Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Правда истории

Правда истории
Прологом к фильму «Крах операции «Террор» служат кадры кинохроники, снятые несколько десятилетий назад: по Красной площади проходят колонны бойцов Красной Армии, победоносно завершившей гражданскую войну. И сразу вслед за тем на экране возникают беспощадно правдивые документальные картины разрухи, в которую ввергли страну семь лет военных опустошающих бурь: вереницы остывших паровозов, сброшенные под откос исковерканные составы, взорванные мосты и заброшенные заводы, истощенные голодом люди, оборванные, беспризорные дети... К таким разоренным очагам возвращались демобилизованные красноармейцы — рабочие и крестьяне, чтобы сменить винтовку и клинок на молот и серп. Кинодокументы как бы заявляют о строгом историзме избранной для повествования темы, о соответствии образов, ситуаций, рожденных воображением авторов, правде документа, правде истории. В новой кинокартине, созданной по сценарию Юлиана Семенова режиссером Анатолием Бобровским, кадры старого киножурнала помогают хронологически точно определить время действия: середина апреля 192 года.
Драматично начало фильма... Из голодной Москвы террористы-бандиты угоняют эшелоны с хлебом и, убив машиниста, кочегара, пускают состав под откос...
В Варшаве, в фешенебельном клубе, один из злейших врагов Советской России, левый эсер Борис Савинков (А. Пороховщиков), за игрой в покер обсуждает с представителями Генеральных штабов стран Антанты планы новых террористических актов, направленных против молодой Республики Советов. «Развал на транспорте, голод в Поволжье... Не колокольный это звон в светлое христово воскресенье?» — смакует он плоды операции «Террор».
Логика тут проста: не удалось победить народ, строящий новую жизнь, силой оружия — нужно взять его измором, голодом. Этот метод и принят на вооружение врагами всех мастей — от левых эсеров до монархистов. Неприглядная роль в этой игре и у буржуазно-помещичьего правительства Польши, возглавляемого Пилсудским, которое вопреки букве и духу договора с РСФСР превратило территорию своей страны в своеобразную стартовую площадку для организаторов террористических актов против победившей на одной шестой планеты пролетарской революции.
Тщательно, скрупулезно и тайно плетется паутина контрреволюционных заговоров. И распутать этот зловещий клубок интриг и ненависти предстоит в холодной и голодной Москве людям, главным оружием которых стали преданность партии и ее делу, стремление защитить Отечество, народ от происков империализма,— советским чекистам. Не щадя себя, понимая всю меру ответственности перед будущим, несут они свою нелегкую службу. Ведь главное — не только обнаружить банду террористов, но и разобраться, кто истинный враг, а кто случайно попавший под «колесо истории» человек, способный в конце концов своим трудом принести пользу народному делу.
И на экране мы видим, как озабочены этой нелегкой проблемой главный герой фильма—Феликс Эдмундович Дзержинский и его соратники.
Так что же, еще одна картина об умелых действиях чекистов, мужеством, смекалкой, преданностью идее побеждающих коварного и сильного противника? Да, фильм и об этом. Есть в нем и подвиг разведчика, проникшего в логово заговорщиков и заплатившего собственной жизнью за добытые явки их агентурной сети. Есть и девушка-связная, сумевшая в решительный момент выхватить из коченеющей руки героя записку с драгоценными данными и доставить их в Москву, товарищам. Есть и перестрелка между эсерами и генералом-монархистом. Есть острота и динамика действия, присущая детективу. Но это лишь внешний, поверхностный слой сюжета. Главная же тема разговора сложнее, глубже.
Прислушаемся к диалогу председателя ВЧК Дзержинского и начальника контрразведки Артузова.

— Артур Христианович,— говорит Дзержинский, — мне сообщили, что мост через Оку в очень плохом состоянии. Если его не спасти — как, какими средствами, не знаю,— Москва будет голодать так же, как Поволжье.
— Мост? Но ведь ремонт мостов не в нашем ведении.
— С сегодняшнего дня — в нашем. Я только сейчас от товарища Ленина. Назначен комиссаром путей сообщения...

