Неужели тот самый? Неужели тот, который в течение десятилетий у многих ассоциировался с, пожалуй, самым легендарным киногероем 60-70-х годов -агентом 007? Неужели исполнитель роли Джеймса Бонда в НАШЕМ фильме НАШЕГО режиссера? Примерно так подумал автор этих строк, когда в 1969 году узнал, что Шон Коннери снимается в картине Михаила Калатозова «Красная палатка». Для отечественных киноманов это было сенсацией.
Фильм Михаила Калатозова был основан на реальных фактах спасения экспедиции Нобиле в конце 20-х годов. Эту картину отличало блистательное созвездие английских, итальянских и русских актеров. Шону Коннери досталась роль легендарного полярника Амундсена, полетевшего к Северному полюсу спасать итальянцев и... погибшего где-то в бескрайних ледяных пустынях. Герой Шона Коннери был сильным, мужественным, упрямым человеком, не привыкшим отступать перед смертельной опасностью. Михаил Калатозов, которого кинематографический мир знал по сверхэкспрессивным и эмоциональным фильмам «Летит журавли» (1957), «Неопправленное письмо» (I960). «Я - Куба» (1964), на сей раз выстраивал драматическое повествование в более сдержанной манере. Мощное личностное обаяние, грустная ироничность Шона Коннери попали здесь, что называется, в точку.
Много позже мне довелось увидеть и знаменитую «бондиану»: «Доктор Но», России с любовью» и «Шаровую молнию» Теренса Янга, «Голдфингер» Гая Хэмилтона. «Живешь только дважды» Льюиса Гилберта, «Никогда не говори «никогда» Ирвина Кершнера и др. Никакого «антигуманнзма», «безудержной пропаганды милитаризма», «сексуальной агрессии, растлевающей сознание» в этом откровенно пародийном сериале о международном шпионаже и терроризме, разумеется, не было. Шон Коннери (как, впрочем, и другой исполнитель роли Бонда - Роджер Мур) играл не реального агента ее величества королевы Великобритании, а сказочного супермена, покорителя сотни женских сердец, везде и повсюду сражающегося со злом. Коннери подавал своего Бонда легко, изящно, иронично, словно ежеминутно подмигивая зрительному залу, приглашая его принять несложные правила занимательной игры в приключения - на земле и под землей, на море и в воздухе. Глядя на весь этот фантастический фейерверк из трюков и погонь, перестрелок и флиртов с красотками, трудно было себе представить, что этот элегантный и легкомысленный с виду человек (Шон Коннери, а не Джеймс Бонд) совсем не был избалован судьбой.
Родился Шон Коннери (настоящее имя Томас) 25 августа 1930 года в Эдинбурге (Шотландия) в простой рабочей семье. Его отец был водителем грузовика, а мать - уборщицей. Уже а 9 лет Шон начал самостоятельно зарабатывать на хлеб, в 13 лет бросил школу, а в 16 лет стал матросом британского военно-морского флота. Впоследствии он работал полировщиком мебели, занимался бодибилдингом, а в 20 лет надел на себя форму профессионального футболиста. В 1951 году, приехав в Лондон для участия в конкурсе «Мистер Вселенная», Коннери пошел на прослушивание в один из театров и был принят в массовку. Постепенно его все больше стала увлекать мысль о карьере драматического актера. Он стал много читать Шекспира, Ибсена, Станиславского, старался чаще посещать театры. А в 1956 году Коннери пришел в кино. Однако ему потребовалось целых шесть лет съемок в небольших ролях в малоизвестных и уже позабытых лентах, прежде чем состоялся его настоящий триумфальный дебют в большом кинематографе.
Звездный успех пришел к Шону Коннери в тридцать два года в тот день, когда состоялась премьера первого фильма «бондианы» - «Доктор Но» (1962). Это уже потом были съемки в фильмах Альфреда Хичкока («Марии»), Сидни Люмета («Холм», «Магнитные ленты Андерсона», «Обида»). Это потом Коннери играл в вестерне Эдварда Дмитрыка «Шалако», в романтической балладе о Робин Гуде «Робин и Мэриам» Ричарда Лестера, в суперпостановке Ричарда Аттенборо «На один мост дальше»...
Начиная с 70-х годов, Шон Коннери много снимался в картинах ярких, зрелищных, суперкассовых. Особенно его привлекала фантастика. В фильме Джона Бурмана «Зардоз», осовремененной версии сказки Фрэнка Баума «Волшебник из страны Оз», герой Шона Коннери оказывался в н-ском тоталитарном государстве (по типу мрачной утопии Джорджа Оруэлла «1984»), подавляющем в людях все человеческое. В «Метеоре» Рональда Нима — занимался космическими исследованиями. В «Горце» - обучал молодого рыцаря премудростям путешествий во времени...
В изысканной экранизации детективного романа Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» Коннери с аристократическим достоинством обыгрывал сложившуюся вокруг собственного актерского имиджа мифологию, что полностью отвечало замыслу Сидни Люмета, предложившего сходные задачи и другим «грандам» этой незаурядной картины - Альберту Финни, Ингрид Бергман, Майклу Йорку. Энтони Перкинсу. Ванессе Редгрейв и Жаклин Биссе...
