Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Дина Корзун и душа

Дина Корзун и душа
Душеспасительная комедия Софи Бартез «Замерзшие души». В главных ролях заняты такие актеры, как Пол Джаматти, Дэвид Стрэтэйрн, Дина Корзун, Кэтрин Уинник, Лорен Эмброуз и Эмили Уотсон.

Награды
Приз Полу Джаматти за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 2009.

Цитаты из прессы
«Удивительный, необычный фильм… Прекрасная, ухабистая поездка»
Курт Лодер, MTV.com
«Прелестная сказка… Абсолютно смешное кино»
Стивен Холден, The New York Times
«Наслаждение, которое надо смотреть обязательно. Пропустить нельзя»
Entertainment Weekly
«Прекрасное сочинение… Пол Джаматти выжимает все из роли, за которую многие отдали бы жизнь»
Логан Хилл, New York Magazine
«Восхитительно оригинальное кино, навевающее мысли… Глубокие вопросы сопровождаются быстрыми взрывами смеха. Возможно, это лучшая роль Джаматти за всю его карьеру»
Джеймс Рокки, Cinematical
«Мне очень-очень-очень понравились «Замерзшие души». 5 баллов!»
Уитни Борап, Film Threat
«Поразительный режиссерский дебют: смешной, провокационный и меланхоличный одновременно»
Маршалл Файн, The Huffington Post
«Амбициозный, поразительно снятый, безупречный в плане интонации кинодебют. Внимание: этот фильм заставляет призадуматься»
Манола Даргис, The New York Times

После изматывающих репетиций чеховского «Дяди Вани» Пол чувствует себя эмоционально опустошенным. Неожиданно он узнает о существовании в Нью-Йорке частной лаборатории «Хранилище душ», предлагающей всем желающим избавиться от душевных страданий путем извлечения непосредственно самой души. Пол решается на необычный эксперимент и извлекает свою душу, которая по форме и размеру оказывается удивительно похожей на горошину. Поняв, что жизнь без души ему не нравится, Пол берет напрокат душу сомнительного русского поэта и попадает в странный причудливый мир. Дела принимают совсем неожиданный оборот, когда Пол решает вернуть свою душу и знакомится с русской девушкой Ниной, нелегально перевозящей души из России в Америку. «Замерзшие души» - это трип в потаенные глубины человека в поисках себя, сдобренный изрядной долей иронии и юмора.

Комментарий режиссера и автора сценария - Софи Бартез

Три года назад я случайно наткнулась на старое издание книги Карла Юнга «Современный человек в поисках души». По Юнгу, драма современного человека заключается в его нежелании использовать все, что было дано ему свыше. Он старается подавить в себе душевные переживания, называя это свободой, но в итоге вынужден как древнегреческий Сизиф снова и снова тащить тяжелый камень на гору. В ту ночь, когда я дочитала эту книгу, мне приснился странный сон.
В этом сне я стояла в очереди к врачу в странном футуристическом офисе. В руках у меня, также как и у всех людей в очереди, была коробка. Секретарь объяснил, что в коробке у каждого находится его только что извлеченная душа. Доктор должен обследовать ее на предмет возможных проблем. Передо мной в очереди стоит Вуди Аллен. Когда подходит его очередь и коробка открывается, он видит, что в ней лежит маленькая желтая горошина. Вуди Аллен разъярен, он уверен, что произошла ошибка, его душа не может быть горошиной! Меня охватывает волнение и я открываю свою коробку… И на этом месте я просыпаюсь.
Я очень много думала об этом сне и даже рассказала его своему другу и партнеру Андрею Пареху. В итоге, я решила написать сценарий, основанный на этом сне потому, что он никак не выходил у меня из головы. Все мои любимые фильмы похожи на сны – их можно по разному интерпретировать и переосмысливать.
Сначала я хотела написать сценарий для Вуди Аллена, но потом отказалась от этой идеи – скорее всего, я бы не смогла к нему пробиться. Через какое-то время я посмотрела фильм «Американское великолепие» и была настолько впечатлена игрой Пола Джаматти, что решила написать сценарий для него. В 2006 году я выиграла конкурс на лучший сценарий на фестивале в Нантакете и по счастливой случайности встретила там Пола Джаматти, который вручал приз Александру Пейну и Джиму Тэйлору.
В «Замерзших душах» рассматриваются различные философские концепции, однако я не хотела, чтобы фильм был чересчур серьезным. Очень большое влияние на меня оказали сюрреализм и поэтическая фантастика, что отразилось на картине. «Замерзшие души» - это экзистенциальная трагикомедия с элементами абсурда, сатиры и черного юмора, но также и с медитативными меланхоличными моментами. Действие фильма происходит зимой в Нью-Йорке и Санкт-Петербурге. Города и пейзажи (зимний Брайтон Бич и ледяные пейзажи России) играют важную символическую роль, отражая внутреннее состояние главного героя.
Идея извлечения души и сдачи ее же в аренду (доктор Флинтстайн с гордостью именует ее «прогрессом и триумфом разума») оказывается нежизнеспособной – донор души Ольга не может смириться с чувством внутренней пустоты. Основной транспортировщик душ Нина опустошена, ее организм часто отвергает души, которые она перевозит, как несовместимые трансплантированные органы. У Пола также непродолжительная эйфория сменяется острым разочарованием и пустотой.
Пытаясь убедить Пола извлечь душу, доктор Флинтстайн приводит убедительный аргумент - «Беспокойная душа – это опухоль, которую лучше удалить!» По мнению доктора, человеческое тело представляет собой скелет, обернутый мускулами, наполненный органами и управляемый мозгом. От души только одни неприятности. Поэтому фильм и начинается цитатой французского философа Рене Декарта: «Душа находится в маленьком гланде в середине мозга».
Мне кажется, что стремление искусственно избавиться от душевных страданий (путем употребления наркотиков, извлечения или аренды души) является частью поиска лучшей жизни. Депрессии и нервные срывы ведут к самоанализу и рефлексии, а соответственно к новым душевным мукам. Это можно назвать болезнью, а болезнь, как известно, надо лечить. Возможно, душа – это странный мускул, который нужно или увеличивать или наоборот стараться уменьшить.

