Знаменитый итальянский режиссер Этторе Скола родился в Риме в многодетной семье врача. Он окончил юридический факультет университета, однако уже с 21 года стал выступать с юморесками и скетчами в сатирических журналах и на радио. По-видимому, карьера «орла юриспруденции» не слишком прельщала будущего мэтра. Его манил кинематограф, и довольно скоро он дебютировал как сценарист (кстати, Скола был одним из самых плодовитых сценаристов 50-х ).
Этторе Скола долгое время находился в тени своих знаменитых соотечественников и современников - Федерико Феллини, Лукино Висконти, Микеланжело Антониони, Пьера-Паоло Пазолини, выдающегося мастера комедии по-итальянски Пьетро Джерми. Среди сценаристов неореалистических фильмов, а позже - комедий, снятых в 50-х годах, имя Скола в отличие, скажем, от Дзаватини или Де Филиппо, было не слишком известно публике.
Обратившись в 60-е годы к режиссуре, Этторе Скола начинал как комедиограф. Однако, уже в его картине с «аннотационным» названием «Смогут ли наши герои найти своего друга, таинственно пропавшего в Африке?»- яркой, зрелищной, наполненной веселыми гэгами и экзотикой, - зазвучали печальные нотки. Пародируя знаменитый роман Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (позднее по мотивам этого произведения Френсис Коппола поставил свой «Апокалипсис сегодня»), Этторе Скола с грустью размышлял о столкновении двух цивилизаций - колонистов и аборигенов. С язвительным сарказмом высмеивал он расизм и диктатуру...
На протяжении всей своей творческой жизни связанный с левыми силами, Этторе Скола в горькой комедии «Драма ревности» парадоксально столкнул политические и эротические проблемы. Строитель, преданный идеям газеты «Унита» (Марчелло Мастроянни), и политически не определившийся пекарь (Джанкарло Джаннини) на свою беду влюбляются в одну и ту же женщину - очаровательную цветочницу (Моника Витти), которая (о, Боже!) с одинаковой страстью любит обоих ...
Причудливо смешивая и нарушая привычную последовательность сюжета, используя оригинальные, открыто театральные монтажные переходы, Этторе Скола вместе с блистательным актерским трио снял как бы набросок, развернутый этюд к одной из главных своих картин - «Мы так любили друг друга».
В этом фильме режиссер достиг высоты подлинного мастерства. История друзей (их роли сыграли Витторио Гассман, Нино Манфреди и Стефано Сатта-Флорес), любивших прекрасную женщину (Стефания Сандрелли), разворачивалась на экране в течении нескольких десятилетий. Каждый из них шел по жизни своим путем. Надежды сменялись разочарованиями, а неудачи - проблеском успеха. Один стал бизнесменом. Для другого лучшим воспоминанием жизни осталась победа на телеконкурсе знатоков кино. Третий так и остался простым санитаром...
Этторе Скола рассказывал о своем поколении. Драматическое и комедийное сплетались здесь в тугой клубок дружбы, любви, обид, обещаний, правды и лжи, веры и отчаяния. Благодаря удачному драматургическому ходу, судьбы героев фильма, воспринимались не только в контексте итальянской истории, но и истории итальянского киноискусства : на экране возникали кадры легендарных картин Де Сика, Феллини, Антониони...
Спустя пять лет Этторе Скола вернулся к той же теме в трагикомической картине «Терраса». Собрав для участия в этой ленте чуть ли не всех самых крупных звезд европейского кино, он размышлял о судьбах поколения 40-50-летних интеллектуалов с печальной и пессимистической иронией.
Этторе Скола любит развенчивать устоявшиеся мифы. Так, вопреки сентиментальной серии лент о «бедных, но красивых» безработных, он поставил желчную сатиру «Отвратительные, грязные, злые», где Нино Манфреди сыграл роль главы семейства, ютящегося в жалких бараках на окраине Рима. Черный юмор этой картины служит впечатляющим доказательством правоты известной пословицы о том, что « бедность не порок, а большое свинство» : отношения между персонажами , в самом деле, далеки от того, чтобы называться человеческими. Пожалуй, это самый мрачный фильм талантливого режиссера.
Впрочем, Скола снимает не только комедии и трагикомедии. Фильм -дуэт Марчелло Мастроянни и Софи Лорен «Необычный день» поставлен в жанре психологической драмы, действие которой происходит накануне второй мировой войны во время визита в Рим Адольфа Гитлера. Ничуть не стесняясь театральности, Этторе Скола создает на экране достоверную атмосферу случайного знакомства бывшего радиодиктора (М. Мастроянни) и многодетной домохозяйки (С.Лорен).
...Он уволен по доносу, обвиняющему его в левых взглядах и гомосексуализме, и обреченно ждет ареста. Она - впервые в жизни говорит с человеком, для которого так важна духовная сторона бытия...
Историческая тема стала главной и в творчестве режиссера в 80-х. Изысканная мелодрама «Любовная страсть» была снята в духе картин позднего Висконти и «Пустыни Тартари» В.Дзурлини. Странная, противоестественная любовь красавца офицера и уродливой женщины обладала на экране притягательной мистической силой. Затем была «Ночь Варенны», рассказывающая о событиях Великой французской революции. Чуть позже - «Макароны» - грустная драма запоздалой встречи двух стариков - американца (Джек Леммон) и итальянца (Марчелло Мастроянни) - после многолетней разлуки. Потом снова обращение к итальянской истории ХХ века, данное на сей раз через призму сложных отношений внутри одной семьи («Семья»). И, конечно же, шедевр Э.Скола - «Бал»...
В «Бале» без единого слова - средствами музыки и танца, цвета и света рассказывалась история Франции и французского кино за последние полвека: от победы Народного фронта в 1936 году - до черных дней нацистской оккупации. От первых послевоенных лет - до войны в Алжире. От студенческих волнений мая 1968 года - до «дискомоды» 70-х... В картине звучали популярные мелодии 30-х-70-х, среди ее персонажей то и дело возникали образы Жана Габена, Жана Марэ и других звезд французского кино...
Полон ностальгии по временам Большого кино и «Сплендор», где Скола вспоминал о «взлетах» и «падениях» провинциального кинотеатра и его владельца, которого к 80-м годам окончательно разоряет многоканальное телевидение.
Одна из последних на сегодняшний день работ Э.Скола «Марио, Мария, Марио» (1993) доказывает, что режиссер пытается еще раз переосмыслить пройденный им путь, связанный с социалистическими иллюзиями, обидными разочарованиями и ощущением некого интеллектуального тупика поколения, аплодировавшего когда-то Пражской весне конца 60-х и избранию чилийским президентом Альенде. Фильмы Скола «Который час?», «Путешествие капитана Фракасса» и «История молодого нищего» также включались в программы многих фестивалей, однако среди зрителей и критиков все чаще высказывается мнение, что лучшие работы режиссера уже позади, что на смену былой темпераментной легкости стиля пришел консервативный академизм. Не хочется в это верить. Но даже, если и так, Этторе Скола своими лучшими картинами навсегда вписал свое имя в историю мирового искусства.
Александр Федоров
(1995 г.)