Около полусотни фильмов - комедий, детективов, триллеров, пародий - за семьдесят с лишним лет. Таков на сегодняшний день баланс одного из самых кассовых режиссеров французского кино - Жоржа Лотнера. Было время (на рубеже 80-х), когда в наш прокат вышли сразу пять его фильмов, что, разумеется, не прошло незамеченным. Публика до отказа заполняла кинозалы, а критики (в том числе и автор этих строк) дружно упрекали Лотнера в эстетизации насилия и возмущались, что смерть подавалась им порой как один из аттракционов «черного юмора»...
Обожали раздел ботаники на уроках биологии? Вы не из тех, у кого умирают комнатные растения, потому что вы разбираетесь в них и знаете, как ухаживать? С детства любите природу, а, может, даже связали с ботаникой свою жизнь? Тогда предлагаем вам попробовать свои силы, пройдя наш тест по базовой ботанике. И время прекрасно проведете, и кое-что новое узнаете! Источник
На фоне нынешних «рыночных» российских боевиков полупародийные ленты Жоржа Лотнера «Жил-был полицейский», «Полицейский или бандит» и «Незадачливый» по части профессионализма кажутся почти недосягаемыми вершинами. А с точки зрения черного юмора «Криминального чтива» Квентина Тарантино возня с трупом в лотнеровском фильме «Никаких проблем» кажется, вообще, «папочкиным кино»...
Впрочем, вернемся к самому Лотнеру. В 30 лет он был уже хорошо известен в «узких кругах» парижских кинематографистов сначала как ассистент режиссера, а потом как автор нескольких короткометражек. Его полнометражный дебют в кино состоялся в 1958 году, совпав по времени со становлением «новой волны» французского экрана. Это была комедия «Прыщавая малышка». Поставив несколько фильмов с участием Бернара Блие («Шагай или сдохни», «Умолкните, барабаны», «Седьмой присяжный»), Жорж Лотнер поставил коммерчески весьма успешный сериал о «черном монокле».
Блестяще овладев ремеслом развлечения, Ж.Лотнер из фильма в фильм делал ставки на звезд - будь то дуэт Лино Вентуры и Бернара Блие в «Наемных убийцах» и в «Агентах тайной полиции», Луи де Фюнеса и Мишеля Серро («Во сырой земле похороненный») либо соло Мирей Дарк, Жана Габена, Миу-Миу или Пьера Ришара...
Мирей Дарк вносила лирические нотки в пародийные и комедийные ситуации, хотя иногда, как в мрачноватом триллере «Ледяная грудь», она вынуждена была играть несвойственную ее имиджу психопатологическую роль убийцы-сомнамбулы. Миу-Миу непридужденно чувствовала себя в стихии черного юмора ленты «Никаких проблем», не без погрешностей вкуса пародировавшей драму Фолкера Шлендорфа «Убийство умышленное и непреднамеренное» (1966). Орнелла Мути в «Смерти негодяя» пленяла зрительный зал красотой зеленоватых глаз, талантливо подчеркивая достоинства своего знаменитого партнера Алена Делона, игравшего благородного мстителя, сражающегося со Злом. Эта картина вместе с предыдущей совместной акцией Лотнер-Делон («Ледяная грудь») как бы выпадала из пародийно-комедийного хороводы большинства лотнеровских сюжетов 70-х-80-х годов. По-видимому, романтический образ Делона потребовал от режиссера, выступавшего в этих лентах и автором сценария, подходящей для суперзвезды драматургии.
