Среди трех десятков картин, где снималась Настасья Кински, есть, по крайней мере, четыре, о которых она вспоминает с особым волнением – «Тэсс» Романа Полянского, «От всего сердца» Фрэнсиса Форда Копполы, «Париж. Техас» Вима Вендерса и «Любовники Марии» Андрея Кончаловского:
- Они научили меня понимать, что такое вдохновение. Полянский особенный режиссер... Вообще, в жизни мне везло на режиссеров. Роман умеет передать тебе ощущение радости, абсолютно точно внушать свои мысли, и все это при минимуме слов. Он похож на беспроволочный телеграф. Работала я и с Копполой, Кончаловским. Они помогли мне обрести опыт, который никакая художественная школа не смогла бы дать...
А еще ей помог отец знаменитый немецкий актер Клаус Кински («Фицкаральдо», «Носферату - призрак ночи», «Зеленая кобра» Вернера Херцога и др.). Он не занимался воспитанием дочери и вообще не был прилежным отцом. В последние годы, особенно после того, как Клаус опубликовал скандальные мемуары, затрагивающие тему инцеста, его отношения с Настасьей были, скорее, враждебными. Но... его демонический неистовый талант оказал огромное влияние на дочь, которая в дни его наивысшей славы, пришедшейся на вторую половину 70-х годов, была еще подростком.
Она родилась в Берлине в 1962 году. Свою первую роль сыграла 12-летней девочкой в «Ложном движении» Вима Вендерса. В 17, пережив, бурный роман с Романом Полянским, она выступила в заглавной роли в исторической экранизации «Тэсс». Застенчивость и притягательная женственность, романтизм, искренность и, словно, передавшееся в генах инстинктивное чувство экрана удивительно совпали с образом героини романа «Тэсс из рода Дэбервилей». Фильм Полянского получил множество престижных наград. Настасья стала звездой.
Именно как звезду пригласил ее известный американский сценарист и режиссер Пол Шредер в фантастическую мелодраму с элементами триллера «Люди-кошки». История запретной любви брата и сестры - полу-людей, полу-пантер - была снята в мрачном духе страшных рассказов Эдгара По. Для философской притчи у фильма Пола Шредера не хватило глубины, однако дуэт Настасьи Кински и Мапкопма МакДауэлла запомнился своеобразным пластическим решением - страстным, эмоциональным, напоминающим балетную партию…
В том же году в роскошном постмодернистском мюзикле «От всего сердца», с размахом поставленном Фрэнсисом Копполой на миллионы полученные после двух «Крестных отцов», Настасья Кински сыграла небольшую роль сказочно красивой «принцессы цирка». А два года спустя - главную роль в драме Андрея Кончаловского «Любовники Марии», экранизации рассказа Андрея Платонова «Река Потудань», действие которой было перенесено режиссером в Америку.
У Настасьи в фильме не так много слов, актриса сумела психологически тонко передать драму своей героини, которая мечтает любить и испытать счастье материнства, но ее возлюбленный (Джон Сэвэдж). восхищенно преклоняясь перед ней, не в силах притронуться к своей обожаемой мадонне как к земной женщине...
Не менее сложную роль сыграла Кински и в драме Вима Вендерса «Париж. Техас», получившей Гран-при Каннского фестиваля.
События этой картины вполне могли бы уложиться в час-полтора экранного времени. Однако «Париж. Техас» идет вдвое больше, что позволяет автору достичь особой неторопливости повествования, сблизить реальное время с кинематографическим почти вплотную Оператор Роби Мюллер долгие минуты держит в кадре почти монохромное изображение пустыни, по которой шагает одинокий человек по имени Трэвис. Бунтарское молчание, принципиальный отказ от любых контактов с людьми создают вокруг него ореол загадочности, притягивают, вызывают желание раскрыть тайну.
Впрочем, тайна Трэвиса будет достаточно прозаичной, лишенной какой-либо эффектности и, вопреки названию фильма, совсем не связанной со столицей Франции (оказывается, и в штате Техас есть свой Париж - небольшой поселок, затерявшийся в прерии). Неудачная семейная жизнь, разрыв с красавицей-женой, по имени Джейн, долгое бродяжничество...
В кульминационной сцене встречи Трэвиса (Гарри Дин Стэнтон) и его бывшей жены (Настасья Кински) в необычном доме свиданий, где клиенты могут видеть женщин только через толстое стекло, возникает атмосфера внутреннего напряжения, как визуальная метафора разобщенности героев, их попыток понять друг друга. На протяжении долгих минут камера вглядывается в лицо героини Настасьи Кински. И в нем можно прочесть смену психологических состояний: холодная маска профессионалки, легкая тень тревоги, нарастающее беспокойство, смутная догадка, боль и горечь нахлынувших воспоминаний. Прекрасная и волнующая роль! Картину Вендерса, пожалуй, не назовешь оптимистической. Речь идет, скорее, о робкой надежде на возможность человеческого счастья...
Увы, две следующие работы Кински - «Весенняя симфония» Питера Шамони и «Революция» Хью Хадсона были прохладно встречены зрителями и прессой. Зато ее дуэт с Веном Кингсли в мелодраме Артура Жоффе «Гарем» получился на редкость удачным. Настасья сыграла роль молодой американки, украденной и привезенной в гарем арабского шейха. Фабула фильма напоминает известную сказку «Красавица и чудовище» (в русском варианте «Аленький цветочек»). Талантливая актриса тонко раскрывает в своей героине пробуждение интереса к незнакомому и загадочному миру Востока.
Парадоксальным образом тема фильма А. Жоффе отозвалась и в личной жизни Настасьи Кински. Она вышла замуж за арабского продюсера Ибрагима Муссу, родила от него двух детей. Впрочем, этот брак не выдержал испытания на прочность.
В начале 90-х годов муж обвинил Настасью в измене и краже своих детей, последовал крупный скандал...
Новым избранником Кински стал 58-летний темнокожий американский импрессарио Куинси Джонс. В последние годы Настасья Кински увлеклась экранизациями классической литературы, по странному стечению обстоятельств - русской («Вешние воды» Ежи Сколимовского по Тургеневу. «И свет во тьме светит» братьев Тавиани по Толстому, «Униженные и оскорбленные» Андрея Эшпая по Достоевскому), к которой актриса была не равнодушна всю жизнь, что отразилось даже в именах ее детей (Алеша и Софья).
-Любить надо даже тогда, когда единственное желание - забиться в тихий угол и остаться наедине с собой, - эти слова актрисы могли бы сказать многие из ее героинь.
Любовь и добро, которые несет в своем творчестве Настасья Кински, не могут не отозваться в зрительских сердцах. И она осознает свою миссию:
-То влияние на публику, которым мы обладаем, надо использовать в самых гуманных целях. Если своей работой мы поможем хотя бы одному конкретному человеку, то долг наш исполнен.
Александр Федоров
Статья впервые опубликована в журнале «Видео-Асс экспресс» (Москва):
Федоров А.В. Настасья Кински – принцесса экрана // Видео-Асс экспресс. 1994. N 29. С.42-47.