Прошедший Московский кинофестиваль был богат на полеты, но не фантазии и мастерства, а самые что ни на есть «реальные». Всему виной «Хэнкок», поднявший слишком высоко (или низко?) планку для мастеров кино.
Вслед за героем Уилла Смита стали летать все, кому ни лень, вплоть до несчастных влюбленных из новой картины Кати Шагаловой «Однажды в провинции» (те, кто смотрел, поймут, о чем я, а для остальных не будем раскрывать все секреты фильма).
Казалось бы, откуда такой страсти к полетам взяться у персонажей, которые погрязли в быту, пьют водку и колотят друг друга и жен? Но в каждом из них, похоже, еще теплится надежда на пресловутое «светлое будущее», из которого кстати и вернулась, по мнению многих, героиня Юлии Пересильд. Ведь она – популярная актриса и, наверняка, зашибала бабки! Но все рухнуло, как картонный домик, и ей пришлось вернуться в свои постылые родные пенаты.
А здесь, как я уже говорил, ее ждут драки, вечно пьяный муж сестры да странноватый ухажер. Плюс ко всему – легко узнаваемый Полуян в роли местного дурачка, который так некстати заставил главных героев летать…
Не знаю, почему «Однажды в провинции» журналисты сравнили с горьковской «Матерью», но для себя я четко уловил параллели с пьесой Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание»». С первых же кадров, в которых появилась Настя с чемоданом, мне стало понятно, откуда идут истоки этой «чернухи». Разумеется, если Юлия Пересильд здесь мне напомнила великую Вивьен Ли, то и остальных также легко было сопоставить: Александр Голубев – Стенли Ковальски неподражаемого Марлона Брандо, Леонид Бичевин – Карл Молден. Правда, это всего лишь калька с шедевра Элиа Казана, а не самостоятельно живущее произведение. Если начало мне напомнило американские 50-е, то и вроде бы неожиданная концовка также легко читается на языке ассоциаций, несмотря на свою сумбурность: «Бонни и Клайд», «Жюль и Джим», «Почтальон всегда звонит дважды».
Этот кино-винегрет даже трудно назвать «чернухой». Скорее всего перед нами несуразный трэш, выжимающий из нас ненужные эмоции и созданный неизвестно для кого, в отличие от «Груза-200», с которым все поспешили его сравнить. Спасает эту ленту от полной беспросветности лишь безупречный ансамбль актеров (Юлия Пересильд, Эльвира Болгова, Александр Голубев, Любовь Толкалина, Леонид Бичевин и Алексей Полуян).
О других полетах, вызванных к жизни самим сюжетом, рассказывает новая лента Романа Балаяна «Райские птицы». В этой фантасмагории-аллегории мы встречаемся с писателем и его музой, которые в эпоху застоя способны летать не во сне, а наяву. В их тихую гавань любви заплыл маленький, неловкий кораблик в лице Андрея Кузичева, и перед нами разворачивается очередная трагедия любовного треугольника, замешанная на политике, муках творчества и суициде.
Честно говоря, не люблю я наше кино о тоталитаризме, пусть и в такой мягкой форме, как у Балаяна. В попытках отобразить всю суровость и жестокость системы сразу всплывают излишняя заинтересованность автора, его незажившие раны, непростое прошлое и неуверенность в настоящем. Из-за этого история приобретает лишний оттенок надрыва, хотя и остается талантливой, яркой и незабываемой.
В числе интересных находок – сами полеты, снятые мастерски Богданом Вержбицким («полет любви» уже, похоже, и вовсе стал «притчей во языцех»). Интересны и актерские работы. Как всегда, великолепен Олег Янковский, хотя его роль все-таки является отголоском «Полетов…» и «Мюнхгаузена». Заразительна Оксана Акиньшина. Очень неплохо смотрится Егор Пазенко (особенно в финале). А Андрей Кузичев, как мне показалось, лишь развил тему «Мая», хотя опять же финальная сцена выбивается за пределы его образа.
