6 (19) апреля 1903, Москва — 4 февраля 1984, Москва
Заслуженный деятель искусств РСФСР (27.01.1955).
В 1919 году учмлся в Свободных художественных мастерских у К. А. Коровина и П. М. Шухмина, в 1920—1926 - у В. Н. Яковлева.
В 1927—1933 годах служил в отдельной кавбригаде РККА.
В 1934—1937 годах был главным художником Реалистического театра Н. П. Охлопковаю
В 1941—1944 годах - главный художник Малого театра.
В 1945-1948 годах - художник Новосибирского театра оперы и балета.
В 1948—1963 годах - главный художник ЦДТ.
Сотрудничал также с Московским театром имени М. Н. Ермоловой.
Автор воспоминаний «Грани признания» (1986) и книг по искусству. В 1970-1971 годах сотрудничал c Театром оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани.
Работал в области журнальной графики и плаката, в кино, цирке, в области массовых народных зрелищ.
С 1946 года постоянно участвовал в оформлении физкультурных парадов. Стал автором знаменитого «стадионного фона» (вначале с применением цветовых книг, затем флажков). Это изобретение впоследствии широко использовалось на спортивных праздниках всего мира. В 1957 году - главный художник VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Его известная динамическая картина Перечеркнутая бомба, созданная флажками десяти тысяч участников, вошла в историю массовых праздников. Оформлял крупнейшие театрализованные концерты конца 50-70-х гг.: концерт к пятидесятилетию Октябрьской революции (КДС, 1967); концерт к пятидесятилетию образования СССР (Дворец спорта, Париж, 1972); театрализованное представление «Песни и танцы русских революций» (Парижский павильон, 1977) и многие другие. Одна из последних работ — празднование двухсотлетия Днепропетровска (1976). Акватория Днепра превратилась в огромный эстрадный театр. На полуторакилометровом мосту был устроен раздвижной водяной занавес, из которого появлялись декорированные плавучие сцены — «реки» Дон, Нева, Волга с эстрадными коллективами.
Активно участвовал в возрождении Московского мюзик-холла.
Всегда стремился к созданию действующего динамического оформления, заложил теоретические основы сценографии эстрадного представления и массовых зрелищ. «…Подчинить своей воле средство оформления, вдохнуть в него жизнь и действие, заставить работать его на идею, служить своей мысли — вот принцип, который я развиваю и совершенствую...»
Был одним из инициаторов создания секции художников при Совете ВТО по театрализованным представлениям и праздникам (1981).
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Сын - художник, заслуженный деятель искусств РСФСР и Татарской АССР Андрей Кноблок (род. 1938).
театральные работы
Оформил спектакли:
1935 — «Аристократы» Н.Ф. Погодина
1936 — «Отелло» Шекспира
1937 — «Трактирщица» К. Гольдони
1937 — «Кола Брюньон» Р. Роллана
1938 — «Кочубей» А.А. Первенцева (Московский Камерный театр)
1939 — «Кубанцы» Виктора Ротко
1941 — «Варвары» М. Горького
1942 — «Фронт» А.Е. Корнейчука
1947 — «Доктор Айболит» И.В. Морозова (НГАТОБ)
1949 — «Я хочу домой» С.В. Михалкова
1952 — «Закройщик из Стракониц» Й.К. Тыла
1952 — «Васса Железнова» М.Горького
1953 — «Страница жизни» В.С. Розова
1954 — балет «Левша» (Свердловский театр оперы и балета)
1955 — «Димка-невидимка» В.Н. Коростылёва и М.Г. Львовского
1959 — «Друг мой, Колька!» А.Г. Хмелика
1960 — «Рамаяна»
1960 — «Когда загораются звезды» (Московский мюзик-холл)
1961 — «Москва - Венера, далее везде» (Московский мюзик-холл)
1962 — «Ромео и Джульетта» Шекспира
1963 — «Тик-так, тик-так» (Московский мюзик-холл)
1965 — «О, Маргарита!» В.С. Полякова (Театр миниатюр)
1970 — «Свадьба на всю Европу» А.М. Арканова и Г.И. Горина (Московский драматический театр им. Гоголя)
1971 - «Водяная» Энвера Бакирова (Казань), балетмейстер-постановщик Игорь Валентинович Смирнов.
призы и награды
Сталинская премия второй степени (1948) — за оформление балетного спектакля «Доктор Айболит» И.В. Морозова, поставленного на сцене Новосибирского театра оперы и балета.
Государственная премия Татарской АССР имени Габдуллы Тукая (1973).
Художник
1955 Весенние голоса
1940 Светлый путь1936 Заключенные