Дзержинский говорит это просто и буднично, хотя для него, председателя ВЧК. новое поручение партии, Ленина сулит работу огромной сложности.
Транспорт являлся тем важным звеном, без которого нельзя было вывести страну из разрухи. По транспортным артериям мог дойти хлеб Сибири до голодающих Поволжья и центра России, плуг — до крестьянина, уголь и металл — до заводов. Об этом знали враги революции, и именно поэтому на транспорт, на железные дороги было прежде всего нацелено острие вражеской операции «Террор».
В Феликсе Дзержинском, одном из своих ближайших соратников, В. И. Ленин прозорливо угадал человека, способного вытянуть это главное звено. Пожалуй, впервые в нашем кинематографе отражена деятельность Ф. Э. Дзержинского как одного из крупнейших организаторов хозяйственного строительства. Работа, проведенная им, поражает своим темпом, глубиной и размахом.
Точными штрихами воссоздает на экране образ Дзержинского польский актер Кшиштоф Хамец. Он скуп на жест, на слово, изредка лишь взгляд выдает усталость человека, до предела спрессовавшего свое время. Эти мгновения словно по-новому высветляют привычный образ — собранная в кулак железная воля, решительность, проницательность, глубочайшая убежденность и энергия, заражающая даже тех, кто еще за час до встречи с ним и не помышлял, что вскоре будет работать на «новую власть».
Одной из самых запоминающихся стала в фильме история поиска Дзержинским сподвижников, способных помочь ему выполнить нелегкую задачу. Для этого необходимо было привлечь к работе крупных специалистов старой закалки, найти пути обращения этих людей в новую для них «веру».
Непросто развиваются отношения между наркомом и видным инженером-мостовиком Кириллом Прокопичем Николаевым (Л. Кулагин). С Дзержинским Николаев встречался еще до революции, но затем, с годами, они оказались «по разные стороны баррикад». Изверившийся в идеалах, привлекавших его прежде, не все понимающий в происходящем, Николаев ушел в «глухую защиту», встал в оппозицию ко всем и всяческим начинаниям Советского правительства. Умение Дзержинского выслушивать даже саркастические, резкие замечания и делать из них далеко идущие выводы о методах хозяйствования растапливает лед враждебности. И сильнее памяти о былых обидах становится у Николаева стремление честного, сердцем болеющего за судьбу родной земли человека послужить стране в трудную годину, отдать ей все знания, опыт, инициативу и смекалку. И он, вчера еще бросавший презрительные фразы о стрелочниках, руководящих транспортом, в решительный момент сам становится на место машиниста паровоза. Многим специалистам Дзержинский сумел помочь построить свои «мосты», по которым они пришли на сторону Советской власти.
Через ледовую переправу на Оке, наведенную по предложению Николаева, пошел и эшелон с хлебом, присланный голодающим России рабочими Польши. Трагическая история этого эшелона занимает в фильме особое место. Она началась с эпизода разгона рабочего собрания, где депутат сейма Ирена Космовска (Анна Милевска) пыталась рассказать своим соотечественникам правду об увиденном — страшных картинах голода в Поволжье. Полиция арестовала Ирену и ее товарищей-коммунистов: конституционные «гарантии» свободы слова становились в буржуазном государстве ничем, когда дело касалось рабочих собраний. И все же польские пролетарии откликнулись на беду братьев по классу, отдав свои скудные сбережения. Праздником для многих варшавян стал день отправки эшелона с хлебом в Россию. Чтобы сорвать этот праздник интернациональной дружбы, левые эсеры убили машинистов, взявшихся вести состав, а польская охранка, конечно же, «не нашла» виновных. И тогда паровоз повел коммунист Винценты (Томаш Заливски) со своими товарищами. Они знают, как опасен этот путь. Однако классовое единство с рабочими молодой Республики Советов, понимание важности поддержки дела революции ведут польских коммунистов на подвиг. Ни кампания клеветы на Советскую Россию, ни репрессии не смогли заглушить чувство интернационального долга, связывающее рабочих разных стран. В этом — правда истории, которую сумели показать авторы фильма.

С. Чумаков
«Советский экран» № 20, октябрь 1981 года
Просмотров: 851
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: