Когда-то давно попался мне на глаза фельетон, не помню уже его названия, да и фамилию автора подзабыл, помню только - что-то о графоманах. И была там такая фраза: «Когда до Октябрьской революции один человек носил по редакциям стихи с припиской: «подражание Лермонтову» - его здорово били». После революции бить перестали, но была цензура, которая, при всем ее неприятии, все же отсекала халтуру, отделяла зерна от плевел. Сегодня и цензуры нет, и не бьют… а жаль!
Некоторым не мешало бы всыпать по первое число. Если бы сие зависело от меня, я бы, прежде всего, наподдал, как следует, нашим киношникам. И не новоявленным «гениям». Нет, этих я бы трогать не стал - что с них взять! Я бы наподдал серьезным мастерам. Например, Евгению Матвееву.
Хороший, блистательный актер, талантливый режиссер, сценарист… за что же?.. Да вот за то самое, за «подражание». Ладно бы - Лермонтову, так ведь подражает Матвеев такой серости!..
На днях (в начале ноября) по российскому каналу, очевидно в связи с новорусским праздником – с Днем то ли согласия, то ли примирения, показали матвеевскую кинотрилогию «Любить по-русски». С великолепным актерским созвездием – сам Матвеев в роли Мухина, Галина Польских в роли крестьянки Екатерины, Никита Джигурда – Виктор Курлыгин, Лариса Удовиченко и другие. За что же – наподдать?
Хорошее было советское кино, когда оно было свое, советское, когда киношники не копировали заокеанских мастеров, не старались походить на них. Когда начинали копировать Голливуд, как это делали Александров с Любовью Орловой, кино было плохим! Как хотите – а картины Александрова были откровенно плохи! Конечно, критиковать их было не принято, тем более, что и Сталину нравились, поэтому, все хвалили, но сегодня, я полагаю, можно. Цензуры нет, да и никому я не обязан, могу себе позволить высказать именно то, что думаю.
Евгений Матвеев поставил хороший фильм, прелестный, очаровательный фильм, если бы не некоторые «но». И тема хороша – борьба фермеров против криминала, а в более широком смысле борьба русских против чуждой идеологии, чуждого образа жизни, и идея – любить русское, любить Россию, не давать ее на поругание темным силам… Если бы, повторяю, не одно «но»!.. Если бы не явное, прямо таки бьющее в глаза подражание голливудовскому ширпотребу.
Ну, в самом деле! Приехал к Полине (Ольге Егоровой) сбежавший некогда от нее муж, Михаил (Виктор Раков), а она уже вышла замуж за местного священника, стала матушкой. И вот, пока поп в соседней комнате занимался беспризорными ребятишками, а затем чинил прохудившуюся крышу, Михаил на кухне повалил на плиту матушку Полину и… Одним словом… приблизил.
И что интересно! Только что Полина смотрела на него с ненавистью, говорила презрительно и остервенело пыталась прогнать, а как только он ее повалил, тут же и притихла, как курица под петухом, тут же и застонала сладострастно, по-коровьи, тут же и закряхтела. А чтоб не думал, что она – «такая», слабо сопротивлялась (на словах, разумеется), дескать, я венчанная!.. Когда же процесс любви закончился, снова схватила метлу и злобно погнала неудавшегося любовника.
Понятно, все как у людей, как у «штатников». Мужчина требует – не смей отказать, даже если он и пытается насиловать, это же – мужчина! Для них это святое. Сегодня американская мечта – быть изнасилованной, да вот еще - полежать в коме.
Посмотрите, как обыгрывают кинематографисты один и тот же сюжет в американском кино, и в нашем, советском. Судят преступника, он нанял молодого адвоката, надеясь, что тот поможет получить более мягкое наказание, но ничего не вышло, дали по полной – лет семь или десять. Преступник разозлился и пообещал отомстить… адвокату, а именно: пригрозил по отбытии срока изнасиловать жену и малолетнюю дочь адвоката.
Прошли годы, преступник отбыл свой срок и освободился. (А жена адвоката все так же молода и красива, а дочь все такая же малолетка!) Он начинает кружить вокруг жилища адвоката, и вот, улучив подходящий момент, врывается в дом…
Как развивался бы сюжет в советском фильме?.. Преступник врывается в дом, набрасывается на женщину, она яростно сопротивляется, но силы не равны. И вот, когда он уже вплотную приближается к осуществлению своего замысла, в это самое время, в последний момент является герой и спасает честь жены и дочери.
Как развивался сюжет в американском фильме?.. Он ворвался в дом, набросился на женщин. Само собой, никто не сопротивлялся – как можно! Изнасиловал и маму, и дочку, и только после этого появился геройский адвокат и начал гвоздить кулачьями негодяя. Авторы дали и женщинам получить удовольствие, и преступнику осуществить свою угрозу, и адвокату - показать себя героем!..
Такое кино в Америке, для них это нормально. Когда подобное ставят у нас, получается даже не смешно, получается грустно. И… гадостно.
К чему было громоздить и такую откровенную ерунду – сцену, где Курлыгин (Никита Джигурда) «занимается любовью» с беженкой Татьяной (Лариса Удовиченко)? Занимается как-то люто, с остервенением, словно гвозди вколачивает. А этот эпизод, когда Мухин (Евгений Матвеев), уже в качестве губернатора, осматривает со своей свитой объекты, и во время осмотра Татьяна тащит Курлыгина в подсобку и начинает страстно срывать с него одежды?.. К чему такая пошлятина? Что, если не показать, как Курлыгин «забивает гвозди», или Татьяна не будет прилюдно срывать с него одежды, то зритель уже и не поймет, что у них там любовь? Зачем же считать нас такими дураками?
Ну да, стояли мы в свое время в очередях на американские фильмы. Было!.. Ну, простите нас, мастера культуры! Мы очень быстро разобрались – что это за кино. Что же, нас теперь считать дебилами, мстить нам так мелко, пичкая такой киношной дрянью?.. А подобное кино ничем, кроме как местью режиссера зрителю за отвергнутое творчество, и назвать трудно.
И ладно бы, повторюсь, поставил это кино молодой гений и на главные роли взял бы Гошу Куценко и Сергея Безрукова – тогда и фильм бы смотрелся именно так, как и задумали авторы, так ведь нет!..
В какой-то степени можно понять и авторов фильма, и актеров, согласившихся сниматься в таком балагане: разруха, безработица, безденежье, тут любой роли, любому сюжету будешь рад. И все же обидно: такие великолепные актеры, такие мастера, и тема возвышенная, благая – и такая ерунда!
Мафиози в этом фильме тоже какие-то неуклюжие, по-медвежьи добродушные, бери их голыми руками, бей – не хочу. Тот, кто это ставил, он хоть раз в жизни получал кулаком по морде?.. Я уж не говорю о более существенном. Он знает, что такое искры из глаз и соленый привкус крови во рту?.. Похоже, автор убежден: достаточно сказать преступнику, сурово хмуря бровь, что он – "какашка" – и тот мгновенно устыдится и скромно потупит очи долу. И уже и помышлять не будет ни о рэкете, ни о грабежах, ни об убийствах, а кинется, расталкивая локтями прохожих, в отделение милиции, писать явку с повинной.
Тут же и насквозь фальшивое участие в судьбе беженцев. Наверное, надо было поднять эту тему, но раскрыть следовало бы несколько по-иному, более реалистично. К чему нам сусальные картинки?
А уж сидение в тюрьме, из которой Мухин пересел сразу в кресло губернатора!.. Авторы хоть понаслышке знают – что такое есть российская тюрьма? И куда оттуда прямиком идут такие, как Мухин и Курлыгин?.. Для чего, по-вашему, содержат в этих тюрьмах огромный контингент блатарей, как не для того, чтобы обламывать рога непокорным и непонятливым?
И песня Курлыгина «Любить по-русски» из-за тюремных стен, да еще и под гитару, тоже фальшива насквозь!.. Особенно – этот голос с хрипотцой. Выступил удачно один обладатель хриплого голоса, и пошло!.. Да, плохо, когда создатели фильма копируют заокеанских мастеров, вот и получается – не тюрьма, а филармония какая-то.
Невольно вспомнился еще один фильм с участием Евгения Матвеева, вот не припомню авторов. Это была целая эпопея под названием «Солдаты свободы». Фильм-агитка, состряпанный к юбилею Брежнева, о том, как Леонид Ильич в одиночку одолел фашистов и выиграл войну. Тогда все спешили отметиться: появилась книга «Малая земля», зазвучала и песня с таким же названием, появился, естественно, и фильм. Непрофессиональный, низкопробный, сделанный на скорую руку. Могли бы и лучше, но, видать, очень спешили, заказ поступил поздно, время поджимало. Да и знали, что смотреть все равно никто не будет, чего уж там стараться! Вот и получилось, что у них там, в сорок третьем году по полю носились танки Т-55, а немецкие солдаты бегали с автоматами Калашникова наперевес. И конница, выскочив из леса, в глубоком снегу лихо рубила пехоту, отсекая ее от танков, и вырубила всех, по-моему, даже и танкистов вырубила, подтверждая суворовские слова, что пуля – дура.
Интересно, к какому юбилею делал свой фильм Евгений Матвеев в девяностые годы?.. Он поставлен в 1995 году, стало быть… к выборам Ельцина в 96-м году - так, что ли?.. Ну, если так, тогда понятно.
По Сеньке и шапка!
Александр Лысенко