Безупречная фигура, утонченные черты лица, загадочно-манящая улыбка и смутный «огонь желанья» в глубине темных глаз... Очарование двадцатилетней голландки Сильви Кристель было бесспорным. После парижской премьеры эротической мелодрамы Джаста Джэкина «Эмманюэль» она не только покорила сердца миллионов зрителей, но и одно за другим стала получать престижные приглашения от самых именитых режиссеров — Алена Роб-Грийе («Игра с огнем»), Роже Вадима («Верная жена»). Валериана Боровчика («Шлюха»). Клода Шаброля («Алиса, или Последний побег»)...
Сильви родилась в Голландии 28 сентября 1952 года. Не ужившись с родителями (кстати, позже осудившими ее за съемки в эротических картинах), она решила, что нужно надеяться лишь на себя. Она сбежала из дома и нашла место секретарши. И тут красота дала новый шанс — ее заметили модельеры и фотографы. Сильви увлекается профессией модели для популярных иллюстрированных журналов, вскоре ей впервые улыбнулась и кинематографическая фортуна — она дебютировала в фильме голландского режиссера Фонца Радемаркеса «Не из-за кошек». Затем победа в конкурсе «Мисс ТВ-Европа — 1973». В тот же год бывший фотограф Джаст Джэкин, решивший экранизировать нашумевший эротический роман Э.Арсан «Эмманюэль» (1963), обратил внимание на эффектный снимок Сильви в одном из рекламных изданий...
Работа над фильмом поначалу не сулила сверхуспеха: режиссер-дебютант, неопытная исполнительница. Правда, для артистической поддержки был приглашен знаменитый Ален Кюни, известный еще со времен «Вечерних посетителей» (1942) Марселя Карие. Но когда съемки «Эмманюэль» были закончены, оказалось, что выход картины попал, что называется, «в яблочко», совпав с апогеем «сексуальной революции» и либерализации экранной эротики, еще не омраченной зловещим призраком СПИДа. История любовных приключений жены дипломата, получающей уроки «запретной любви» от седовласого мэтра (А. Кюни) и томящейся в тропическом Бангкоке, разворачивалась под приятную музыку Пьера Башле и притягивала взоры изысканной мягкостью изобразительного ряда, как бы продолжающего глянцевые традиции «Подиума» и «Вога».
Профессионализм Д. Джэкина, умеющего подать женскую красоту с наилучшей точки зрения, был, разумеется, важен. Но обаяние этой в общем-то незамысловатой ленты, несмотря на «философский» антураж, создаваемый героем Алена Кюни, почти целиком основывался на чувственной ауре, излучаемой Сильви Кристель.
«Секс в «Эмманюэль» мягок и нежен,— говорит актриса в одном из интервью.— Он мало сравним с сегодняшней животной эротикой и жестким «порно». Мне кажется, фильм чем-то похож на «Алису в стране чудес». И хотя многие сцены кажутся правдоподобными и оставляют впечатление, что все происходит на самом деле, это не так. Это чистая хореография, балет».
Неудивительно, что вскоре последовало продолжение — «Эмманюэль-2» Франсиса Джакобетти, где Сильви Кристель спела один из шлягеров великого мелодиста Франсиса Лея. Смелость эротических сцен этой ленты, снятой уже в Гонконге, шокировала не только наших официозных кинокритических пуритан, но и французскую цензуру, задержавшую выход картины на широкий экран чуть ли не на два года. К тому времени С. Кристель, не раз заявлявшая в интервью, что ей надоело быть синонимом своей героини, вместе с учеником Робера Брессона Франсуа Летерье задумала поставить финальную точку сериала фильмом «Прощай, Эмманюэль!» на сей раз под музыку известного композитора, шансонье, писателя, актера и режиссера Сержа Гинсбура...
Картина Ф. Джакобетти и впрямь оказалась излишне прямолинейной, грубоватой. На этом фоне лента Ф. Летерье, отложившего на время претензии на авторское кино, смотрелась лучше. Быть может, из-за ироничной, стилизованной окраски. Что же касается С. Кристель, то она была по-прежнему обаятельна, хотя в ее игре и ощущалась легкая уста-лость...
Мировой экран знал немало «звездных» взлетов, кончавшихся молниеносными падениями в безвестность, когда хорошенькое личико, еще вчера мелькавшее на экранах и журнальных обложках, вдруг без всяких сожалений забывалось недавними поклонниками. Сильви Кристель, казалось, была обречена стать актрисой одной роли. Во всяком случае, одного жанра и амплуа. Однако из года в год она доказывала себе и другим, что ей тесны рамки прекрасной эротической киномодели, снимаясь е фильмах разных жанров и тем. Сильви играла у заокеанских режиссеров в окружении лучших актеров европейского и американского кино. А в 1980 году приняла предложение режиссера Алана Майерсона сняться в эротической комедии "Частные уроки», где в роли коварной соблазнительницы смазливого подростка обнаружила неплохое чувство юмора, отнюдь не помешавшее лирическим сценам.
Год спустя она вернулась к своему «крестному отцу» Джасту Джэкину, сыграв в экранизации нашумевшего романа Д. Лоуренса «Любовники леди Чаттерлей». Фильм, на мой взгляд, получился неторопливо-академичным, холодным, без психологических нюансов и эротического шарма.
Расставшись с Эмманюэль, Сильви Кристель через год предстала перед зрителями в чрезвычайно выигрышной роли королевы шпионажа Мата Хари в одноименной картине Кертиса Хэррингтона.
Впрочем, и между съемками Сильви Кристель тоже не скучает — пишет картины, которые пользуются немалым успехом.
После развода со своим последним мужем, бельгийским писателем Филиппом Блотом, у Сильви Кристель наступили не самые лучшие времена: финансовые трудности (из-за которых пришлось продать кое-какую недвижимость), психологический стресс, довольно редкие приглашения на съемочную площадку... Сыну исполнилось 23 года, и у него началась самостоятельная жизнь...
Выручили американцы, затеявшие снимать сериал под названием «Эмманюэль-7». Отлично понимая, что возраст уже не позволяет быть эротичной примой в стиле «ню», Сильви согласилась сыграть в этом фильме наставницу для юной секс-старлетки 90-х Марселы Валерштайн, взявшей на себя основную «нагрузку» очередных эротических фантазий авторов фильма. Таким образом, Кристель как бы унаследовала «имидж» Алена Кюни, герой которого, как вы помните, был умудренным опытом мэтром для юной Эмманюэль 1974 года.
Круг замкнулся...
Александр Федоров
Впервые опубликовано в журнале «Экран» (Москва): Федоров А.В. Эмманюэль. Круг замкнулся… // Экран. 1995. N 1. C.34-36.