Как известно, на ТВ есть не только рубрика «Кино не для всех», но и просто «Наше новое кино», под которым обычно подразумеваются развлекательные фильмы или фильмы, желающие ими казаться...
Не знаю, как вы, читатель, но я исключительно из профессионального терпения заставил себя досмотреть до конца комедию Марка Айзенберга «Болотная стрит, или Средство против секса» (1991). Впрочем, комедией этот опус можно назвать лишь условно. Хотя вполне допускаю, что шутки этой истории о сгоревшем доме, населенном популярными артистами Ларисой Удовиченко, Семеном Фарадой, Ефимом Шифриным, Евгением Моргуновым и другими, требуют особого, недоступного мне чувства юмора... Повторяю, быть может, лицезрение однообразно комикующего Станислава Садальского в угаре страсти преследующего малютку Татьяну Божок, и смешно. Но вот для всех ли?
Впрочем, создатели комедий «Игра на миллионы» (1992), «Каталажка» (1991), «Аферисты» (1991), «Очаровательные пришельцы» (1992) наверняка от души смеялись на просмотре картины Марка Айзенберга, так как принципы смеховых аттракционов в их опусах примерно те же, да и уровень «мастерства» аналогичен...
Да, любовные страсти на экране по-прежнему привлекают отечественных кинематографистов, желающих посмешить публику. В фильме «Рогоносец» (1992) Аркадия Красильщикова персонаж Виталия Соломина мучается из-за неверной жены (Галина Яцкина), и его утешает грустная героиня Елены Соловей (одна из последних ролей актрисы перед эмиграцией в Америку). Скорее всего, авторы задумывали эту историю в духе рязановских «Иронии судьбы» и «Служебного романа», но, увы, получилось тяжеловато, плосковато и скучновато...
Задумка другой комедии «И черт с нами» (1992) режиссера Павловского была более оригинальной: оживший Сталин посещает современную Одессу и... Но дальше этой заявки дела у авторов не пошли. По-видимому, полностью выложившись в зачине картины, они (не без помощи Дмитрия Харатьяна, сыгравшего в ленте одну из главных ролей) очень скоро стали снимать нечто в духе двух вышеупомянутых лет...
Вот у Владимира Шамшурина в «Сделано в СССР» (1990) никакого Сталина
нет, а игра Армена Джигарханяна, чей и.о.директора терроризирует обычную среднюю школу цепкой диктаторской хваткой, выглядит куда более убедительно. Смех, правда, тут горький, и вид школы, где «юные патриоты» карают сверстников-«диссидентов», наводит порой на мрачные мысли…
Впрочем, тот же А.Джигарханян вкупе с Леонидом Куравлевым, Сергеем Газзаровым и Сергеем Никоненко совсем в иной, чисто капустнической манере ведет свою роль в комедии Себастьяна Алакорна «В поисках золотого фаллоса» (1992). В фильме в который уж раз за последние годы предлагают посмеяться над приключениями «совков» за границей... Жаль, что С.Алакорн не стал снимать откровенную пародию на спилберговские сюжеты. То, что получилось в итоге, напоминает все ту же «Болотную стрит», хотя и в чуть облагороженном виде…
В ленте Юрия Кузьменко «Джокер» (1991), жалком и беспомощном подражании «Индиане Джонсу» Стивена Спилберга, нет даже мелких крупиц юмора, присущих фильму С.Алакорна. Валерию Сторожику, конечно, далеко до обаяния Харрисона Форда. Но главный просчет авторов в том, что среди персонажей картины нет по-настоящему положительного героя. Спилберговский сюжет о поиске сокровищ, решенный в духе Серджо Леоне («Хороший, плохой, злой»), при отсутствии должного профессионализма дал в итоге несъедобную окрошку из погонь, перестрелок и драк...
Не лучше получился и «Взбесившийся автобус» (1991) Георгия Натансона - скучнейшая версия действительного случая, происшедшего на Северном Кавказе, где группа террористов захватила в заложники автобус со школьниками. Казалось бы, материал давал возможность режиссеру создать остросюжетный триллер, но... действию не хватает напряженности, картина смонтирована небрежно, положительные герои не вызывают особого сочувствия и интереса, а отрицательные вообще карикатурны...
В этом смысле «Люми» (1991) выигрывает именно из-за своей явной пародийности. Остроумно переиначив известную сказку Шарля Перро о Красной Шапочке и Сером Волке, сценарист и режиссер Владимир Брагин создает на экране причудливый мир, где в 90-х годах XX века обычный лесной хутор с каждым кадром теряет свои бытовые очертания, и зрители незаметно погружаются в атмосферу полусказки-полупародии на фильмы ужасов об оборотнях.
И наконец, «Лох - победитель воды» (1991) Аркадия Тигая - блестящий пример пародийной стилизации на темы гангстерских триллеров. Сергей Курехин в заглавной роли тихони-изобретателя удивительно пластичен и ироничен. Штампы супербоевиков с участием Сталлоне, Ван Дамма, Шварценеггера и Чака Норриса в режиссерской трактовке Аркадия Тигая превращаются в юмористические аттракционы. Фильм поставлен словно шутя-играя, изящно и, ей-Богу, не скучно...
Александр Федоров
10.08.1994