Распростертые на земле тела юноши и девушки, любивших друг друга той великой любовью, которая не знает запретов, не страшится самой смерти. Дружба, навечно связавшая двоих, из которых первый отважен, бескорыстен и добр, а второй беззаветно предан ему, хотя и не прочь иной раз побрюзжать, пожаловаться на свою беспокойную судьбу... Великодушный разбойник, таящийся в неприступных лесах, мстящий богатым, защищающий бедняков... Все это — высокие, неумирающие темы и образы, которыми испокон веков питалось искусство. Недаром литература каждого народа знает «своих» Ромео и Джульетту, «своих» Дон Кихота и Санчо Пансо, «своего» Робин Гуда. Еще в конце прошлого столетия писатель Антон Пурцеладзе собрал народные грузинские предания о любви, о верной мужской дружбе, о вольной жизни лесных разбойников в романе «Маци Хвития». На его основе молодой режиссер Г. Шенгелая поставил фильм «Он убивать не хотел...». Действие переносит нас в Грузию XVIII века. Спокойно накатывается морская волна на низкий берег. Но вот на горизонте показалась турецкая фелюга, и лица людей омрачились: появление иноземцев не сулило ничего доброго. Так с первых же кадров на экран приходит атмосфера тревоги, недобрых предчувствий.
Клочок земли, старая хижина, добрый конь — ничего больше и не надо от жизни герою картины — Маци Хвития. У него есть старик-отец. Есть сестры. Есть любимая девушка Эка. Есть Кочойя, верный друг. Но наступает миг, когда простому этому счастью приходит конец. Правительница страны княгиня Дадиани пожелала взять Маци в свою свиту. Тот имел дерзость отказаться. И запылал, подожженный людьми Дадиани, дом Маци. Убит отец. Сестры похищены. А Эку, чудом вырванную из рук княжеских прислужников, пришлось спрятать в горном селении неприступной Сванетии. Только Кочойя остался рядом с Маци. И, как затравленные звери, озираясь, ожидая выстрела в спину, уходят друзья из родных мест. Теперь у них единственный путь — к знаменитому Омару Маргания, разбойнику, опустошающему владения князей Дадиани. Только так сможет расплатиться Маци за причиненное ему зло...
У работы Г. Шенгелая есть одна отличительная особенность. Он задумал фильм очень определенного и довольно редкого у нас жанра — романтическую драму, романтическую легенду, требующую от режиссера и от исполнителей особой поэтической приподнятости, особой яркости художественных решений. В этих случаях необходимо, чтобы между героями экрана и зрительным залом возникла та неуловимая, живая, сердечная связь, которая делает зрителей словно бы участниками увиденных событий. Чтобы зрители уловили, почувствовали, приняли ведущую интонацию, «голос» фильма. Чтобы они разделили обуревающие героев горе и тревогу, надежду и гнев. И чтобы в финале, когда погаснет экран, люди, сидящие в зале, вместе с авторами оплакали трагическую историю двух любящих сердец — Маци и Эки. Грузинских Фархада и Ширин, грузинских Тристана и Изольду, грузинских Ромео и Джульетту... Как, какими средствами достигается чудо зрительской сопричастности — чудо искусства? На этот вопрос никто, вероятно, не смог бы дать четкого и исчерпывающего ответа.
Но вот одна из «разгадок», одно из возможных объяснений. До недавнего времени многие считали приключенческий фильм хотя и бесспорно занимательной, однако, недостаточно серьезной, недостаточно высокой областью киноискусства. И только сейчас, буквально на наших глазах, начинается процесс его художественной «реабилитации». Создатели картины «Он убивать не хотел...» пошли на творческий риск: элемент приключения они ввели в ткань серьезной, даже трагической картины. И он оказался не только уместным здесь, но и внутренне необходимым.
В сущности, в этом нет ничего странного. Ведь приключение — не наивное нагромождение случайностей, не нагнетание ужасов. Приключение — и не одна только «голая» интрига, как бы головоломно закручена она ни была. Но тогда — что же такое приключение, что такое «приключенческий фильм»?.. И снова мы подошли к довольно трудному вопросу. В общих чертах на него правильнее всего будет ответить так. Приключение — это прежде всего действие. Это преодоление препятствий. Это небудничность. Это неожиданность. И все это есть в картине, поставленной молодыми грузинскими кинематографистами. Наверное, они не обидятся на нас, если мы скажем, что «Он убивать не хотел...» — высокая романтическая драма и, одновременно, увлекательнейший приключенческий фильм.
Кинокритик журналистка Татьяна Васильевна Иванова
«Спутник кинозрителя», июнь 1967 года