Окончив высшую киношколу, Робер Энрико к 30-ти годам был уже автором доброго десятка короткометражек, многие из которых отмечались французской кинокритикой. Кое-кто предрекал молодому режиссеру трудную судьбу «автора для избранных».
Однако в 35 лет Р.Энрико резко сменил курс, поставив по сценариям Х.Джованни остросюжетные картины «Луженые глотки» и «Авантюристы». Во втором фильме, шедшем на наших экранах под названием «Искатели приключений», Ален Делон и Лино Вентура играли мужественных охотников за морскими сокровищами. Оператор Жан Боффети снимал их на фоне романтических пейзажей, а героине Джоан Шимкус было нелегко сделать выбор...
Дж.Шимкус досталась одна из главных ролей и в следующей картине Р.Энрико «Тетя Зита», где лирическая тема вышла на первый план, достигнув пика в волнующей любовной сцене, изысканно снятой Ж.Боффети в рапидах и зеркальных отражениях. Период увлечения этой актрисой завершился у режиссера картиной со странным названием «О!» с участием Жан-Поля Бельмондо. Особого успеха лента не имела...
Отныне Робер Энрико делал ставку в основном на звезд-мужчин: Мориса Роне («Мало, больше, страстно»), Лино Вентуру («Ромовый бульвар»), Сержа Реджани («Вожаки»), Жан-Луи Трентиньяна и Филиппа Нуаре («Секрет»). Но настоящей победой режиссера стала драма «Старое ружье», признанная лучшей французской картиной года. В основе сюжета была классическая фабула: мирный человек вынужден мстить убийцам близких. При этом Робер Энрико сумел избежать штампов. Он тщательно воссоздал атмосферу последних месяцев немецкой оккупации. Камера Этьена Беккера трепетно передавала ощущение безмятежного счастья семьи врача, стремящегося вопреки всему остаться вне политики. Кадры, где под волшебную музыку Франсуа де Рубе по лесной дороге крутят педали велосипедов улыбающиеся отец (Филипп Нуаре), мать (Роми Шнайдер) и дочь, невозвратимой ностальгией вспыхивали на экране всякий раз, когда обезумевший от горя герой вспоминал свое навсегда перечеркнутое нацистами прошлое… Во второй половине картины у героя Филиппа Нуаре почти не было слов: застывшая боль в глазах, интуитивно точные движения еще недавно расслабленного грузного тела, руки, крепко сжимающие оружие...
Ни до, ни после Роберу Энрико не удалось достичь столь впечатляющего художественного результата.
Картина «Орел или решка?» оказались не более чем двусмысленной историей двух пожилых персонажей (Ф.Нуаре и М.Серро), спровадивших на тот свет своих жен и умиротворенно отправляющихся в морское путешествие. «Красная зона», несмотря на очевидную публицистическую смелость и участие талантливой Сабин Азема, не смогла, на мой взгляд, выйти за рамки добросовестной иллюстрации к газетной заметке об очередных кознях мафии. «Все мои имена», «Уставшая война», «После долгих колебаний» были поставлены с присущим Роберу Энрико профессионализмом, но тоже ничем не потрясли кинематографический и зрительский мир.
Что ж, у творческой личности, кроме взлетов и неудач, могут быть и проходные работы. Трудно заранее предугадать «орел» или «решка». У каждого свой шанс...