Комментарий оператора – Андрей Парех

Визуальное решение «Холодных душ» было продиктовано сценарием, который я считаю поэтичным и меланхоличным произведением с большой долей юмора. В этом фильме я очень много использовал естественное освещение. Источниками вдохновения послужили работы Билла Хенсона, Фрэнсиса Бэйкона, а также рисунки Деборы Тубервилль. Зимнее освещение, особенно яркий, как бы «хрустящий» свет Нью-Йорка в декабре и мягкий разфокусированный свет в России и определили цветовую гамму картины как мягкую и пастельную, а не яркую и контрастную. Это фильм о душе, и поэтому мне не хотелось делать особенный акцент на каком-то драматическом моменте, который и так достаточно сильно выделен в сценарии.
На съемках фильмах я хотел добиться простоты и элегантности, не выпячивать освещение и не концентрировать его на актерах, таким образом предоставляя режиссеру и актерам больше времени на съемочной площадке. На каждом фильме я адаптируюсь к ситуации и не придерживаюсь определенного четкого плана. Мы с Софи работали как партнеры и снимали соответственно, насколько это позволяло время и бюджет. В идеале, работа оператора должна привлекать внимание не к себе, а способствовать раскрытию персонажей.

О съемках

После того, как Софи Бартез получила приз за лучший сценарий (вдохновленный ее сновидением) на кинофестивале в Нантакете 2006 года, она и оператор Андрий Парех объединили силы с продюсерскими компаниями Touchy Feely Films и Journeyman Pictures, которые возглавляли Пол Джаматти, Элизабет Джаматти, Дэн Кэрри и Пол Мизи и Джереми Кипп Уокер, соответственно. «Когда Пол и Лиз вернулись с фестиваля в Нантакете и рассказали про встречу с Софи и про ее проект, я сразу же понял, что Пол должен играть в этом фильме, а наша компания должна его продюсировать», - вспоминает продюсер Дэн Кэрри. Продюсер Элизабет Джаматти добавляет: «Когда мы встретились с Софи в Нью-Йорке, она принесла с собой огромную папку рисунков и фотографий, связанных со сценарием и у нас сразу же сложилось четкое представление о том, каким должен быть ее фильм. Мы просто не могли устоять перед ней. Очень редко можно встретить автора со сложившейся эстетикой и четким видением будущей картины. Мы сразу же поняли, что Софи особенная.»
В январе 2007 года авторы проекта были приглашены в сценаристскую и режиссерскую мастерские Института Сандэнс. Именно тогда Бартез и Парех впервые встретились с некоторыми из своих будущих соавторов – монтажером Эндрю Мондсхайном, художником Эриком Лэхи, создавшим аппарат для извлечения душ и музыкальным супервайзером Трэйси Макнайт, которая привела в картину композитора Дикона Хинчлиффа.
«Замерзшие души» – уже четвертая совместная работа Софи Бартез и Андрея Пареха. По словам Софи, они безгранично доверяют друг другу. «Мы одинаково чувствуем. Нам нравятся одни и те же фильмы, картины и фотографии. На съемках мы можем в чем то не соглашаться друг с другом, но тем не менее я всегда инстинктивно чувствую, что пытается сделать Андрей, а Андрей так же понимает, что хочу сделать я. Я считаю, что мы нашли идеальный баланс, и хотя при создании фильма у нас были разные задачи – я автор сценария и режиссер, а Андрей – оператор и продюсер, «Замерзшие души» - наш общий фильм.»
Съемки «Замерзших душ» были назначены на зиму 2007-2008 года. Незадолго до этого проект принял участие в ежегодном кинорынке «Без границ» Ассоциации независимых кинематографистов (IFP). Так, к команде продюсеров присоединилась Шарлотта Микки из компании Maximum Films, а чуть позже – французские компании Memento Films Production и Arte France Cinema.
Известный кастинг-директор Дэниэл Сви помог подобрать прекрасный актерский ансамбль – Пола Джаматти, Дэвида Стрэтэйрна, Дину Корзун, Эмили Уотсон, Лорен Эмброуз и Кэтрин Уинник. «У нас с Софии было четкое представление о том, какие актеры должны участвовать в фильме, - вспоминает Сви. - Нельзя было допустить ни единой фальшивой ноты. Именно поэтому мы искали настоящих русских актеров – американцы, которые бы изображали русских нам категорически не подходили. Каких-то артистов мы нашли в России, а каких-то – среди живущих здесь в Америке, в Нью-Йорке и Лос Анджелесе.»
