Есть режиссеры, которые очень часто обращаются к одним и тем же сюжетам. Альфред Хичкок постоянно заставлял невиновного пускаться в бега. У Спилберга попадает в переделки Индиана Джонс. Дейвид Линч копается во внутреннем мире своих персонажей. А Алексей Балабанов ввергает в шок правдой о нас самих.
У Джорджа Ромеро своя тема, ставшая для него одновременно и проклятьем и счастьем. Сорок лет назад он снял свою «Ночь живых мертвецов», и с тех пор его только и помнят, как основателя зомби-хорроров в их современном виде.
О мертвецах режиссер уже выпустил пять картин, каждая из которых по-своему оригинальна и свежа, несмотря на избитость сюжетных ходов и до боли знакомый грим. Последняя на сегодня лента выходит совсем скоро и на наши экраны под названием «Дневники мертвецов». Как вы понимаете, повествует она не о тех печально известных блоггерах, чьи записи в Интернете доступны каждому и после их смерти. Хотя при желании можно разыскать намек и на эту темную сторону вездесущей информации, но...
Не будем забегать сильно вперед. Стоит проследить за путем маэстро от первой картины, потому как его новое творение по сути является новым витком тех памятных событий почти полувековой давности.
Вначале был маленький домик в провинции, где кучка отважных (и не очень) людей защищалась от внезапно восставших из могил мертвецов. Затем гипермаркет, где приходилось уже обороняться не только от зомби, но и от вполне живых мародеров. В третьей части речь идет об исследовании зараженных, а также появляется разумный мертвец, и все наши симпатии на его стороне.
В «Земле мертвецов», созданной в 2005 году, впервые появляются настоящие «звезды» мирового кино: Деннис Хоппер, Джон Легуизамо, Азия Ардженто и Саймон Пегг (благодаря его искрометной роли в «Зомби по имени Шон»). Разумеется, нашлось место и соратникам Ромеро - мастерам грима Тому Сэвини и Грегори Никотеро. И в целом фильм приобрел размах мейнстрима, а речь в нем уже шла о городе будущего, который в конце концов был свергнут зомби, вернувшими себе способность думать.
Казалось бы, куда дальше. Планета повержена, люди спасаются бегством от homo zombies… И Ромеро возвращается к истокам. Он решает покопаться в грязном белье, найти причину этой катастрофы. С помощью таких же, как он, чокнутых киношников, точнее, студентов, снимающих фильм ужасов где-то в лесу. И вновь нет среди центральных актеров знакомых лиц, а те, что мелькают на экранах телевизоров, слишком трудно узнать, если специально не искать их фотографии в Сети (например, в роли шефа полиции засветился сам Джордж Ромеро). Тем более нам трудно расслышать, кто читает сводку новостей! А среди них между прочим имена первой величины: Квентин Тарантино, Гильермо Дель Торо, Уэс Крейвен, Стивен Кинг и все тот же Саймон Пегг, так полюбившийся маэстро после «Шона».
В чем же причина разразившейся катастрофы, а точнее, неправильной ее оценки? Режиссер с помощью такого непритязательного сюжета, который он предложил зрителям в очередной раз, размышляет на тему разгула информации и высоких технологий в современном мире. После 11 сентября, по его мнению, люди стали слишком часто пользоваться техникой. Они стремятся запечатлеть каждое мгновение своей жизни – авось, это оно происходит перед каким-то чудовищным происшествием! Теперь он, конечно, жалеет о выбранной им манере съемки цифровой камерой, так как это стало уже обычным делом после «Ведьмы из Блэр» и «Монстро», но тем не менее его мастерство не позволяет нам расслабиться ни на секунду. В большинстве своем все ужасы, снятые таким способом, остаются как бы за кадром, но не у Ромеро. Он остался верен себе и с пугающим постоянством повергает нас в шок подробностями каннибальского обеда.
Но нельзя зацикливаться на том, что это очередной ужастик. В ужастиках трудно увидеть актерскую игру, почувствовать твердую руку режиссера, в них по большей части нет смысла, кроме страха. Джордж Ромеро, как и его коллега по цеху Джон Карпентер, испытывает нас, предупреждает и предостерегает. Он рассказывает нам о пограничных состояниях человека в доступной для нас форме, и его волнуют те же проблемы, что и нас с вами. Правда, нет у него веры в то, что человечество справится с глобальными проблемами. Все герои, которые снимали на камеру фильм о себе, погибли. И их послание, отправленное в странствие по Интернету, возможно, уже никого не спасет, потому как нет достойных зрителей, кроме зомби и мародеров. Первым нужно свежее мясо, а вторые просто грабят...
Макс