Я НАЧИНАЛА С "ХЛОПУШКИ".
Заниматься кино я решила в детстве, когда еще путала слова режиссер и дирижер. Видимо, здесь большую роль сыграл мой дядя, Карлен Агаджанов, легендарный на Мосфильме человек, работавший с Курасавой, Бондарчуком, Рязановым, Чухраем, директор Данелиевского объединения "Комедийных и музыкальных фильмов", где художественным руководителем был Георгий Данелия. Наверное, рассказы моего дяди соблазнили меня, и, хотя родители были категорически против, я после школы поступила во МГИК на режиссерский факультет. Почему не во ВГИК? Дело в том, что в тот год во ВГИК набирал курс Сергей Герасимов, который не то что женщин, мужчин сразу после школы не брал. "Деточка, - говорил он, - ты школу уже окончила, так приходи ко мне лет через десять. Не может человек прийти в режиссуру со школьной скамьи". И в этом была сермяжная правда… А во МГИКе тогда открыл экспериментальный курс Григорий Рошаль, и многие известные теперь люди учились у него. Окончив институт в 21 год, я пришла на Мосфильм - вот тут мне очень помогли родственные связи - без знакомств на Мосфильм тогда попасть было невозможно. Но мой дядя сказал: "У тебя моя фамилия, и я не хочу, чтобы люди говорили, что я тебя продвигаю". Поэтому первой моей должностью была должность "помрежа" - это та девочка, которая щелкает хлопушкой перед началом съемки. Я была единственной "хлопушкой" на Мосфильме с высшим образованием, зато с известной фамилией Агаджанова. Но я обожала кино и готова была работать на студии в любом качестве.
САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПРОДЮСЕР - БЫВШИЙ ВТОРОЙ РЕЖИССЕР.
Правда, продвижение мое, по тем временам, шло довольно быстро и через 7 лет, пройдя через все категории ассистента режиссера по актерам, я стала вторым режиссером. Трудно сказать, помогла ли мне здесь моя фамилия, но работать вторым режиссером может не каждый. Ведь съемочный бардак, который вы видите со стороны, - иллюзия, там точно распределены полномочия, каждый человек знает, что происходит… Это невероятно интересная, но и невероятно трудная профессия, потому что второй режиссер в кино отвечает за все - за финансы, организацию процесса, за людей, за порядок. Только он один знает, когда готовы декорации, где проходят съемки, какие кадры снимают, какие актеры в них заняты. Это его спрашивает режиссер, придя в павильон: "Что мы сегодня снимаем?" Второй режиссер - это как начальник штаба во время военных действий, и ты словно полководец анализируешь расстановку сил, разрабатываешь и организуешь наступление, успех которого зависит от того, насколько точно ты сумеешь свести в нужное время и в нужном месте все материальные и людские ресурсы. В моем последнем на Мосфильме проекте "Графиня де Монсоро" почти все актеры были из Ленкома, они на съемки давали два часа, из которых час уходил на грим. Часто приходилось снимать все точки в одном направлении, а потом, когда актер уезжал, заново выстраивать практически весь эпизод и снимать обратные точки. И при этом был план - 204 полезных метра в день (для сравнения, в советское время план был 36 полезных метров).
Почему не стала режиссером-постановщиком? Был момент, когда Григорий Чухрай посоветовал мне поступить на высшие режиссерские курсы, но я тогда уже два года была вторым режиссером, была нарасхват, и подумала, лучше "быть первым в деревне…" Хотя если бы такое предложение случилось раньше, пошла не задумываясь… Продюсер - это не только "тот, кто деньги достает"
А на телевидение меня соблазнил мой однокурсник Александр Левин (ныне ген.продюсер НТВ). Сначала попросили немного помочь, потом еще… А в это время начался кризис киноиндустрии. Денег бюджетных на съемки не выделяли, появились частные инвесторы, доморощенные продюсеры, с которыми невозможно было работать - сначала надо было с ними ликбезом заниматься. Так что уход на ТВ - это был выход. Хотя, конечно, сложности были - ведь съемки на телевидении и в кино существенно различаются. Другая терминология, другая структура управления… Например, директор на телевидении был администратором - мальчиком на побегушках, в то время как именно он обеспечивает съемочный процесс, решает финансовые вопросы. Художник говорит: "Это место мне нравится" и уходит, а директор должен написать письма, со всеми договориться, …что не всегда легко - или дорого, или владельцы не соглашаются - нужно убедить, уговорить, обаять, "соблазнить"… Он должен быть обаятельным, солидным и, главное - честным. Мне удалось изменить отношение к директору, сейчас на ТВ это серьезная единица. Почему я этим горжусь? Потому что это существенно упростило работу и производство.