Главную роль в фильме исполнил Пол Джаматти, под которого Бартез и писала сценарий. «Мне нравится писать под определенного актера. Хороший артист всегда очень вдохновляет, а о таком артисте как Пол можно только мечтать. Диапазон его актерских возможностей, восприимчивость и интеллект просто сражают наповал».
«Больше всего в этом проекте меня привлекло то, насколько приземленно и бесстрастно рассказывается совершенно фантастическая история, своеобразное сочетание несочетаемого, - говорит Пол Джаматти. - Невероятность происходящего нивелируется повседневностью.» «На интонацию картины безусловно повлияло мое увлечение театром абсурда», - говорит Бартез. - Меня восхищает атмосфера в пьесах Эжена Ионеско, Сэмюэля Беккета и Жана Тардье. В них соединяется комедия, сатира, ирония, меланхолия и трагедия – герои предстают в странных, зачастую безвыходных и ужасных ситуациях, а диалоги балансируют на грани абсурда».
Съемки «Замерзших душ» должны были проходить в два этапа – в Нью-Йорке и Санкт-Петербурге. В 2005 году Бартез и Парех побывали в северной столице и уже тогда оценили ее потенциал для картины. «Я выросла на книгах Ахматовой, Чехова и Гоголя. Санкт-Петербург всегда представлялся мне городом поэтов», - говорит Бартез.
Для воссоздания одновременно реалистичной и фантасмагорической атмосферы фильма, авторы выбрали несколько мест натурных съемок в Нью-Йорке, в том числе заброшенную школу в Бруклине, зимний пляж Брайтон Бич, воздушную железную дорогу на острове Рузвельт. Таким образом, в фильме можно увидеть непривычную потаенную сторону Нью-Йорка.
«Нам с Софи несказанно повезло, потому что в нашем распоряжении было больше года на подготовку фильма, а не несколько месяцев как обычно, - вспоминает Андрий Парех. - Мы бесконечно что-то придумывали, спорили, репетировали в режиссерской мастерской Сандэнса. Живя в Нью-Йорке, мы постепенно составляли список мест, где хотели бы снимать. Мы собирали все наши любимые картины и фотографии в одну папку, из которой, собственно говоря, и вырос фильм».
«В работе я стараюсь быть естественным, - продолжает Парех, - и поэтому всегда начиная с выбора натуры, поскольку физическое пространство сразу наполняет жизнью абстрактный мир сценария. В случае с «Замерзшими душами» натура превзошла все ожидания. Нашему локейшн-менеджеру Джеффу Брауну удалось найти места, идеально подходящие для картины. Например, заброшенная школа на острове Рузвельт стала хранилищем душ. Эта натура давала мне и художнику огромный простор для фантазии».
««Замерзшие души», безусловно, один из самых интересных, необычных и увлекательных проектов в моей карьере, - вспоминает художник-постановщик Бет Микл. - Сценарий Софи Бартез подразумевал невероятный визуальный ряд. Для того, чтобы воссоздать его на экране с нашим небольшим бюджетом требовались огромная находчивость, изобретательность и множество творческих идей. Очень часто мы создавали футуристический мир картины практически из подручных материалов. Я считаю, что общими усилиями мы справились с задачей, и нам удалось создать неповторимую визуальную атмосферу. Для меня «Замерзшие души» – прекрасный пример того, чего можно добиться с помощью креативного мышления, не обладая большим бюджетом».
Съемки в Петербурге стали для авторов фильма определенным испытанием. «Февраль в России явно не лучший месяц для съемок, - вспоминает продюсер Джереми Кипп Уокер, - хотя не могу не отметить высочайший профессионализм наших российских партнеров из компании «Глобус Фильм». Санкт-Петербург – просто потрясающий город, он идеально подошел под сценарий Софи. Мне кажется, что наш фильм был бы совершенно другим, если бы вместо Петербурга мы бы снимали в каком-нибудь другом городе».
После окончания съемок и монтажа фильма Дикон Хинчлифф начал работать над саундтрэком. «Обычно когда я пишу музыку к фильму, то руководствуюсь одним сценарием и не смотрю отснятый материал. Такой подход оставляет больше простора для фантазии».

«Кино без границ»
Просмотров: 655
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: