ле-бешевым и А. Княжинским, сценаристами В. Труниным и А. Червинским. Это яркие индивидуальности, мастера своего дела. Основное — взаимопонимание и совместное творчество всего съемочного коллектива.
— Как вы относитесь к модному сегодня термину «кассовый» фильм?
— Тут в двух словах не ответишь. По сравнению с шестидесятыми годами, когда получили первые постановки Андрей Тарковский, Элем Климов, Андрей Михалков-Кончаловский, Лариса Шепитько, Илья Авербах, Отар Иоселиани, Михаил Кобахидзе, семидесятые были беднее на запоминающиеся дебюты. Безусловно, фильмы Никиты Михалкова, Сергея Соловьева, Вадима Абдрашитова — талантливый авторский кинематограф. Но таких режиссеров немного. Зато появилось больше картин, где постановщик как бы выступает в роли производственного бригадира, руководящего изготовлением беспроблемного развлекательного зрелища. А ведь в «Девяти днях одного года» М.Ромма не было ничего развлекательного, а кассовый успех огромный, настолько проблемно, правдиво и сильно сделан этот фильм.
— Ваши планы?
— В кино пока нет ничего определенного. Я работаю над пьесой, но о ней говорить еще преждевременно...
Итак, режиссер становится драматургом, пишет для театра. А как же кинематограф? Загадывать рано, но хочется надеяться: в недалеком будущем мы увидим новый фильм Андрея Смирнова
Интервью у Андрея Смирнова брал Александр Федоров
16.12.1981.