На телевидение я пришла уже продюсером и уверена, что успех в этой профессии во многом зависит от опыта. И лучшего опыта, чем работа вторым режиссером, нет. Многие думают, что продюсер только деньги достает. Это заблуждение. Заниматься приходится всем, ведь, подписав договор на получение бюджетных или корпоративных денег, ты принимаешь на себя ответственность и за выполнение финансовых обязательств, и за соблюдение сроков, и за качество продукта. И здесь недостаточно обладать знаниями и опытом в экономике и финансах. Нужно обязательно пройти организаторскую и творческую школу, чтобы разбираться во всех нюансах киносъемок. Нельзя заниматься процессом, не понимая, из чего он состоит, тем более это важно в творческом процессе. Нужно понимать и беречь творческих людей. Конечно, продюсер считает деньги и имеет право ограничивать траты, но, когда мне приходится говорить: "Денег нет", я всегда очень переживаю - вдруг из-за этой фразы фильм лишится чего-то важного и потеряет ауру волшебства, а без нее нельзя… Кроме того, нужно понимать, что именно режиссер-постановщик - главный в создании фильма. Только он знает, что будет в конце, только он создает индивидуальность, штучность продукта. Именно режиссер заражает верой в свою идею всех… И я не согласна с утверждением, что талантливый режиссер может снять здорово любой фильм. У каждого свои сильные и слабые стороны. И под каждый проект выбираешь именно того, кто сделает это лучше других. А режиссер уже набирает группу. Не всегда все проходит без конфликтов. И ты, как мама и папа, должна чувствовать все тонкости взаимоотношений в съемочном коллективе. У меня был проект, в котором не ладились отношения режиссера с группой, в такой обстановке нельзя было работать, и я искала нужные слова… А когда все собрались, сказала следующее: "Есть данность - вы можете заменить меня, вы можете уйти сами, но режиссера заменить нельзя, иначе это будет другое кино, работу надо начинать с нуля. То есть если я приглашаю режиссера, я ему доверяю". И постепенно работа наладилась…
Продюсеру нужно не только понимать творческих людей, но и самому быть креативным - ведь именно ему несут заявки и предложения. Я сейчас, не будучи генеральным продюсером ТВ, ежедневно получаю сценарии, заявки на игры, шоу, фильмы, сериалы.
И нужно увидеть (или не увидеть) в них рациональное зерно, понять, какому каналу это нужно. Бывает так - приносят идею на игровой сериал, а ты видишь отличный односерийный документальный фильм… или наоборот.
А затем готовишь целый пакет предложений и несешь на телевидение - ходишь по каналам и доказываешь, что это хороший продукт. Занятие не очень приятное. Но сейчас, так как у меня есть своя техника, я в некоторых случаях могу снять пилот и не рассказывать, а показывать. Но это не значит, что заказчик сразу дает деньги… На ТВ не всегда платят авансом, все равно нужно искать средства, перекручиваться… Это не просто, тем более что я не люблю брать в долг. Мне легче отказаться от чего-то своего, чем делать долги для компании.
ПРОДЮСЕР - ПРОФЕССИЯ МУЖСКАЯ.