Быть может, потому сотрудничество Лотнера с Делоном было недолгим. Зато с не менее маститым Жан-Полем Бельмондо режиссер, похоже, нашел общий язык. Приходится только удивляться тому, что эта встреча произошла так поздно - в 1979 году. Ведь Бельмондо еще с начала 60-х чувствовал себя в комедийно-пародийной стихи как рыба в воде. Так или иначе, пародийность «Полицеского или бандита» («Кто есть кто»), основанная на штампах детектива и полицейского триллера вынесла на гребень успеха фигуру своего рода французского агента 007 - комиссара Боровица. По такому же принципу, только с большим креном в сторону комедии, был поставлен и «Незадачливый» («Игра в четыре руки»), где персонаж Бельмондо снова попадал в самые пикантные ситуации. Упругий ритм этих лент, короткий, «клиповый» монтаж, «хитовая» музыка, яркие краски, ошеломляющие трюки безотказно приковывали публику разных стран. Детища тандема Лотнер-Бельмондо в течение нескольких месяцев занимали верхние строчки в списках бестселлеров французского и европейского проката. После небольшого перерыва на непритязательную комедию положений с Миу-Миу («Резонно ли это?»), оперативно снятую в том же авторском составе (композитор Филипп Сард, оператор Анри Декэ), Жорж Лотнер вернулся с Бельмондо, чтобы снять, пожалуй, один из самых нашумевших фильмов в своей карьере - «Профессионал».
Помню, наше телевидение тех лет порадовало поклонников «Кинопанорамы» фрагментом из этой картины. Под завораживаще печальную музыку Эннио Морриконе на одной из парижских улиц встречались в смертельном поединке двое - объявленный вне закона сотрудник спецслужбы Жосс (Жан-Поль Бельмондо) и его бывший коллега (Робер Оссейн), получивший задание убрать своего давнишнего приятеля... Камера на какие-то мгновения заглядывала в их глаза, потом опускалась вниз, к рукам, в которых были плотно сжаты револьверы. Каждый из героев медлили стрелять первым... А музыка все звучала. И, казалось, еще миг, и они, отбросив к чертям собачим вражду и чьи-то дурацкие приказы, по-мужски обнимут друг друга, но...
Словом, сильно сыгранный и поставленный эпизод «Профессионала» обещал встречу с незаурядным фильмом, горьким и глубоким по мысли, психологически сложным. Жаль, что на деле вышло иначе. А ведь прекрасные актеры, будь у них драматургические возможности, могли бы это сыграть, да еще как! Но Ж.Лотнер предпочел привычную дорогу лихого боевика, изменив накатанной колее, помимо описанного эпизода, лишь в самом конце картины, где ее сверхпобедительный ерой неожэиданно, вопреки всем прежним стереотипам, терпел поражение...
Через три года состоялась еще одна встреча Лотнер-Бельмондо в водевиле «Веселая пасха». К знакомому по «Полицейскому или бандиту» дуэту Бельмондо и Мари Лафоре добавилась юная звезда Софи Марсо, сыгравшая в «Веселой пасхе» роль мнимой дочери главного героя. Поставленная с чисто французской фривольностью и комедийным блеском, картина давала бенефисную возможность для всех трех актеров. Каждый из них максимально использовал представившийся шанс улучшить настроение себе и зрителям...
В 90-х Лотнер работает, на мой взгляд, без прежнего энтузиазма. Комедия «Служба размещения», действие которой происходит в отеле, вышла довольно монотонной и не слишком смешной. А детектив с Жан-Полем Бельмондо «Незнакомец в доме» получился слишком уж академичным, даже скучноватым.
За последние 10-15 лет Жорж Лотнер поставил еще несколько фильмов, в частности «Ковбоя» и продолжение сенсационной «Клетки для безумцев» Эдуара Молинаро. Его картины «Измененная жизнь Жерара Флока», «Уничтоженный дом» и «Допустимая опасность» еще раз доказали, что слово «профессионал» относится не только к главному герою, сыгранному Бельмондо. И сегодня вряд ли кто-то из нас упрекнет Жоржа Лотнера за такие слова : «Меня вгоняют в скуку психологические штуки. Я пытаюсь развлечь людей, которые скучают от серьезных проблем. Я всегда старался быть режиссером, имеющим коммерческий успех».
Честное признание, лишенное амбициозных претензий. Впрочем, смотрите фильмы Лотнера и решайте сами...
Александр Федоров