У этого фильма — не совсем обычная история. Бывают газетные статьи, которые нельзя просто пробежать и забыть. Таким оказался для режиссера Сергея Микаэля-на очерк Льва Арцимовича, опубликованный в газете «Труд» — простой и печальный рассказ про двух пожилых женщин, которые потеряли на войне всех своих родных, но сберегли могилу неизвестных солдат. Десятки, сотни людей узнали в солдате на фотографии, опубликованной в газете, своего мужа, сына, брата, не вернувшихся с войны. Микаэляну захотелось рассказать эту историю с экрана. Захотелось напомнить о тех, у кого память войны осталась осколком под сердцем — а в нашей стране таких людей миллионы. Сколько лет прошло — а осколок все не дает забыть о себе...
По предложению режиссера, сценарий по его идее написали кинодраматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид. Фильм этот, скромный и непритязательный, неожиданно касается вопроса, весьма далекого вроде бы от судьбы героинь, обычных русских женщин — вопроса об истоках победы. Той великой победы, которую одержал советский народ в битве с фашизмом, когда все, казалось бы, было против: и внезапность нападения, и превосходящие силы противника. Кадры старой хроники сохранили впечатления первых дней войны, ту веселую наглость, с которой вступили на русскую землю оккупанты — холеные, откормленные, уже покорившие пол-Европы, такие уверенные в успехе блицкрига...
В чем же истоки победы, где взял народ силы, чтобы изменить ход войны? Наш кинематограф не раз исследовал этот вопрос, однозначного ответа на который, вероятно, не существует. Каждый почти фильм отвечает на него по-своему. Скажем, эпопея «Освобождение» рассматривает проблему с точки зрения преимущественно стратегической; «Живые и мертвые» — это скорее уже тактика войны, ее быт, героический и сложный; «Двадцать дней без войны» уводят нас в далекий от линии фронта Ташкент, чтобы доказать: фронт был везде, дней без войны не было. Фильм «Вдовы» — тоже об истоках победы, хотя сюжет его развивается в наши дни, и нет на экране ни сражений, ни выстрелов. Ответ на этот вопрос его авторы ищут в особенностях души советского человека, в том складе характера, мужественного и скромного, неунывающего и выносливого, который и определил в конечном счете исход Великой Отечественной войны.
...Живут в деревне Малое Шевнино на Смоленщине две старые женщины. По праздникам ходят к могиле за оврагом, где они во время войны, таясь от окупантов, схоронили двух неизвестных солдат, павших в бою за их деревню. Вероятно, бабе Лизе и бабе Шуре кажется, что здесь лежат их мужья и сыновья, погибшие в чужих краях на той, уже такой далекой, войне. Однажды они узнали, что к празднику Победы решено перенести могилку, что за оврагом, в большое современное село Любцы. Первая реакция бабок на эту новость очень решительная — не отдадим! Наши солдатики, мы их нашли, мы их схоронили, значит, могилка тоже наша! А дальше на экране все происходит почти так, как было в действительности. Выцветшую, залитую кровью фотографию реставрировали и опубликовали. И накануне Дня Победы в село Малое Шевнино к бабе Лизе и бабе Шуре съехались люди, «узнавшие» на снимке отца, брата, сына, мужа. И каждый вполне чистосердечно уверяет, что не мог ошибиться... Эта потребность в узнавании — сколько за ней стоит! Здесь и стремление прикоснуться к прошлому, сберечь его, и желание ощутить прочность корней, связывающих тебя с родной землей, и преодоление чувства сиротства, которое всегда возникает у человека, когда уходят близкие, и которое, вероятно, еще острее и горше, если не знаешь, где родной тебе человек похоронен...
Галина Макарова и Галина Скоробогатова играют своих героинь с той высокой мерой органики, когда актерам веришь безоговорочно. Баба Шура и баба Лиза — они именно такие: немного вздорные и мудрые, все понимающие и душевные. Чужая боль, чужое горе — для них не чужие; им ли не понять, что привело сюда этих людей? Общая у них тоска, одна боль. Тут уж не скажешь: наши солдаты, не отдадим. ...
Гремит военный оркестр, разрывает минуту молчания сухой залп салюта, и на площади в селе Любцы воздвигают обелиск — символ человеческой благодарности и вечной памяти погибшим. А потом сажают парк. Сначала саженцы предлагают опустить в землю ветеранам войны. Из довольно многочисленной толпы, съехавшейся на праздник Победы из окрестных деревень, выходит человек двадцать-тридцать... И тогда организатор митинга произносит в микрофон, казалось бы, совсем обычную фразу: «Товарищи! У нас остались саженцы. Давайте сделает так: у кого есть погибшие на войне родственники, тоже могут в их память посадить по дереву». И словно запруду открыли: хлынула на поле будущего парка толпа люден. У грузовика, что привез саженцы, мгновенно выросла очередь. Такая вот горькая очередь — горше не знала даже война. А микрофон волновался: «Товарищи, повторяю: только те, у кого есть в семье погибшие на войне родственники».
...Есть в фильме «Вдовы» такой эпизод: баба Лиза и баба Шура решают съездить в Любцы, посмотреть, где собираются ставить памятник, каково их солдатикам там будет лежать. Они вышли поутру из дома. Неблизкий путь — двенадцать километров. Сначала лесной тропинкой, потом по просеке, потом по большаку. Дорога размытая, грязная, в колдобинах. И тут Лиза и Шура запели. Они шли, помогая себе ритмом военной песни, и фигуры их излучали такое бодрое упорство, такую решимость преодолеть все, что подумалось: молодцы какие, надо было бы — они и до Берлина дошли бы... И, может быть, самый точный ответ на вопрос об истоках Победы — в том простом факте, что в каждой нашей деревне живут такие вот бабы Лизы, или бабы Шуры, чьей определяющей чертой характера была и останется несгибаемость.
Кинокритик Наталья Зеленко
"Спутник кинозрителя", сентябрь 1977 год