17 октября 1936, Одесса — 9 июня 2001, Ярославль.
Сценарист, режиссёр, актёр, оператор, продюсер.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984).
Народный артист РФ (19.10.1995).
Окончил операторский факультет ВГИКа (1959, мастерская Льва Косматова), режиссёрское отделение театрального училища имени Б.В. Щукина (1968, курс Бориса Захавы).
Работал оператором в кино и на ТВ. После института вместе с В. Железняковым снимал (как оператор) первый советский телефильм «Особый подход» (1958, реж. Михаил Григорьев, Ялта). Режиссёр-практикант на фильме «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма. Соавтор сценариев к фильмам «Развлечение для старичков», «Фуэте». Ставил радиоспектакли, спектакль в Театре-студии киноактера «Карета святых даров».
Педагог ВГИКа, профессор (1986). Секретарь СК России. Президент Московской Гильдии кинорежиссёров.
В 1996-2001 годах — Президент Международного рынка-кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге.
Савва Кулиш занимал в отечественном кинематографе особое место. Этого режиссёра нельзя причислить ни к «первому» эшелону, ни ко «второму», ни к традиционалистам, ни к новаторам, ни к реалистам, ни к авангардистам. Его фильмы куда сложнее по форме и стилю, чем излюбленная шестидесятниками «киноповесть», да и не очень реалистичны. Нет в них скрытых аллюзий, загадочных «карнавалов», присущих семидесятым.
Не вписался Кулиш и в перестройку со своей «Трагедией в стиле рок». Не вписался и в наше время: его четырёхчасовой эпос «Железный занавес» удостоился двух-трёх невнятных заметок и тихо исчез из поля зрения культурной общественности. «Меня интересует Утопия как духовное пространство», — говорил Кулиш.
Вся либеральная интеллигенция 1960-х годов бессознательно искала эту свою Утопию как спасение от Системы. И находила. Ею становилась сама идеология шестидесятничества. Но никто не осознавал её как очередную Утопию. Не осознавали и спустя много лет. Когда существуешь в ситуации борьбы, тут уж не до саморефлексии. Кулиш отказался от борьбы с системой изначально. Если и есть в его фильмах социальные конфликты, то они скорее заложены в фабулу, нежели воплощены в сюжете.
В начале 1970-х годов стало совершенно неясно, в каком направлении двигаться. Кто-то уходит в коллаж (Элем Климов), кто-то в документалистику (Григорий Чухрай, Марлен Хуциев), большинство — в партийно-государственный жанр. Фильмы же Кулиша «Комитет 19-ти», «Взлет» и даже «Сказки... сказки... сказки старого Арбата» станут почти бессознательным, но удивительно точным отражением духовной ситуации тех лет, сочетая некую эпическую помпезность с мучительным поиском контактов с Бытием и криком о несоздавшейся гармонии. Отсюда — эпичность его лент, их глобализм — неподъёмный и даже раздражающий. Космос — светлая идея, озаряющая 1960-е годы; светлое, свободное будущее, которое в то же время здесь, рядом с нами; пространство, очищенное от лжи, где царят Мир и Доверие к человеку! Вот корни утопии 1960-х годов. Это стремление воплотить на экране свою духовную родину будет преследовать Кулиша всю жизнь (он даже снимет документальную короткометражку о космосе — «Первые старты»). Ведь тогда все смыслы соберутся в едином трансцендентальном пространстве, и Главная Правда выявится, и возникнет ощущение безграничной творческой свободы, благодаря которому, во многом, состоялся «Мёртвый сезон».
1 июня 2001 года у Кулиша случился глубокий инсульт. В ночь на 9 июня он умер, не приходя в сознание.
призы и награды
1966 — МКФ к/м фильмов в Кракове (Приз "Золотой Дракон", фильм "Последние письма").
1966 — МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (Приз "Серебряный Голубь", фильм "Последние письма").
1969 — МКФ приключенческих фильмов в Софии (Премия за режиссуру, фильм "Мёртвый сезон").
Режиссер-постановщик фильма "Мертвый сезон", получившего Приз и Первую премию IV-го Всесоюзного кинофестиваля (Минск, 1970 год).
1979 — МКФ в Москве (Серебряный приз, фильм "Взлёт").
1995 — Премия мэрии Москвы (фильм "Железный занавес").
роли в кино
1990 Похороны Сталина :: француз
участие в фильмах
2000 Сергей Бондарчук (документальный)
1997 Чтобы помнили... (документальный)
архивные кадры
2006 Документальная камера (документальный)
Режиссер
2001 Прости, прощай, ХХ век... (документальный)
1994, 1996 Железный занавес1990 Икона и топор (документальный)
1988 Трагедия в стиле рок
1982 Сказки... сказки... сказки старого Арбата
1979 Взлёт
1971 Комитет девятнадцати
1968 Мёртвый сезон
Сценарист
1994, 1996 Железный занавес1988 Трагедия в стиле рок
1987 Дикие лебеди | Metsluiged
1986 Фуэте1982 Сказки... сказки... сказки старого Арбата
1976 Развлечение для старичков1971 Комитет девятнадцати
Оператор
1962 Половодье
1961 Совершенно серьёзно (киноальманах)
1959 Особый подход
1958 Из пепла (фильм-спектакль)
Продюсер
1997-2002 100 фильмов о Москве (документальный)
1994, 1996 Железный занавес