За пределы фантазии, которой так не хватало (на мой субъективный взгляд) на этот раз ММКФ, выбивается новая картина Сергея Овчарова «Сад». Эта яркая самобытная работа поставлена режиссером, как вы знаете, по пьесе родного нашего Антона Павловича, и возвращает ей изначальную жанровую принадлежность к комедии.
Разумеется, подразумевается не только низкое, но и высокое значение этого жанра. Перед нами и эксцентриада, и бурлеск, и водевиль, и невыразимая прелесть немых комедий с Игорем Ильинским, и скрытый смысл «чеховских пауз». И все это пиршество всего за каких-то полтора часа!
Но это, как оказалось, еще не предел.
Овчаров настолько приблизил съемочный процесс к театральному, давая актерам возможность репетировать, что в результате у него накопился богатейший материал, в который вошли четыре часа отснятого материала, а также «интимные репетиции» (как выразился сам мастер). Неизвестно, покажут ли когда-нибудь полностью «Сад», но уже сейчас существуют версии по два, три и четыре часа! И никак не скажешь, что картина не достойна того, чтобы ее смотреть целиком…
Помимо особых декораций (мне посчастливилось их увидеть на выставке, посвященной выходу в свет саундтрека к фильму, в «Галерее Нащокина»), чарующей музыки Андрея Сигле, прекрасного и незаштампованного ансамбля актеров (самый известный среди них – Игорь Ясулович), меня донельзя поразило операторское мастерство Ивана Багаева. Картинка настолько эфемерна и призрачна, что декорации смотрелись словно сквозь призму веков, а вишневый сад поражает воображение и спустя столько дней после просмотра...
Мы вновь летим не только на крыльях фантазии, но и далеко за пределами звезд и галактик. А вместе с нами путешествует милый робот с функцией «мусорщик» по имени «ВАЛЛ-И».
Это новое чудо, сотворенное кудесниками студий «Pixar» и «Disney», порадовало не только зрителей, но и легло бальзамом на душу уставшим критикам и журналистам, которые абсолютно никакие приволоклись в конце фестивального дня в «Художественный» на его просмотр.
Их настроение поднялось еще при появлении фокусника и кролика, чьи забавные похождения были показаны в короткометражке «Престо», выполнявшей роль разогрева публики. Развеселившиеся после такого мини-шедевра анимации киногурманы приняли историю любви роботов на ура.
И дело не в том, что фильм наполнен цитатами на «Инопланетянина», «Короткое замыкание», «Искусственный разум», «Космическую одиссею» и другие шедевры кинематографа. Создатели уловили суть любой истории, как и в предыдущей своей работе – «Рататуе». Сюжет построен таким образом, что понятен без слов любому человеку, т.е. перед нами, практически, немое кино (не пугайтесь, нашлось место и столь любимым нами разговорам). А еще точнее, это кино для всех.
Трудно сказать, кому этот мультфильм не придется по душе. Наверно, тем, кто «забыл, что такое любовь». Ну а остальные насладятся приключениями обаятельных роботов, которые во что бы то ни стало должны вернуть человечество на его прародину – матушку Землю. И ничего страшного, что она немножко грязная. У героев впереди целая вечность, чтобы расчистить территорию. А у людей будет тем временем возможность вернуться к истокам и осознать свои прошлые ошибки, которые привели планету в ужасное состояние. Этот посыл, естественно, относится, прежде всего, к нам, ныне живущим, но он не раздражает своей чрезмерной поучительностью, как и подобает хорошему учителю.
Итак, я поведал вам истории полетов во сне, наяву и в далекой-предалекой галактике, и вам решать, что смотреть: «ВАЛЛ-И» или Чехова, «чернуху» или «Райских птиц». Правда, ответ на этот вопрос очевиден, потому как конкурсные фильмы еще не скоро выйдут на экран…
Макс Милиан