В 80-е годы, когда многие талантливые актеры, ровесники Коннери, все реже стали появляться на экранах и принадлежали уже истории кинематографа, этот выдающийся мастер неожиданно для многих зрителей и критиков пережил второй взлет популярности. При этом феномен заключался в том, что после 1983 года Коннери уже не обращался к образу Джеймса Бонда. Его успех был связан с ролями иного плана. Прежде всего - с экранизацией детективно-философского романа итальянского теоретика и писателя Умберго Эко «Имя Розы», где Шон Коннери сыграл своего рода Шерлока Холмса, ведущего расследование таин- ственного убийства в средневековом монастыре. Эта картина французского режиссера Жана-Жака Анно имела большой фестивальный и зрительский успех у европейской публики. Американцам пришелся по душе другой герой Шона Коннери - в гангстерской драме Брайана Де Палмы «Неприкасаемые». За второстепенную роль старого полицейского в этой впечатляющей картине Коннери заслуженно получил премию «Оскар».
В конце 80-х годов актер снова встретился на съемочной площадке с одним из патриархов англо-американского кино - Сидни Люметом. В картине «Семейный бизнес» удачно сочетались драматические и комедийные краски. Сюжет ленты выстраивался вокруг рискованной кражи, затеянной дедом (Ш.Коннери), сыном (Д.Хоффман) и внуком (М.Бродеряк), Шон Коннери сыграл здесь старого медвежатника, для которого кража вовсе не источник существования, а жизненная стихия...
В третьей части сериала Стивена Спилберга об Индиане Джонсе Шон Коннери настолько остроумно, самопародийно и снайперски точно исполнил роль отца главного героя, что у зрителей, не видевших первые две части, могло, вероятно, сложиться впечатление, что это не актерский «ввод» в устойчивый и апробированный на многомиллионной аудитории киномиф эпохи постмодернистских масс-медиа, а изначально придуманный авторами персонаж...
Столь же шумный зрительский успех в Америке имела и третья картина 1989 года, в которой Шон Коннери сыграл главную роль - «Охота за «Красным октябрем» Джона Мактирнана, хотя, на мой взгляд, она чрезвычайно затянута, скучновата и не слишком убедительна в психологическом отношении. Коннери, как всегда, профессионально выполнил поставленную перед ним задачу и в рамках несложного сюжета о попытке советской подлодки попросить политического убежища в Америке выглядел вполне убедительно. Его капитан суров, мудр, обаятелен, мужественен и т.д. и т.п.
«Русская тема» поистине стала ведущей для Коннери Вскоре после окончания съемок в «Охоте за «Красным октябрем» он вновь приезжает в Россию. На этот раз чтобы сниматься в политическом детективе Фреда Скепси «Русский дом» (по мотивам романа Джона Ле Каре). Несмотря на то, что фильм снимался не где-нибудь в Финляндии или Югославии, а в Москве, атмосфера русской жизни на экране получилась весьма приблизительной. Однако и тут Шон Коннери в роли западного издателя оказался на месте. Что и говорить - профессионал высочайшего класса!
Чуть позже Коннери появился на экране в приключенческой ленте «Знахарь». Его герой - профессор медицины открывает где-то в джунглях Латинской Америки чудодейственную вакцину, но... Как и во всякой эколого-приключенческой ленте возникает это самое «но», из-за чего собственно и затеваются съемки фильма.
Говорят, что Коннери работал здесь без дублера, самолично прыгая с дерева на дерево с помощью лиан и ветвей деревьев, зависая над пропастью и тем самым бессчетное число раз подвергая свою жизнь смертельной опасности. Впрочем, он не раз повторял, что не верит в судьбу, а верит в усердие и работу...
В триллере «Восходящее солнце» Коннери еще paз продемонстрировал, что несмотря на свои 63 года он остается в прекрасной спортивной и актерской форме.
Вопреки своему «бондонскому» имиджу Шон Коннери постоянен в своих вкусах. Вот уже много лет он живет с женой француженкой Мишлин на уединенной роскошной вилле в Испании, где самым любимым его развлечением остается гольф.
«Терпеть не могу светские манеры отъевшихся людей», — заявил актер в одном из интервью. - «Я люблю бывать один. И знаете, чего очень не люблю? Когда обо мне много говорят. Я никому никогда не причинил ала. Во всяком случае, преднамеренно. Самая простая истина в жизни - обходись с людьми так, как бы тебе хотелось, чтобы они обращались с тобой» .
Этой заповеди Шон Коннери верен всегда.
Яркий пример тому — его благотворительная деятельность. Несмотря на то, что британская киноиндустрия не в силах заплатить Коннери его обычный гонорар за съемку в английском фильме (для справки: он заработал в 1989-90 гг. 35 млн. долларов и считается одним из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда), Шон Коннери оказывает большую финансовую помощь британской культуре: 50 тыс. фунтов он направил на развитие Национального молодежного театра.
Александр Федоров, Георгий Самсонов
Впервые опубликовано в журнале «Видео-Асс экспресс» (Москва): Федоров А., Самсонов Г. Шон Коннери: живая легенда // Видео-Асс экспресс. 1994. N 26. С.4-9.