Продюсер - это профессия, в которой нет выходных. Мой дядя, так же как и родители, был против моего выбора. Он говорил, что женщина, работающая в кино, не успеет завести семью и обречена на одинокую старость. Я успела. Мой муж - из другой профессии, дочери Мане - пять лет. Я счастливая мать и счастливая жена. И, несмотря на все фильмы и программы, Маня - лучшее произведение всей моей жизни. Но не знаю, не уверена, хочу ли я своей судьбы для дочери. Конечно, счастье - иметь любимую работу и не относиться к ней как к работе, но ведь есть еще куча интересных, любимых дел, на которые тебя, как правило, не хватает. Кроме того, женщине надо жестко разделять работу и личную жизнь. А в моей профессии нет такого понятия "ночь"… "день"… С утра телефонные звонки, приходишь домой в десять и снова звонки до двух. Нужно быть еще и тусовщиком, что дается мне с трудом… Часто так бывает, что перед тем, как идти домой, мне нужно полчаса посидеть и переключить мозги. Ведь на работе все быстро, все полукомандным тоном… А дома у меня благодушная кавказская семья, где муж - хозяин дома, и нужно быть мягкой, женственной и уютной.
ГЛАВНОЕ - ЛЮБОВЬ К ДЕЛУ.
Какие главные качества в работе продюсера? Трудный вопрос… Наверное, честность - ведь нам люди несут свои идеи… мы принимаем на себя обязательства, которые необходимо выполнять жестко, качественно и в срок. Доверие потерять легко. И еще необходимо владеть собой… Нередко бывает упадочническое состояние… Его ни в коем случае нельзя выносить за рамки собственного организма - на тебя смотрят, тебе верят… ты всегда должен быть оптимистичным. Даже когда ты не знаешь, что будет завтра, все должны чувствовать, что ты во всем абсолютно уверена.
Когда ко мне приходят устраиваться на работу, я никогда не спрашиваю о дипломе. Первый вопрос, насколько человек хочет работать. Для меня это критерий, потому что, если у человека есть желание и любовь к делу, он обязательно к нему придет, каким бы путем ни шел. Если желание истинное. Все остальное мишура - или дань моде, или поиск денег…
А вообще, если ты чего-то хочешь, надо всячески стараться это получить, ведь живем мы один раз, и жизнь быстро кончается… поэтому нельзя себе отказывать в достижении каких-то амбициозных целей. И я в принципе люблю людей с амбициями, люблю авантюрных людей - они живут вне правил и толкают эту жизнь, делая ее интересной и неожиданной.
И не надо бояться - просто старайтесь делать то, что считаете на сегодняшний момент единственно правильным. И тогда все будет хорошо. А женщины - они вообще способны многое преодолеть.
С июня 1999г. по май 2001г. зам. Ген. продюсера НТВ,
с июня 2001 г. до закрытия канала, зам. Ген. Продюсера ТВ6,
с апреля 2002 г.до закрытия на канала, Ген.продюсер ТВС.
Нонна Агаджанова продюсировала такие проекты как: "Живой Пушкин" с Леонидом Парфеновым, цикл документальных фильмов "Новейшая история" с Евгением Киселевым и Светланой Сорокиной, фильм "Александр Исаевич. Его друзья и враги" с Евгением Киселевым для канала НТВ, еженедельные программы "Независимое расследование" с Николаем Николаевым, первое реалити-шоу "За стеклом", "Итого" с Виктором Шендеровичем, "В нашу гавань заходили корабли" с Эдуардом Успенским, "Пестрая лента" с С. Урсуляком, "Однокашники", "Дачники" с Машей Шаховой… "Фаберже. Возвращение домой…" для Первого канала…
Многие проекты удостоены высшей телевизионной награды ТЭФФИ.
Сейчас телекомпания "ТВист" производит документальные фильмы для Первого канала, такие как "Одесса. Сентиментальное путешествие" с Леонидом Якубовичем, художественно-постановочный сериал "Великие авантюристы России" (Сонька - Золотая ручка, Ольга Фон Штейн, Беня Крик, Павел Шпеер и др.), музыкальный проект "ХИТЫ ХХ века" о самых известных музыкальных темах ХХ века и их исполнителях. Для канала РТР делает документальный фильм о Муссолини.[b][/b]
Записала Галина Ташкова
Ноябрь 2004 года.