По уже сложившейся традиции
Александр Анатольевич «сбежал» от юбилея и в настоящее время находится на далеком озере, где курит трубку и удит рыбу. «Для меня это самый лучший сценарий, какой только может быть», — заверил виновник торжества, принимая поздравления ИТАР-ТАСС.
«В какую компанию ни придешь, всюду только и слышишь: "Ну, Шура, давай”, — не раз признавался Ширвиндт. "Как эксперт авторитетно заявляю, — утверждает он, — редко кому удавалось не превратить свой праздник в общую тоску и занудство”.
Похоже, роль тамады на собственном торжестве Ширвиндта прельщала меньше всего, вот он и ушел в леса заниматься более приятными для себя делами. "Шура — отменный рыбак, к тому же очень удачливый”, — говорит о своем друге и коллеге Михаил Державин.
Еще Ширвиндт отличный автомобилист. Свою первую машину он приобрел на гонорар, полученный за дебют в кинематографе. Это была картина "Она Вас любит”, снятая в 1956 году.
А ведь все могло пойти по совершенно иному руслу. Дело в том, что по логике вещей Александр Анатольевич должен был стать музыкантом. На самом деле, кем же еще быть сыну, отец которого скрипач. "С детства меня учили играть на скрипочке, — подтверждает
Ширвиндт. — Я от нее все время прятался в сортире. Но в коммуналке у Никитских ворот, где вместе с нами проживали еще семь семей, долго в сортире не отсидишься. Меня оттуда быстро вышибали, и я вновь попадал в лапы скрипочки. Со мной бились шесть лет и в конце концов выгнали из музыкальной школы”. И хотя музыканта из Ширвиндта не получилось, на скрипке он все-таки играет, что не раз демонстрировал и на творческих вечерах, и в спектаклях.
Зато его актерская судьба вполне состоялась. Сразу после окончания Щукинского училища он был приглашен в театр имени Ленинского комсомола, где прослужил с 1956 по 1968 год, исполнив около 30 ролей. Играя в спектаклях Анатолия Эфроса, он затем вместе с выдающимся режиссером перешел в театр на Малой Бронной, но ненадолго. Вскоре художественный руководитель Театра сатиры, знаменитый Валентин Плучек сделал Ширвиндту лестное предложение — сыграть графа Альмавиву в "Женитьбе Фигаро”. Согласно записи в трудовой книжке, с 1 марта 1970 года актер служит в театре на Триумфальной площади. А теперь, уже без малого пятнадцать лет, и возглавляет родной коллектив.
Впрочем, какой Ширвиндт артист, знают даже те, кто никогда не был в театре. Потому что за долгую жизнь в искусстве Александр Анатольевич успел сняться во многих фильмах. И хотя ему в основном достаются роли второго плана, одним своим присутствием в кадре он уже способен обеспечить успех картине, как это случилось, к примеру, с легендарной "Иронией судьбы”.
Еще без Ширвиндта абсолютно невозможно представить отечественную эстраду. Как автор и режиссер, он работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Владимиром Винокуром и Ильей Олейниковым. Он придумал незабвенный дуэт "Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична”. Как никто, он умеет вести праздничные вечера и веселить публику.
Кроме того, он прекрасный педагог. "В архиве отыскался приказ 1959 года о зачислении меня на кафедру пластической выразительности актера, — напомнил Ширвиндт. — Глядя на мою нынешнюю комплекцию, трудно поверить, но тогда я преподавал фехтование и сценическое движение. Надо же, 55 лет прошло, невероятно! Когда спрашивают об учениках, с гордостью перечисляю: Алла Демидова, Андрюша Миронов, Наташа Гундарева, Саша Пороховщиков, Леня Ярмольник. Только в труппе Театра сатиры сейчас работают многие мои воспитанники”. Кстати, с ними Александр Анатольевич готовит спектакль, которым в начале нового сезона намерен свое 80-летие.
Его друг Марк Захаров как-то написал: "Ширвиндт — режиссер, актер и педагог, это так. Но все-таки не вполне. У него несколько другая профессия: он —
Ширвиндт”.