27 июня 1941 (Варшава, Польша) - 13 марта 1996 (Варшава, Польша)
Польский режиссёр и сценарист.
В 1968 году окончил режиссёрский факультет Высшей школы кинематографии, телевидения и театра в Лодзи. Во время учебы снял короткометражные ленты «Трамвай», «Учреждение», «Концерт по заявкам», «Съемка». Затем работал на студии документальных фильмов в Варшаве, снимал публицистические социальные картины — «Из города Лодзи» (1969), «Я был солдатом» (1970), «Фабрика» (1970) и самый значительный из фильмов так называемого «нового документализма» начала 70-х годов — «Рабочие-71: ничего о нас без нас» (совместно с Т. Зыгадло), другая версия — «Хозяева».
В то же время поставил короткометражный фильм «Подземный переход» (1973) и телефильм «Персонал» (Personel, 1974, главный приз на МКФ в Маннгейме-75), открывающие «игровой» период его творчества, хотя режиссер не ушел из документалистики и в последующие годы, чему свидетельством такие известные ленты, как «Первая любовь» (1974, специальная премия на МКФ в Кракове), «Биография» (1975), «Больница» (1976, главная премия на МКФ в Кракове), «С точки зрения ночного сторожа» (1977, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Кракове, премии на МКФ в Нионе и Лилле-79), «Семь женщин разного возраста» (1978), «Болтающие головы» и «Вокзал» (1980).
В 1976 году создает первый полнометражный игровой фильм «Шрам», во многом перекликающийся по тематике и стилистике с документальными работами, а следом — острую публицистическую ленту «Спокойствие» (1976 ), одну из первых работ «кинематографа морального беспокойства», безусловным художественным и нравственным лидером которого становится Кесьлевский.
Заметный переход творчества режиссера к синтезу парадокументальной поэтики и более метафорической драматургии начинается в картине «Кинолюбитель» (Amator, 1979, главная премия и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Москве; главная премия на МКФ в Чикаго-80), сделавшей его имя известным и за пределами Польши. В период «Солидарности» (был в 1978-1981 вице-председателем Союза польских кинематографистов, сыгравшего заметную роль в поддержке первого независимого профсоюза Восточной Европы) снимает картину «Случай» (1981) и телефильм «Короткий рабочий день» (1981), в которых наряду с политической ангажированностью режиссера проявилось и его стремление найти новую стилистику.
Закончившейся эпохе «Солидарности» посвящена аллегорическая лента «Без конца» (1984), после чего в творчестве режиссера наступает трехлетняя пауза, из которой выходит совершенно иной Кесьлевский, всемирно известный режиссер, лауреат бесчисленных кинопремий. В 1988 появляются на экране киноверсии двух серий его телевизионного «Декалога», представляющего собой своеобразный перевод библейских заповедей на язык светского кинематографа — «Короткий фильм об убийстве» (премия жюри и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, премия «Феликс» за лучший европейский фильм) и «Короткий фильм о любви» (специальная премия на МКФ в Сан-Себастьяне, приз на МКФ в Чикаго) . Эти фильмы как бы предваряли выход на телеэкран остальных новелл «Декалога». Проект, не имевший прецедентов в мировом кино, открыл в творчестве Кесьлевского новую черту — склонность к серийности, к драматургическим панорамам, рассматривающим сюжет как бы с разных сторон. Это произошло, в частности, с картиной «Двойная жизнь Вероники» (La double vie de Veronique, 1991, Франция — Польша, премия экуменического жюри на МКФ в Канне) и в еще большей степени в последней работе режиссера, тоже снятой в сотрудничестве с французскими продюсерами — в трилогии «Три цвета»: «Голубой» (Blue (Kieslowski), 1993, главная премия поровну на МКФ в Венеции), «Белый» (White, 1993, премия на МКФ в Берлине-94) и «Красный» (Rouge, номинация на «Оскар» за сценарий и режиссуру), отмеченной во Франции в 1995 премией имени Жоржа Мельеса. После завершения трилогии объявил об окончательном уходе из кино, но все-таки продолжал работу над сценариями следующей трилогии. Однако работу эту прервала смерть.
