1983 год. По телевизору робко упоминают десятилетнюю годовщину программной речи Магнето (Майкл Фассбендер) возле Белого дома, когда он призвал братьев-мутантов к войне с не принимающими их людьми. Сам урожденный Эрик Леншерр скрывается в Польше, трудится на сталелитейном заводе и мирно живет в домике в лесу с женой и дочерью (та командует животными не хуже Белоснежки из мультфильма). Прикованный к инвалидной коляске телепат Чарльз Ксавье (Джеймс МакЭвой) множит фронт работы своей школы для «необычных детей» и мечтает о будущем, когда и ребятня без суперспособностей тоже будет учиться в этих стенах. Ставшую для многих юных мутантов иконой Мистик (Дженнифер Лоуренс) занесло в Германию, где на потребу публики в подвале сражаются Курт «Найткроулер» Вагнер (Коди Смит-МакФи) и Ангел (Бен Харди). В это время в Каире, в подземелье на заднем дворе у коверной лавки, пробуждается от многовекового сна прото-мутант Эн Сабах Нур (загримированный под синего Жерара Депардье Оскар Айзек), более известный как Апокалипсис. Выкачав всю полезную информацию о XX веке из телевизора, он отправляется на поиски четырех вассалов-всадников (всадников Апокалипсиса!), чтобы уничтожить всех человеков и начать новый виток истории Земли.
Так, в мир мятущихся и сомневающихся современных «богов» врывается древнее божество, в разные времена именовавшееся по-разному (например, Ра), готовое подчинять и испепелять (преимущественно - потому, что может), а в киновселенной Людей Икс начинается своя Эра Альтрона, инкрустированная братским противостоянием мутантов. В кинберговской формулировке конфликт также принимает характер идеологического противостояния сурового древнего бога с похожим на Иисуса Ксавье, а заодно - востока (Ближнего) с западом (преимущественно американским). Впрочем, режиссера Брайана Сингера настолько больше интересует полет в небесах исполинских предметов и крупные планы супергеройских глаз, которые все время на мокром месте, что на роль злодея сгодился бы и кто-то поменьше и изначально поскучнее.