В одном из репортажей с Каннского фестиваля показали забавный эпизод: знаменитые звезды фильмов action - швед Дольф Лунlгрен и бельгиец Жан-Клод Ван Дамм устраивают маленькое шоу на пороге лестницы Дворца фестивалей. Рядом со своими симпатичными подругами эти мощные атлеты и мастера кикбоксинга разыграли некое подобие ссоры. Фотокорреспонденты в полном восторге щелкали своими «Никонами»... Что ж, лишняя реклама не помешает даже звездам с миллионными гонорарами.
Впрочем, это сейчас миллионы, а раньше было как в классической сказке о Золушке - бедность, случайные заработки продавца пиццы, ресторанного вышибалы, таксиста, ночевки в автомобиле...
Странно, скажет читатель, ведь всё это случилось не с парнем «с морозца», а с выдающимся спортсменом, ставшим в 1980 году чемпионом Европы по контактному каратэ. Да, но всё это было в Европе, в Бельгии, в Брюсселе, где Ван Дамм провел свою молодость. Это там он был владельцем спортивного зала, желанным гостем обложек журналов и т.д. и т.п. В Америке 1981 года он был никто…
Ван Дамм (подлинная его фамилия Ван Варенбург), воодушевленный ярким примером Арнольда Шварценеггера, в начале 1980-х решил штурмовать Голливуд. Он бросил всё, продал свой зал и, прихватив с собой 8 тысяч долларов, оказался в Лос-Анжелесе, где изо дня в день пытался предложить свои спортивно-актерские услуги всевозможным продюсерам. Однако ничего не помогало: ни письма, ни фотографии, ни визиты к тогдашней жене Сталлоне Бриджит Нильсен и легендарному Чаку Норрису...
Долгих пять лет Ван Дамм оставался аутсайдером, долларов, привезенных из Европы, хватило ненадолго. Пришлось перебиваться случайными заработками. Вершиной его спортивной карьеры в те годы стала работы инструктора по самообороне. Да, даже чемпионам по каратэ, если у них нет голливудских связей и знания английского, бывает не сладко...
Но фортуна, фортуна... В 1986 году Жан-Клод Ван Дамм уговаривает владельца студии «Кэннон» (финансировавшей несколько фильмов Андрея Кончаловского) Менахема Голана попробовать его в кино. Тот согласился без особой радости. Хотя риск был не велик - лента «Не отступать и не сдаваться» стоила всего миллион долларов.
Затеряйся этот незамысловатый фильм о борьбе «хороших» и «плохих» сильных и ловких людей в общем потоке продукции класса Z, Ван Дамм наверняка получил бы «полный аут». Однако картина, практически не выпущенная в большой кинопрокат, неожиданно стала очень хорошо продаваться на видеокассетах, зрители стран «третьего», да и не только «третьего» мира, оказывается, были не прочь увидеть на домашнем экране лицо и мускулы атлетически сложенного незнакомца. 45 миллионов прибыли! После этого Ван Дамм стал получать контракты без перерыва, и его спортивная жена Глэдис (звезда бодибилдинга, с которой через несколько лет актер расстался и пустился в многочисленные любовные авантюры) могла, наконец, сбросить с себя ношу «кормилицы семьи».
«Кровавый спорт», «Киборг», «Кикбоксер», «Ордер на смерть», «Самоволка» и т.д. и т.п. в разных ракурсах демонстрировали спортивные возможности Жана-Клода. Эффектный «шпагат», точность удара мощного кулака, великолепные прыжки… Словом, сплошное удовольствие для любителей каратэ, кун-фy, кикбоксинга. Сюжет имел побочное значение. Главное, чтобы были драки, погони, перестрелки и иные атрибуты каскадерских боевиков.
Правда, в «Двойном ударе» Ван Дамм пытается расширить свое амплуа. Во-первых, он сыграл сразу две роли братьев-близнецов. Во-вторых, сделал их менее плакатными, чем это принято в лентах такого рода.
Судя по этой картине, Жан-Клод уверенно движется по пути, проторенному Арнольдом Шварценеггером. От чисто мускульно-спортивных, ролей - к работам более актерским, требующим, уже определенного кинематографического профессионализма.
После очередного боевика «Универсальный солдат» Жан Клод Ван Дамм решил дебютировать как режиссер (кстати, параллельно со Шварценеггером) фильмом «Приход нового дракона», оставив за собой и исполнение главной роли. Ван Дамм по-прежнему показал, что находится на пике физической формы.
Чуть позже актер вполне успешно стал осваивать фантастический жанр («Патруль времени» Питера Хайамса), энергии ему не занимать!
И все-таки, несмотря на успешную заокеанскую карьеру, Жан-Клод часто испытывает чувство ностальгии:
- Я - европеец, - говорит он в одном из интервью. - Здесь, в Америке, можно делать деньги, но жить нужно в Старом Свете. Мне не хватает Северного моря, пустынных песчаных пляжей, холодного порывистого ветра...
Между тем, ностальгия ностальгией, а бизнес - бизнесом. И сегодня бельгийские поклонники Ван Дамма вряд ли могут рассчитывать на возвращение «блудного сына»...