Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Кино... кино...

Кино... кино...
Нынешняя прокатная ситуация ставит критика в сложное положение, особенно, если он берется писать об отечественных фильмах. Когда они пойдут в кинотеатрах? Пойдут ли вообще? Во всяком случае, рискну рассказать о своих впечатлениях от текущего (где?) репертуара...
Одним из кассовых лидеров, на мой взгляд, стала работа Эльдара Рязанова «Небеса обетованные». Грустная и горькая комедия об аутсайдерах общества «эпохи перестройки и гласности», которых, как известно, на несколько порядков больше, чем благополучных лидеров, облаченных депутатскими, министерскими или иными полномочиями.
По-моему, Рязанов резонно отказался от явно не удавшейся ему молодежно-разоблачительной темы («Дорогая Елена Сергеевна») и вернулся к своему старому доброму актерскому ансамблю, сложившемуся еще со времен «Служебного романа» и «Гаража». Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Олег Басилашвили, Светлана Немоляева и другие известные артисты (перечисление фамилий, вероятно, заняло бы добрую страницу машинописного текста) прекрасно чувствуют партнеров, с полуслова понимают нужную режиссеру интонацию — словом, проявляют неплохой уровень.
Быть может, не стоило делать фильм двухсерийным: потеря темпа никогда не шла на пользу комедии, даже печальной. Однако в целом «бидонвиля» юродских безработных и бродяг, представляющих как бы все слои «простых людей» нашего общества, выглядит на экране трогательно, а появившиеся в финале картины танки наглядно отражают носившееся в воздухе предвидение путча.
Словом, получился вполне убедительный игровой аналог документальному фильму Станислава Говорухина «Так жить нельзя...».

С этим убедительным тезисом, вероятно, согласны и авторы фарсово-мистической притчи «Бес» (сценарист Михаил Ворфоломеев и режиссер Виталий Дудин). Главный герой фильма — скромный писатель (А. Ткаченок), искушаемый бесом (В. Раков), отчасти смахивающим на помолодевшего Воланда, страстно влюбляется в соседскую девушку-сироту (Е. Кучеренко) и попадает в коварные сети, расставленные гадкими шантажистами: дедушкиной теткой и бывшим милиционером... Эта история сопровождается ночными полетами героев над крышами домов, эротическими видениями, философскими разговорами о смысле жизни и творчества... Увы, все это напоминает лишь бледную тень булгаковских Мастера и Маргариты.
Впрочем, профессиональный уровень «Беса» вполне приличный, чего, к сожалению, не скажешь о фильме по сценарию В. Мережко «Дикий пляж». История изнасилования на пляже провинциального приморского городка рассказана с претензией на философскую притчу, хотя все — от режиссуры до актерской игры — претенциозно-банально, вторично. Ничуть не улучшает картину- то, что роль пляжного сумасшедшего играет в фильме сам Виктор Мережко.
Претенциозна и мелодрама Владимира Грамматикова «Сестрички Либерти». Картина вроде бы снята с потугами на стилистику русского модерна начала века. Однако камере одного из самых блестящих (в прошлом) отечественных операторов Александра Антипенко («Мольба» Т. Абуладзе) так и не удается создать на экране изысканное зрелище. Рассказ о пэтэушницах-близнецах, ставших фотомоделями, вкусивших «сладкой жизни», которая их и погубила, выглядит хотя и манерно и претенциозно, но безвкусно, примитивно по мысли и актерской игре и, в конечном счете, просто скучно. Как и в «Бесе», тут тоже есть свой дьявол-искуситель — фотограф-гомосексуалист, да некий мистический налет имеет место... Но в целом фильм В. Грамматикова напоминает мне раскрашенную и отлакированную матрешку вроде тех, что пытаются всучить иностранцам арбатские ремесленники. Не все то золото, что блестит...
Примерно тот же вердикт напрашивается и после просмотра экранизации повести Александра Куприна «Яма». В отличие от В. Дудина и В. Грамматикова режиссер Светлана Ильинская опиралась на добротную основу, но, как мне кажется, на творческом результате это почти не отразилось. «Яму» не вытащили ни Татьяна Догилева, ни Валентина Талызина, ни Евгений Евстигнеев. Вопреки множеству пикантных ситуаций, зрелище получилось не только анти-эротическое, что, похоже, стало нормой для отечественных лент о любви и «путанах» в частности, но опять-таки нестерпимо скучное.
В этом отношении явно выигрывает сатирическая комедия Виктора Титова «Анекдоты», где любым авторитетам, как говорится, «почтения нету». История нашего многострадального отечества в язвительной трактовке Виктора Титова и, правда, напоминает грандиозный сумасшедший дом, где любой напористый фанатик или проходимец мог без особых помех воплощать в жизнь свои самые бредовые идеи.
Актеры (Армен Джигарханян, Александр Абдулов) играют терпкий, непристойный, соленый вкус народных баек и анекдотов, в основном политического характера. Еще шесть-семъ лет назад даже за публичный рассказ одного из них, любому из авторов фильма не пришлось бы уже продолжать свой творческий путь в искусстве. Но теперь этот суперфарс уже не выглядит столь уж острым. К тому же, «Анекдотам», на мой взгляд, не хватает компактности, ощутима композиционная перегрузка, ритмическая рыхлость. Впрочем, подобные недостатки можно было обнаружить и в предыдущих работах В. Титова («Жизнь Клима Самгина», «Васька»)...
Таковы мои впечатления от некоторых фильмов последнего времени.
А ваши?

Александр Федоров
21.01.1992
Просмотров: 1253
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: