По «самому центральному каналу» 29 марта 2009 года, в прайм-тайм, показали художественный фильм об осетинских событиях августа 2008 года. Уже с начала рекламной кампании, когда по «Первому» стали крутить анонс-трейлер фильма с загадочным названием «Олимпиус Инферно», будущая премьера вызвала немало дискуссионных споров на форумах всемирной паутины.
По сюжету, трусливый и наивный американский энтомолог с русскими корнями Майкл и русская фотожурналистка Женя случайно оказываются в центре событий «08.08.08», более того, у них в руках оказываются неопровержимые доказательства нападения Грузии на Южную Осетию. И они должны рассказать людям «всю правду о войне», о лжи продажных СМИ. Немудрено, что через некоторое время у некоторых зрителей возникло стойкое ощущение déjà-vu, будто все это они уже видели. Оказалось – не видели, а воспринимали на слух и представляли в своем воображении: сюжет фильма «Олимпиус Инферно» напоминает сюжет романа известного писателя Дмитрия Черкасова (к сожалению, не дожившего до этого дня) «Ночь над Сербией». Если в фильме действие завязывается на противостоянии главных героев с грузинскими войсками и американскими телевизионщиками с SDC, развязавшими так называемую «информационную войну», то в романе, вышедшем в 2000 году, русский биолог Влад Рокотов в одиночку борется с сербскими боевиками на войне между Югославией и Сербией 91-99 гг.
Несмотря на некую нудность и затянутость начала фильма, дальнейшие события начинаются развиваться со скоростью голливудского боевика. Главные герои под свист пуль и грохот взрывов прорываются к Цхинвалу, за ними охотятся грузинские спецслужбы в лице коварного Вахо, их спасает добрый сержант-афромериканец… Видимо, по замыслу сценариста Дениса Родимина и режиссера Игоря Волошина (не так давно дебютировавшего нашумевшей «Нирваной») размеренный ритм начала фильма был призван символизировать мирную жизнь, в одночасье разрушенную агрессорами, а жесткая эстетика «боевых» кадров с имитацией военных телерепортажей – бесчеловечность и бессмысленность развязанной войны. Забавно, что несмотря на моментально прилипший к картине ярлык – «идеологическая агитка», сам режиссер упорно продолжает утверждать, что жанр его фильма – документальная фантастика.
Фильм явно снят на «скорую руку», но виной всему, конечно, сложность ситуации. Что ни говорите, перед нами картина, задуманная и поставленная для того, чтобы объяснить всем сомневающимся – кто же на самом деле является виновником трагедии на Кавказе. А такая благородная цель диктует и стиль, и тон. Естественно, Игорь Волошин сделал в своем фильме всё, что полагается делать в рамках реликтового жанра идеологической агитки: сначала вполне нейтральные кадры мирной жизни, а затем – ад войны, снятый с беспощадной наглядностью. Но создатели фильма, на мой взгляд, перестарались, изображая всех персонажей либо совсем «хорошими», либо – ну, очень «плохими парнями». Персонифицируя основную сюжетную линию, авторы сделали всё, чтобы сила, противостоящая героям, была как можно более обезличена и как можно более страшна в этой своей обезличенности: грузинские военные - жестокие головорезы, репортеры западных СМИ, утверждающие, что «танки и самолет – х..., главное – журналисты», – беспринципны и циничны...
Вполне в соответствии с законами жанра, отчаянная русская журналистка Женя являет собой образец жертвенности и прочих других положительных качеств. Кстати, здесь вполне можно было переусердствовать, но режиссер, видимо, не захотел втискиваться в узкие рамки агитки: героиня получилась вполне «настоящей». Молодая актриса Полина Филоненко, известная по фильмам «Яр», «Преступление и наказание», «Все умрут, а я останусь...» смогла избежать свойственного этому жанру многозначительного пафоса и показать неоднозначность характера своей героини.
Довольно странный фильм снял Игорь Волошин – критиковать его можно долго и смачно, причем с противоположных точек зрения, но и хвалить его тоже не зазорно – уж больно интересно снята эта лента оператором Игорем Гринякиным («Адмирал»), сумевшим передать живую картинку (происходящее на экране воспринимается как наяву).
О том, что фильм снимали в условиях жесточайшего deadline, понятно по общей «неряшливости» и обилию разнообразнейших «ляпов». Наиболее очевидный «ляп», по мнению внимательных (и даже невнимательных) зрителей – одежда героев. Действие происходит жарким августом 2008 года в горных районах Осетии, а все герои ходят в межсезонных курточках, под которыми были замечены тепленькие свитера. На головах некоторых героев даже присутствовали вязаные шапочки – и это в сорокаградусную жару-то!
Мы живем в странное время. Одни иллюзии сменились другими, но не покидает чувство, что нас по-прежнему дурят. Понятно, что со времен братьев Люмьер кино рассказывало сказки даже тогда, когда выдавало их за самую настоящую реальность. И мы привыкли находить опору то в прямолинейной «липе», то в очередных мистификациях. Правда, потихоньку мистификация перестает быть просто художественным приемом, она перерождается в агрессивный социальный заказ, и фильм Игоря Волошина нельзя рассматривать только с точки зрения идеологических амбиций. Не зря же он вызвал такую бурную реакцию в таком демократическом сегменте, как Интернет.
Прошло меньше года со времени событий «08.08.08», как создатели предложили зрителям фильм о короткой, но страшной войне, которая унесла жизни мирных осетинских жителей, наших миротворцев, журналистов... Для «Первого канала», где последнее время идет одна «плесень» (я имею в виду не недавно прошедший фильм с таким названием, а ряд некачественных телепрограмм и фильмов), «Олимпиус...» смотрится очень даже неплохо...
«Авантюра не удалась. За попытку - спасибо».
Андрей Питерский