Жил в стародавние времена гончар Гридя. В работе умелый, с людьми приветливый, лицом пригожий. Мастерил игрушки да свистульки разные для детей, украшал их затейливой и яркой росписью. Но вот однажды отворилась дверь в его избу — вошла красна девица. Назвалась Любой. И полюбил он ее с первого взгляда. Только невдомек ему было, что перед ним Снегурка—одна из озорных внучек Деда Мороза — и что именно она уже являлась раз в его жарко натопленную избу в прозрачном, холодном сиянии своего волшебного облика...
О том, как Снегурка стала Любой, поселилась среди людей, полюбила всем сердцем простого паренька—гончара Гридю, и рассказывает фильм «Ледяная внучка». Поставил его по своему сценарию режиссер Б. Рыцарев, последовательно работающий в жанре киносказки («Волшебная лампа Аладдина», «Принцесса на горошине», «Подарок черного колдуна»— это его работы). Как и недавняя картина Б. Рыцарева «Иван да Марья», новый фильм основан на мотивах русского фольклора. «Ледяная внучка»— это рассказ о любви, которая способна творить чудеса. Гончар Гридя огнем своего сердца растопил ледяную душу Снегурочки.
Весна, весна, замыкай зиму,
Замыкай зиму,
Отмыкай лето,
— звучит песня-веснянка, которой девушки отпугивают морозную непогоду. Потому что лето и зима здесь не просто времена года. Это тоже своеобразные персонажи, которым в фильме принадлежит важная роль.
Зима дует ветрами, кружит метелями. Она леденит сердце, не отдает Снегурочку людям. Лето отогревает душу, приносит веру в добро, в счастье. Стремясь сделать эти персонажи как бы реально присутствующими в кадре, оператор фильма А. Кириллов и художник Н.Терехов используют разнообразную палитру красок — от мрачных, холодных тонов до яркой, праздничной многоцветности. С каждым новым поворотом сказочного сюжета меняется и живописная палитра фильма. Кружится над сугробами хоровод прозрачных Снегурок, ослепительно холодно светит далекое зимнее солнце, и белые искрящиеся снега, кажется, навечно покрыли землю. От приветливой яркости и пастельной мягкости полутонов пейзажей в сценах, где Гридя встречает Любу, влюбляется в нее, а потом увозит ее на удалой тройке навстречу счастью, оператор переходит к тревожно тусклым, однообразным цветам в эпизоде Погони княжеских стражников за Любой и ее женихом.
В финале Люба, разуверившись в людях, снова становится Снегуркой—страшной в своей мести волшебницей. От ее прикосновений замерзает князь, ледяными изваяниями становятся избы, люди... Душевному состоянию героини соответствует и тревожная музыка П. И. Чайковского, усугубляющая атмосферу безысходности, переданной в гаснущих красках вечернего леса, в угасающих лучах солнца, в преобладании мрачных тонов...
Главные герои фильма Люба (С. Орлова) и Гридя (А. Градов) просты, как и сама сказка. Слова бесхитростны, мысли открыты. Хрупкая, нежная и доверчивая Люба, потрясенная коварством, с которым ей пришлось столкнуться, готова упорхнуть, снова превратиться в призрачную Снегурочку. Зато крепко стоит на земле, мужественно борется за свое счастье добрый и справедливый Гридя. Лирические интонации фильма неотделимы от комедийных. С лукавым юмором играют Б. Сабуров и Л. Шагалова деда и бабку. Они ни минуты не могут усидеть спокойно, без шутливой перебранки—вот и спор-уговор «кто кого перемолчит» приводит к большой кутерьме. Хорошие старики, но попутал их нечистый, захотелось пожить богато, выдать названую внучку Любу аж за самого князя. Тут начинаются драматические перипетии сюжета.
В образе князя (А. Филозов) как бы персонифицированы силы зла, несправедливость. Но, как и во всякой сказке, им не удается одолеть любовь, искренность, взаимную преданность юных героев. Добро сильнее зла, утверждает этот простой и поэтичный фильм-сказка.
Зима отступит перед весной, а потом придет лето—первое лето для внучки Деда Мороза. Увидит Люба зеленые деревья, нежно-голубое небо, солнце, которое в тысячу раз жарче гончарной печи ее любимого, впервые коснется цветов, которые он собрал для нее, о которых рассказывал еще зимой, под завывание метели.
М.Земнов
«Советский экран» № 6, 1981 год