Rene Clement
18 марта 1913 года (Бордо, Франция) — 17 марта 1996 года (Монте Карло).
Французский режиссёр, сценарист, продюсер.
Рене Клеман родился в семье архитектора. Об отце Клеман вспоминал с теплотой, постоянно подчеркивая, что именно отец научил его с малых лет противиться злу и поклоняться искусству, завещанному нам предками из глубины веков.
Рене был первым ребёнком в семье. Затем появилась сестра, спустя три года — брат Клод, который потом пошел по стопам рене, стал кинематографистом и ассистировал ему во многих фильмах 1940-1950-х годов.
Детство прошло беззаботно и счастливо. Рене был любимцем, однако "старшинство" наложило и определенные обязательства. Отец захотел, чтобы первенец унаследовал его профессию, и Рене отправился в Париж изучать архитектуру в Школе изящных искусств. Впрочем, это не шло в разрез с его увлечениями.
Бесспорно одарённый в области изобразительных искусств, Клеман, вероятно, стал бы архитектором, ваятелем или художником (и сейчас его рисунки ценятся коллекционерами), если бы с детства не был в самое сердце "пронзён седьмым искусством".
Это случилось 18 марта 1919 года, в день его рождения, когда отец подарил маленькому Рене проектор для показа крохотных, по двадцать метров каждый, фильмов.
Приехав в столицу изучать архитектуру, юноша значительную часть свободного времени проводил в кинотеатрах. Он хотел прежде всего понять, что такое кино.
Почти два года будущий режиссер только смотрел картины.
Сильнейшее впечатление на Клемана произвели советские фильмы, которые шли в киноклубах. В 1929 году таких клубов в Париже и в провинции насчитывалось уже два десятка, и они объединились в ассоциацию, возглавляемую известным режиссёром "авангарда" Жерменой Дюлак. Клеман стал членом одного из них, далеко не самого мощного.
В 1931 году, продолжая заниматься изобразительным искусством, Клеман снял на узкой пленке свои первые любительские фильмы. девятнадцатилетний Клеман поступил на курсы сценаристов и фотографов. Учёба длилась недолго: умер отец и юноша впервые столкнулся с необходимостью зарабатывать на жизнь.
Но нелёгкие обстоятельства не отвратили Клемана от кино. Овладев рядом далеких от искусств специальностей, он буквально по крохам собирал средства на оплату оборудования и плёнки. Его имя попало во вступительные титры документальных картин. Сперва как оператора, затем — как режиссёра.
В игровом кино дебют Клемана состоялся в 1939 году картиной "Береги свою левую".
В середине мая 1940 года немцы вторглись во Францию. 13 июня армия вермахта вошла в Париж, а 22 июня в Компьенском лесу было подписано перемирие, повлёкшее за собой раздел Франции.
Пробыв несколько месяцев в практически бездействовавшей армии, Клеман попал под обусловленную перемирием всеобщую демобилизацию и переехал в Ниццу, на территорию "свободной" зоны. В творчестве режиссёра произошёл резкий излом.
В дни Второй мировой войны Клеман сблизился с участниками движения Сопротивления, особенно с оператором Анри Алеканом, который только что избежал гитлеровского плена. Друзья создали несколько небольших по метражу картин.
Во время работы над документальной картиной "Те, что на рельсах" (1943), режиссёр получил "боевое крещение": с камерой в руках сорвался с паровоза, мчавшегося по мосту со скоростью 80 км/ч, и на несколько недель попал в тулонскую больницу, куда его, тяжело раненого, со сломанной рукой, доставил Алекан...
В 1942 году Клеман женился на Бэлле Гурич, которая стала его ближайшим другом, помощником и первым зрителем всех его картин. Ей первой он сообщил о своем замысле создать цикл фильмов на материале французского Сопротивления.
Патриотическое движение ширилось и охватывало все области жизни. В середине 1943 года возник подпольный комитет — "Освобождение кино". Продолжая жить и работать на юге Франции, Клеман установли связь с Комитетом, по распоряжению которого в августе 1944 года операторские группы снимали хронику освобождения Парижа от немцев. Клеман сожалел, что не мог быть среди восставших с кинокамерой в руках.
Главным завоеванием Клемана в первый послевоенный год стала картина "Битва на рельсах". 1946-й год оказался поворотным в творческой судьбе режиссёра. 5 октября, на закрытии I Международного кинофестиваля в Канне, он с любезной, но чуть недоверчивой улыбкой принял две высшие награды: Большую международную премию за лучшую режиссерскую работу, а главное — Большую международную премию за лучший художественный фильм, которым признали его "Битву на рельсах".
"Битва на рельсах" стала существенным звеном первой волны подъёма послевоенного французского кино. Однако кабальное для Франции "Соглашение Блюм-Бирнс" повлекло за собой резкий приток голливудской продукции, налоги и, как следствие, сокращение отечественного производства. Студии стали закрываться, кинематографистам стало далеко не просто получить работу. Но Клеман оказался удачливее других, именно ему выпала честь успешно начать устойчивое сотрудничество двух крупных кинематографических держав.
Закончив "Проклятых", режиссёр поехал на родину неореализма. Там, на севере Италии, он работал над фильмом, который в Париже пройдёт под названием "По ту сторону решётки", а в Риме — как "Стены Малапаги". Итальянцы посчитали картину вполне "своей" и выставили её на III международный кинофестиваль в Канне. Клеман получил премию за лучшую режиссуру.
Год 1962-й. Период "добровольного изгнания", дившийся почти семь лет, кончился. Клеман вернулся на студии Франции с честолюбивой мечтой сделать свой самый значительный фильм на материале Сопротивления, оставившего в памяти его неизгладимый след.
Режиссер
1975 Приходящая няня | A baby-sitter | La Baby-sitter / Das ganz große Ding (Франция, Италия, ФРГ)
1975 Нянька | Jeune fille libre le soir (Франция)
1972 Бег зайца по полям | And Hope to Die | Course du lièvre à travers les champs, La (Франция)
1971 Дом под деревьями | Maison sous les arbres, La (Италия, Франция)
1969 Пассажир дождя | Rider on the Rain | Passager de la pluie, Le (Франция, Италия)
1965 Горит ли Париж? | Paris brûle-t-il? (Франция)
1964 Хищники | Joy House | Félins, Les (Франция)
1962 День и час | Day and the Hour, The | Jour et l'heure, Le (Италия, Франция)
1961 Как радостно жить | Joy of Living, The | Quelle joie de vivre (Италия, Франция)
1959 На ярком солнце | Plein soleil (Франция, Италия)
1958 Плотина на Тихом океане | This Angry Age | Barrage contre le Pacifique (Италия, США)
1958 Этот жестокий век | This Angry Age (США)
1956 Жервеза | Gervaise (Франция)
1953 Господин Рипуа | Knave of Hearts | Monsieur Ripois (Великобритания, Франция)
1952 Запрещённые игры | Forbidden Games | Jeux interdits (Франция)
1950 Стеклянный замок | Glass Castle, The | Château de verre, Le (Франция, Италия)
1948 У стен Малапаги | Beyond the Gates | Mura di Malapaga, Le (Франция-Италия)
1947 Проклятые | Les Maudits (Франция)
1946 Спокойный отец | Mr. Orchid | Le pêre tranquille (Франция)
1946 Красавица и чудовище | Beauty and the Beast | Belle et la bête, La (Франция)
1945 Битва на рельсах | The Battle of the Rails | Bataille du rail, La (Франция)
1943 Те, что на рельсах | Ceux du rail (документальный)
1942 Большая пастораль (Франция, документальный)
1939 Береги свою левую | Soigne ton gauche
Сценарист
1975 Приходящая няня | A baby-sitter | La Baby-sitter / Das ganz große Ding (Франция, Италия, ФРГ)
1975 Нянька | Jeune fille libre le soir (Франция)
1971 Дом под деревьями | Maison sous les arbres, La (Италия, Франция)
1964 Хищники | Joy House | Félins, Les (Франция)
1962 День и час | Day and the Hour, The | Jour et l'heure, Le (Италия, Франция)
1961 Как радостно жить | Joy of Living, The | Quelle joie de vivre (Италия, Франция)
1959 На ярком солнце | Plein soleil (Франция, Италия)
1958 Плотина на Тихом океане | This Angry Age | Barrage contre le Pacifique (Италия, США)
1953 Господин Рипуа | Knave of Hearts | Monsieur Ripois (Великобритания, Франция)
1952 Запрещённые игры | Forbidden Games | Jeux interdits (Франция)
1950 Стеклянный замок | Glass Castle, The | Château de verre, Le (Франция, Италия)
1947 Проклятые | Les Maudits (Франция)
1945 Битва на рельсах | The Battle of the Rails | Bataille du rail, La (Франция)