роли в кино 1976 Извините, тут бьют? | Foul Play | Przepraszam, czy tu biją? (Польша) :: эпизод 1970 Голубое, как Чёрное море | Blue as the Black Sea | Niebieskie jak Morze Czarne (Польша) :: эпизод 1967 Солнце всходит раз в день | Sun Rises Once a Day, The | Słońce wschodzi raz na dzień (Польша) :: милиционер 1966 Дон Габриэль | Don Gabriel (Польша) :: легионер 1966 Ад и рай | Hell and Heaven | Piekło i niebo (Польша) :: эпизод 1965-1968 Ставка больше, чем жизнь | More Than Life at Stake | Stawka większa niż życie (Польша) :: партизан
архивные кадры 2007 Канны, 60 лет истории | Cannes, 60 ans d'histoires (Франция, документальный)
Режиссер 1994 Три цвета: Красный | Three Colours: Red | Trois couleurs: Rouge (Польша, Франция, Швейцария) 1994 Три цвета: Белый | Three Colors: White | Trzy kolory: Bialy (Польша, Франция, Швейцария) 1993 Три цвета: Синий | Trois couleurs: Blue (Польша, Франция, Швейцария) 1991 Двойная жизнь Вероники | Double Life of Veronique, The | Double vie de Véronique, La (Франция, Польша, Норвегия) 1988-1990 Декалог | Dekalog (Польша) 1988 Короткий фильм о любви | Krótki film o miłości (Польша) 1987 Короткий фильм об убийстве | Short Film About Killing, A | Krótki film o zabijaniu (Польша) 1985 Без конца | No End | Bez końca (Польша) 1981 Случай | Blind Chance | Przypadek (Польша) 1981 Короткий рабочий день | Krótki dzien pracy (Польша) 1980 Покой | Spokój (Польша) 1979 Кинолюбитель | Camera Buff | Amator (Польша) 1978 С точки зрения ночного сторожа | Night Porter's Point of View (Польша) 1976 Шрам | Scar, The | Blizna (Польша) 1975 Персонал | Personnel | Personel (Польша) 1967 Концерт желаний | Koncert zyczen (Польша, короткометражный) 1966 Учреждение | Urzad (Польша, короткометражный)
Сценарист 2007 Надежда | Nadzieja (Германия, Польша) 2005 Ад | Enfer, L' (Бельгия, Италия, Франция, Япония) 2002 Рай | Heaven (Великобритания, Германия, Италия, США, Франция) 2000 Большой зверь | Duże zwierzę (Польша) 1994 Три цвета: Красный | Three Colours: Red | Trois couleurs: Rouge (Польша, Франция, Швейцария) 1994 Три цвета: Белый | Three Colors: White | Trzy kolory: Bialy (Польша, Франция, Швейцария) 1993 Три цвета: Синий | Trois couleurs: Blue (Польша, Франция, Швейцария) 1991 Двойная жизнь Вероники | Double Life of Veronique, The | Double vie de Véronique, La (Франция, Польша, Норвегия) 1988-1990 Декалог | Dekalog (Польша) 1988 Короткий фильм о любви | Krótki film o miłości (Польша) 1987 Короткий фильм об убийстве | Short Film About Killing, A | Krótki film o zabijaniu (Польша) 1985 Без конца | No End | Bez końca (Польша) 1981 Случай | Blind Chance | Przypadek (Польша) 1981 Короткий рабочий день | Krótki dzien pracy (Польша) 1980 Покой | Spokój (Польша) 1979 Кинолюбитель | Camera Buff | Amator (Польша) 1978 С точки зрения ночного сторожа | Night Porter's Point of View (Польша) 1976 Шрам | Scar, The | Blizna (Польша) 1975 Персонал | Personnel | Personel (Польша) 1967 Концерт желаний | Koncert zyczen (Польша, короткометражный)