Получить постановку полнометражного фильма в 24 года трудно даже во Франции. Во всяком случае, в 1980-х лишь два молодых режиссера - Лео Каракс и Люк Бессон - дебютировали в таком «нежном» возрасте.
Начиная с фантастической «Последней битвы», фильмы Люка Бессона получали противоречивые отклики во Французской прессе. Критик М.Тубен был, к примеру, убийственно категоричен: «Быть молодым и не мочь ничего сказать - никогда не было извинением для того, чтобы снять плохой фильм». Ж-П.Блей оказался более снисходительным. «Вот кинематографист блестящий, но пустой, - писал он в энциклопедии «900 современных французских режиссеров». - У Бессона есть талант, чтобы создать видимость чего-то, когда не происходит ничего».
Фильм "Ангел А” можно отнести к серии фильмов о личностном росте и самопознании, он учит задуматься над жизнью и подойдёт тем, кто хочет разобраться в себе, у кого сложная ситуация... В нём даются знания о том, с чего нужно начать для того, чтобы быть успешнее в жизни, как правильно относиться к самому себе. Мы поговорим подробнее о данном фильме тут, проанализируем его и попытаемся понять, что же нам хотел сказать режиссер.
По поводу таланта и блеска с Ж.-П.Блеем, бесспорно, согласится всякий, кто видел хоть один из фильмов Л.Бессона. Его «Подземка» завораживает своеобразной «клиповой» эстетикой, где почти каждый эпизод становится эффектным аттракционом виртуозного монтажа, музыки, цвета, света, непредсказуемой пластики движений героев в исполнении превосходного дуэта Изабель Аджани и Кристофа Ламбера.
Герои «Подземки» живут в причудливом и странном мире «служебных помещений» парижского метро, где находится место полицейскому участку, воровской «малине», музыкальным репетициям и концертам и, разумеется, пассажирам. Люк Бессон вовсе не стремится к убедительности психологических мотивировок и глубине проникновения в характеры своих героев. Это вполне условные, хотя и чрезвычайно броско поданные фигуры - будь то аутсайдеры общества либо оказавшаяся среди них избалованная жена преуспевающего бизнесмена.
Л.Бессон строит свой фильм, как увлекательную игру, заставляя раскручиваться действие подобно упругой пружине. Вовремя разряжая накапливающееся напряжение преследования, режиссер словно подмигивает зрительному залу.
Снимать кино для него - видимое наслаждение. Будто в пику академическому киноведению, богатому на многословные рассуждения о сложностях и трудностях творческого процесса, Люк Бессон с элегантной легкостью создает на экране атмосферу ироничной и насмешливой пародийной стилизации. При этом фильмы Л.Бессона отнюдь не производят впечатления рассудочно-холодных. Они проникнуты чувственностью, особенно в актерской игре, где ощутим дух импровизационной свободы.
Что касается «пустоты» фильмов Л.Бессона, то она кажется мне мнимой. Бесспорно, в его картинах нет новых, оригинальных философских идей. Однако обращение к вечным темам и проблемам с акцентом на поисках формы представляется вполне оправданным.
В этом смысле «Голубая бездна» выглядит впечатляющей антологией приключенческих сюжетов мирового (и, прежде всего, - французского) экрана, связанных с морской стихией. Вспомним хотя бы «Авантюристов» (в нашем прокате – «Искатели приключений») Х.Джованни и Р.Энрико с их гимном мужской дружбе и романтической любви, морскими пейзажами и захватывающими спусками в океанские пропасти...
История двух чемпионов по нырянию без акваланга - француза и итальянца, влюбленных в одну и ту же женщину, очень напоминает слаженное трио «Авантюристов» в исполнении Алена Делона, Лино Вентуры и Джоан Шимкус.
В «Голубой бездне» оператор Карло Варини вновь мастерски использовал возможности широкого экрана.
Совершенная съемочная аппаратура позволяла беспрепятственно проникать в черную глубину моря, хотя, быть может, увлечение технической стороной дела привела к некоторым длиннотам этой красивой картины, в которой Люк Бессон по-прежнему обнаружил хорошее чувство юмора.
Следующим фильмом Люка Бессона стала «Никита». Это славянское носит главная героиня «крутого» криминального триллера.
... К осужденной на смерть заключенной приходит представитель секретной государственной организации и предлагает ей сделку: взамен на сохранение жизни стать профессиональным агентом-убийцей.
Молодая актриса Анни Парийо, сыгравшая главную роль в этой ленте, хороша собой, отлично подготовлена для головокружительных каскадерских эпизодов, что отнюдь не мешает ей эмоционально и искренне вести драматические сцены, требующие психологического проникновения в образ. Триллер Бессона стал одним из кассовых боевиков сезона.
Затем режиссер взялся за новую перелицовку известной сказки «Красавица и чудовище» под названием «Леон». Бессон превратил Чудовище в наивного и доброго в душе профессионального киллера, а Красавицу - в обаятельную девчушку, у которой злые гангстеры убили родителей и брата. Поставив фильм в США, на английском языке, Л.Бессон наглядно продемонстрировал, что может блестяще имитировать американские гангстерские триллеры, наполняя их европейской изысканностью стиля и подтекста.
Каким будет следующий шаг Люка Бессона?
Ответ на этот вопрос остается открытым...
© Александр Федоров, 1994