Все мы давно привыкли, к детективам, в которых опытные работники милиции обезвреживают опасных преступников. В репертуаре последних лет они занимают прочные позиции. Однако как часто вместо социального и психологического анализа причин, приведших человека к преступлению, на экране возникает серия более или менее профессионально снятых погонь, драк и трюков.
Авторы фильма «Грачи» (сценарий Р. Фаталиева, К. Ершова, постановка К.Ершова), основываясь на документальном материале, поставили, перед собой трудную задачу — проследить истоки преступления.
...Два брата. Старший — Виктор Грач (Л. Филатов). Младший — Александр Грач (Я. Гаврилюк). Растут без отца. Старший всегда защищает младшего. Младший во всем равняется на старшего, видит в нем свой идеал. Леонид Филатов очень точно ведет свою роль. Его Виктор, казалось бы, идеальный старший брат: любящий, заботливый, опекающий. Если бы не одно «но». Одно, главное — самоутверждение Виктора на стезе преступлений. Он хочет воспитать в Александре презрение к чужой боли, сделать из него супермена, способного грабить, безжалостно убивать людей...
В фильме есть сильная сцена. Зал суда. Сломленный, опустошенный Александр не в силах больше изворачиваться, врать. Умоляюще - затравленным взглядом он смотрит на брата. Готов уже подняться с места, чтобы сказать правду о том, кто убил владельца «Жигулей». Но Виктор в последнюю секунду опережает его — признается сам, хотя отлично понимает, что это — приговор к «высшей мере». Почему же он так поступил?
Леонид Филатов и в этой сцене, и во всей партитуре роли дает понять, что Виктор — натура крайне самолюбивая, честолюбивая. Он страстно желает во всем, до конца остаться «авторитетом» для младшего брата. Даже ценой собственной жизни еще раз доказать свое первенство, свою «силу»...
Актер создает поистине страшный, пугающий образ. Виктор — это не какой-нибудь подонок все, интересы которого, надо думать, сводятся к услаждению ненасытной утробы. Виктор — преступник с «идеями» и «философией», где основным тезисом является существование исключительной личности, которой все позволено, и обыкновенных смертных. Знакомые мысли, не правда ли?
Противостоит столь «яркому» типу немолодой, высокого роста прокурор. Эту роль, фактически почти лишенную драматургии, талантливый актер Алексей Петренко играет буквально «из ничего». Долгие, молчаливые проходы по улицам и заброшенному дому, где когда-то жило семейство Грачей. Долгий, молчаливый взгляд. Обаяние, глубина личности актера помогают режиссеру добиться нужного результата: схематичный образ прокурора обретает живую плоть, значительность.
Особо хочется сказать об изобразительном решении фильма. В предыдущей работе К.Ершова – притче «Женщины шутят всерьез», на мой взгляд, возникла некая избыточность символики, часто переходящей в ложно-поэтическую манерность. «Грачи» сняты в строгом, лаконичном ключе. Камера оператора А. Янковского жестко, почти «под документ» снимает основные события картины. Немногочисленные ретроспекции также не претендуют на особые стилевые изыски.
Фильм ритмично смонтирован. Правда, в редких случаях (вроде вставного номера с песней «Просто так» в заводском клубе) этот ритм нарушается, в картине появляется актерский пережим, интонационная фальшь. Думается, вскрыв подноготную психологии взрослых преступников, авторы не дали столь же глубокого анализа причин, приведших Виктора к необратимому моральному падению. Сцены воспоминаний о детстве, возможно, хороши, но мало что проясняют в этом вопросе.
Но в целом «Грачи», бесспорно — значительный шаг вперед в творчестве режиссера Константина Ершова, фильм, беспощадно разоблачающий фальшивые «ценности» преступного мира.
А вот авторы фильма «Кто стучится в дверь ко мне?» (сценарий Т.Хлоплянкиной, режиссер Н.Скуйбин) поставили перед собой иную задачу. Они сняли картину не о преступниках, не о «блатных» из подворотни и даже не о падших красавицах, находящих временный приют в интеллигентной семье. В центре картины проблема человеческой честности, ответственности за судьбу другого человека, тем паче попавшего в беду; способности, если необходимо, вступить с подонками в открытую борьбу.
Фильм начинается сценой безмятежной вечеринки. Собрались люди примерно одного возраста (30—40 лет), своего рода «элита»: крупный начальник с женой, журналистка, врач, актер. Мужчины умны и ироничны. Женщины красивы и элегантны. Все они обаятельны независимы в суждениях. От нечего делать гадают на воске.. Вдруг кто-то постучался в дверь, и почти ритуальное благополучие разрушилось вмиг — к ним вбежала растрепанная девушка, за которой, как выяснилось, гнались с ножом какие-то хулиганы.
Утром девушка уходит, но ее наглые дружки не дают покоя актеру (С. Шакуров) и его жене (С. Тома) — «дежурят» под окнами, «мило» улыбаясь, угрожают...
Как ведут себя люди в минуту опасности? Что для них дороже — личное спокойствие или судьба запутавшегося человека? Герой Сергея Шакурова делает свой выбор, становится на сторону слабого.
Однако сама по себе острая, проблемная ситуация еще не гарантирует полного успеха. К сожалению, многое в картине осталось лишь намеченным, не раскрытым до конца, в том числе — образы героев. Эскизность характеров, благополучный финал в известной мере снижают драматичность конфликта, рождают зрительскую неудовлетворенность...
Два фильма разных авторов. При всей непохожести их объединяет главное – попытка рассмотреть «детективную» историю изнутри, дойти до ее сути. А это уже немало…