Как-то раз спросили меня о том, бывают ли у меня счастливые мгновения. Я малость призадумался, но, в принципе, думать-то было незачем. В житейском плане, мне кажется, трудно испытать секунды абсолютного счастья, тем более, если учитывать, что я все-таки киноманьяк. Хотя бывали и такие случаи…
В основном же, я чаще всего испытываю эйфорический всплеск, когда вижу хорошее кино, будь то американская классика, ужастик или наше новое русское. Бывает, что затронет мои затаенные струны и спектакль, как, например, вчера – «Дядя Ваня». Но об этом чуть позже, когда речь пойдет о театре.
Секунды, а точнее, минуты счастья я испытал и на просмотре «Русалки» Анны Меликян. Первое мое знакомство с этой картиной состоялось во время премьеры «Глянца» Андрея Кончаловского. Перед началом просмотра этой неоднозначной картины зрителям, сплошь состоявшим из богемы столицы и творческой интеллигенции, показали несколько рекламных роликов. И когда на экране «Пушкинского» появилась Маша Шалаева, зал отреагировал тепло. Особенная же реакция последовала за фразой «Парень моей мечты предпочел неизвестно кого». После таких слов зал просто взорвался от смеха, потому что вся наша богема знает, о ком речь…
А сам фильм я с удовольствием посмотрел в рамках фестиваля «Московская премьера», но, пожалуй, на этот раз я не буду много рассказывать о сюжетных перипетиях и актерской игре. Это просто надо увидеть своими глазами: яркую Алису в исполнении Марии Шалаевой, феллиниевских персонажей, своебразный стиль Анны Меликян, чей фильм «Марс» я очень люблю и не только потому, что там играет Гоша Куценко. Кстати, в «Русалке» (помимо Гошиной девушки) появляются актеры из первой картины – Нана Кикнадзе и Артур Смольянинов.
Сегодня будет разговор на темы, которые затрагивает эта очень яркая и запоминающаяся картина. Например, о мегаполисе. В этом случае «Русалка» перекликается с другой замечательной лентой – «Слушая тишину» Александра Касаткина. В обоих случаях огромный город вредно воздействует на открытых и чистых людей, порой ломая их или вовсе уничтожая. Вообще, с картиной Касаткина у «Русалки» очень много общего: и проблемы иногородних, и помощь ближним, и бездуховность окружающего мира, но в одном они различаются – в концовке. По мнению Анны Меликян, русалке по имени Алиса (какое сочетание – Кэрролла и Андерсена!) не место в нашем мире, когда как героиня Алины Сергеевой меняет в корне ситуацию перед тем, как возвращается к себе домой.
Кстати, есть нечто мистическое в судьбе киношной «Русалки». И не только в том факте, что у Цыганова, Шалаевой и Дишдишяна один и тот же День Рождения. После просмотра картины, помнится, я вышел из Дома Кино в грустно-приподнятом настроении и словно оказался в самом фильме – на перекрестке что-то произошло: толи машина сбила женщину, толи ей стало плохо. Да, все-таки жизнь очень часто копирует искусство…
Но я упустил еще один важный аспект, связанный с «Русалкой» и «Слушая тишину». Я говорю о том, как показана жизнь больных людей. В фильме Касаткина мать в потрясающем исполнении Марии Звонаревой всеми правдами и неправдами пытается спасти своего ребенка от смерти. А в «Русалке» появляется еще один яркий персонаж – безногая подружка Алисы. В какой-то мере получился женский вариант пары «Данила Багров - Немец». Она разбивает все навязанные обществом стереотипы, заявляя: «Я – самая красивая». И она, действительно, красива и обаятельна своим брызжущим через край оптимизмом и невообразимой тягой к жизни. Таких инвалидов в истории кино днем с огнем не сыщешь! Но за это, наверно, надо благодарить Наталью Назарову, потому как именно ее сценарии полны острых социальных аспектов...
Я рад, что появляется все больше таких картин, в которых нет места стрельбе, а во главу угла ставятся взаимоотношения. Правда, и здесь бывают яркие и не очень примеры. В отличие от блеклых «Простых вещей» картина Анны Меликян блещет фантазией и яркими красками. На мой взгляд, это лучший фильм года, хотя я не видел ни «Русской игры», ни «12», ни «Два в одном», что, впрочем, нисколько не мешает моему мнению. Притом «Русалка» лишь светлая сторона медали, «орел». А «решкой» все-таки является та картина, которую попросту проигнорировали, - «Груз-200» Алексея Балабанова. Но это уже другая история, темная.
А пока наслаждайтесь «Русалкой»...